Регистрация и авторизация через Вконтакте Авторизация через Одноклассники
БобруйскРегистрация Забыли пароль? почта БобруйскПочта

    Подписаться на наши новости

    Введите свой e-mail адрес:

    Будь в курсе новостей родного города!­­­­­

    Последние объявления

    10 февраля 2007   Просмотров: 1597

    Охотник за легендами

    Охотник за легендами
    Сейчас, увы, редко кто генеалогическое древо дальше трех поколений выстроит: себя вспомнит, маму, папу, дедушку да бабушку... и вся линия. А вот художник Иван Супрунчик из деревни Теребличи Столинского района не только свою, но и родного села родословную знает. Откуда, спросите?

    Много лет собирает Иван Филиппович местные предания и легенды, записывает, иллюстрирует, а потом рассказывает об истории здешних мест школьникам, да и просто всем желающим:

    — Село наше с двенадцати родов начиналось, двенадцать хат тут стояло. «Булi ў нiх Лiхваны, Моўсее, Карпы, Кормыльцэ, Барысы, Клубы, Андрэе, Кошэўскiе, Козакi, Макады, Коўбасы, Стрэльцэ. I ось жыў чоловек, малады, але вельмi розумны. Прозвалi его Лiхван Лiхваненя. Забiў ён шчiколтком целя, i ўсе чысто падзелiў по родох так, як бы даў iм кожнаму роду халакцерысцiку. Клубам — прысы, бо там Еўмен лысы, Кошеўскiм — рогi, бо не уступаюцца з дорогi...» — так рассказывает на местном говоре Иван Филиппович. О дюжине родов, с которых и начались Теребличи, в предании по порядку рассказывается. Теперь же в деревне не 12, а более 300 семей, да жителей — за тысячу.

    Официально временем рождения Теребличей считается середина XIX века, а вот Иван Филиппович уверен, что люди здесь не одну тысячу лет живут. И показывает найденные им в урочище Башино каменные наконечники стрел. А вообще, в самодеятельном музее художника и библиотекаря Супрунчика более 1.000 экспонатов: в основном это предметы, которые он собрал по окрестным деревням. Впервые здесь я увидела «мач» — длинную выгнутую лопату, которой очищали хлев от навоза, или «барыло» — сосуд, в котором хранили самогон или медовуху. Можно здесь потрогать «канопли» — приспособление, на котором трепали коноплю, или «бовкун» — для упряжи одного вола, подивиться на «ложбень» — туес для меда или «огники» и «кресало»– старинные зажигалки.

    Вдоль стен музея и на них — рисунки и рубленные топором скульптуры. Так Иван Филиппович иллюстрирует теребличинские, ольманские и ольшанские предания да обряды, многие из которых сохранились еще с языческих времен. Большинство их связано с рождением, женитьбой и смертью человека.

    В древние времена бабу–повитуху в Теребличах к роженице на санях возили, даже летом. А как пуповину баба завяжет, варили кашу в горшке, горшок обязательно разбивали и кашей всех угощали...

    Или перед сватовством ставил отец на пороге «боты», в один — сыпал песок, в другой — зерно и просил сына принести ему один сапог. Если приносил сын сапог с зерном, значит, пора свататься, если с песком — ждали еще год...

    «Головкин камень», «Как дни сгубили», «Лопатина»... Все это названия местных преданий, а если хотите их услышать — приезжайте в Теребличи. Тем более что в музее–библиотеке встретит вас увлеченный своим делом человек.


    www.sb.by

    Пожалуйста, соблюдайте правила комментирования на портале BOBR.by
    comments powered by Disqus

    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа
    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа

     
    Хостинг в Беларуси - Active TechnologiesХостинг в Беларуси
    Подписка на rss Vkontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Instagram YouTube
    232 814 - именно столько уникальных пользователей нас посетило за июнь 2018 года.
    На основе Google Analytics*