Главная страница
Историческая справка образования и развития Управления внутренних дел на транспорте

Бурное строительство сети железных дорог в Российской империи во второй половине 19 века затронуло и территорию Беларуси, которая входила в её состав. Возникшая проблема обеспечения общественного порядка на железнодорожных магистралях была решена созданием Жандармских полицейских управлений железных дорог, которые подчинялись Военному министерству и входили в состав Отдельного корпуса жандармов.

Большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 г., отлично понимали важность транспортных магистралей. 30 января 1918 г. СНК утвердил Всероссийскую межведомственную комиссию по охране дороги. В марте 1918 г. охрана дорог перешла в ведение НКПС, а на территории Беларуси к Комиссариату путей сообщения Западной области и фронта.

18 февраля 1919 года обеспечение безопасности и правопорядка на железной дороге переходит к НКВД, одновременно утверждается положение о Рабоче-крестьянской железнодорожной милиции. В результате, в апреле 1919 года на заседании Минского губревкома принимается решение о срочном создании железнодорожной милиции Беларуси. Согласно утверждённому положению железнодорожную милицию составляли Железнодорожный отдел главного управления милиции, линейные, районные и участковые управления.

С 1921 года охрана общественного порядка, борьба с преступностью на железнодорожном транспорте Беларуси возлагалась на транспортные отделы органов государственной безопасности НКВД, управления и отделы стрелковой охраны НКПС, территориальные органы милиции. К середине 30-х годов практика показала, что созданная система обеспечения правопорядка на железнодорожном транспорте не оправдывает себя. Поэтому совместным приказом НКВД СССР и НКПС СССР от 26 июня 1937 г. в составе ГУРКМ НКВД СССР был организован Отдел железнодорожной милиции, в подчинении которого находились отделы железнодорожной милиции, учрежденные в местах нахождения управлений железных дорог.

Приказом НКВД БССР №0042 от 10 июля 1937 года был организован Отдел железнодорожной милиции Белорусской железной дороги, с местом расположения в г. Гомеле. В подчинении отдела находились отделения в Унече, Могилеве, Жлобине, Калинковичах, Осиповичах и оперпункты на ст. Новобелицкая, Сновская, Новозыбков, Кричев, Бобруйск, Слуцк.

К 1940 году правопорядок на железных дорогах БССР обеспечивали четыре отдела железнодорожной милиции: на Белорусской, Западной, Брест-Литовской и Белостокской железных дорогах.

В первые часы Великой Отечественной войны пришлось вступить в бой работникам линейного отделения милиции станции Брест. К полудню 22 июня город полностью оказался в руках гитлеровцев. Но еще долго не смолкали выстрелы в районе железнодорожного откоса. Героическая оборона Брестского вокзала, которую возглавил начальник линейного отделения подполковник А. Я.Воробьев, вошла во все учебники истории.

С началом Великой Отечественной войны значительно расширились обязанности транспортной милиции. К ее функциям прибавились такие, как выявление на железнодорожных магистралях вражеских агентов, диверсантов, военных дезертиров, мародеров, обеспечение организованной эвакуации населения, промышленных предприятий и т.д. И именно железнодорожные войска и милиция первыми начали возрождение транспортного хозяйства Беларуси.

После освобождения Белоруссии от захватчиков на постоянную работу отзывались милиционеры, которые прежде служили здесь. Боевая выучка фронтовиков и партизан оказалась весьма кстати. На освобожденной территории оставалось немало фашистских пособников, которые ушли в подполье и вместе с дезертирами создавали бандитские группы.

В сентябре 1947 г. транспортная милиция Беларуси была включена в состав Министерства государственной безопасности СССР. Органами ее управления стали: управления охраны МГБ на Белорусской, Брест-Литовской, Западной железных дорогах с дислокацией соответственно в городах: Гомель, Барановичи, Смоленск. Первоначально Управление охраны МГБ на Белорусской железной дороге размещалось в г. Гомель на первом этаже «Дома Коммуны» (по проспекту Ленина, 51).

Приказом МГБ СССР от 2 апреля 1948 г. № 00139 в г. Могилеве была создана школа переподготовки сержантского состава Главного управления охраны МГБ СССР на железнодорожном и водном транспорте, которая в 1952 г. была реорганизована в школу подготовки оперативного состава для органов транспортной милиции. Выпускники могилёвской школы и теперь составляют ядро белорусской транспортной милиции.

В марте 1953 г. произошло объединение Министерства государственной безопасности с Министерством внутренних дел, образовав единое Министерство внутренних дел СССР. На Белорусской железной дороге было создано Дорожно-транспортное Управление (ДТУ) МВД СССР. В апреле 1954 г. из МВД СССР был выделен в самостоятельную структуру Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Органы транспортной милиции стали напрямую подчиняться МВД СССР, в составе которого было создано Управление транспортной милиции.

В Белорусской транспортной милиции в 1954 г. органом управления стал Дорожный отдел милиции на Белорусской железной дороге, а на местах – линейные отделы, отделения, пункты и посты милиции. В целях улучшения взаимодействия в работе территориальной и транспортной милиции органы транспортной милиции в 1959 году были переданы в МВД союзных республик, по территории которых проходили железные дороги – приказ МВД БССР № 90 от 21.06.1959 г. «О подчинении Дорожного отдела милиции на Белорусской железной дороге МВД БССР».

Дальнейшее реформирование структуры транспортной милиции происходило в соответствии с приказом МВД СССР от 11 февраля 1969 г., согласно которому в составе центрального аппарата МВД СССР образовано самостоятельное Управление транспортной милиции. Оно осуществляло руководство деятельностью органов транспортной милиции в масштабе страны.

В 1970 г. в структуре транспортной милиции были созданы специальные подразделения для обеспечения безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов гражданской авиации. В аэропортах Беларуси были созданы подразделения милиции: в аэропорту Минска – линейный отдел милиции, в аэропорту Гомеля – линейное отделение милиции, в аэропортах Бреста, Витебска, Гродно и Могилева – линейные пункты милиции. В связи с этим Дорожный отдел милиции на Белорусской железной дороге был преобразован в Белорусский отдел транспортной милиции (БОТМ). В 1976 г. БОТМ был преобразован в Белорусское управление транспортной милиции (БУТМ).

Çäàíèå, ãäå ïåðâîíà÷àëüíî ðàçìåùàëñÿ ÄÎÌ íà Áæä (ã. Ìèíñê, óë. Ëåíèíà, 17)Приказом МВД СССР № 250 от 26 марта 1980 г. управления транспортной милиции были преобразованы в соответствующие управления внутренних дел на транспорте МВД СССР, линейные отделы и отделения на железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте – в отделы, отделения внутренних дел на транспорте.

После распада СССР и образования суверенной Республики Беларусь задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на железнодорожных магистралях и в аэропортах нашей страны были возложены на Управление внутренних дел на транспорте МВД Республики Беларусь, положение о котором было утверждено Постановлением Совета Министров республики № 241 от 29 апреля 1992 г. Данным положением была закреплена система ОВД на транспорте, которая на современном этапе включает в себя: Управление внутренних дел на транспорте, отдел внутренних дел на транспорте, отделение внутренних дел на транспорте и линейный пункт милиции. Отделы внутренних дел на транспорте функционируют в г. Минск, Брест, Барановичи, Орша, Лида, Молодечно, Гомель, Гродно, Могилёв, Витебск, Полоцк, отделения в г. Луненец, Жлобин, Калинковичи, Лида, Волковыск, Кричев, Бобруйск, Слуцк, линейные пункты милиции в г. Борисов и аэропорту Минск –1 и др.

Сегодня в зоне прямой ответственности милиционеров-транспортников 5,5 тысяч километров рельсового пути, 18 крупных железнодорожных узлов, свыше 400 станций, 7 аэропортов.

В структуре Управления действуют Отдел уголовного розыска, ОБЭП, Отдел по раскрытию преступных посягательств на грузы, Отдел охраны и правопорядка, ОПНОНиПСН, Отдел дознания, Отдел собственной безопасности, Управление кадров, Информационно-аналитический и экспертно-криминалистический центры, другие службы. Все эти службы обеспечивают стабильное функционирование транспортных артерий Республики Беларусь, безопасность пассажирских и грузовых перевозок, защиту личной и имущественной безопасности граждан, поддерживают надлежащий общественный порядок на объектах железной дороги и в аэропортах.