close.svg

Авторизация

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь

arrow
arrow
Самые комментируемые
arrow
arrow
Самые просматриваемые
arrow
arrow

Ставку НДС планируется установить на отметке 22-24%

В Беларуси во всю идет подготовка бюджета на следующий год. Рассматриваются варианты снижения налоговой нагрузки. Главные действующие «лица» фискальной драматургии — налог на добавленную стоимость и оборотные налоги. Последних, вероятнее всего, из сценария удалят, отдав главную роль НДС.

Ставку НДС планируется установить на отметке 22-24%, сообщил БЕЛТА первый заместитель министра финансов Андрей Харковец.

Замминистра по налогам и сборам Лариса Кондратова, в свою очередь, заявила о планах отмены налога с пользователей автомобильных дорог и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, которые сейчас уплачиваются единым платежом по ставке 3% от выручки. Для компенсации выпадающих доходов бюджета будет повышена ставка НДС с нынешних 18% до 24%, отметила замглавы налогового ведомства.

«Конечно, — говорит она. — увеличение НДС по-разному затронет предприятия различных сфер деятельности. В зависимости от доли добавленной стоимости кто-то больше заплатит НДС, кто-то — меньше. Но в целом планируемые изменения, особенно отмена оборотных налогов, имеющих каскадный эффект, будут способствовать упрощению системы налогообложения, повышению конкурентоспособности белорусской продукции».

Одновременно будут отменены и местные целевые сборы: с 2008 года государство не намерено взимать транспортный сбор, сборы за осуществление торговли и строительства.

Кроме того, предполагается установить единую ставку местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги — 5% (сейчас 5% и 15%). При этом ставку налога на прибыль предполагают оставить на прежнем уровне — 24%.

Отмена с 2008 года оборотных налогов, убеждена Л. Кондратова, станет шагом к сокращению фискальной нагрузки.

Руководство же страны рассчитывает на то, что предпринимаемые меры поубавят число просителей государственной поддержки. Об этом говорил вице-премьер Андрей Кобяков на недавнем совещании у президента по проблеме оказания господдержки реальному сектору экономики, объявив завершение эры государственного меценатства и переход на принцип «индивидуальной поддержки в исключительных случаях».

«Это может быть связано с поддержкой предприятий, имеющих стратегическое значение для страны», — добавил А. Кобяков, возглавляющий, к слову, созданную в правительстве специальную рабочую группу, налоговые предложения как раз и вырабатывающую.

На отказе от оборотных платежей в пользу увеличения НДС настаивало и бизнес-сообщество. Участник рабочей группы Александр Калинин, координирующий в ней позиции сразу нескольких предпринимательских организаций (Белорусского союза предпринимателей, Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Белорусского союза налогоплательщиков), подчеркивает, что вместо заявленного процесса упрощения налоговой системы в Беларуси идет реальное ее усложнение, и приводит в качестве доказательства данные статистики.

По итогам первого квартала государство через налоги сосредоточило в своих руках 53% ВВП вместо 42,8% в 2006 году. Хотя первый замминистра финансов А. Харковец стоит на том, что налоговая нагрузка на белорусскую экономику в 2006 году составила лишь 34%. По его информации, в общей сумме прошлогодних доходов бюджета, исполненного с профицитом, налоговые поступления составили 61,4%, взносы на государственное социальное страхование — 32,4%, неналоговые доходы — 6,2%.

В 2008 году Минфин прогнозирует дефицит бюджета, но не более 1% ВВП. По словам замминистра, «сопоставляя динамику роста ВВП и увеличения бюджетных расходов по отдельным направлениям, видно, что рост расходов значительно превышает рост ВВП. Это говорит о том, что надо чуть-чуть умереннее тратить деньги».

Пока белорусский бюджет «в плюсе»: в мае он составил около 1,6 трлн. рублей, что в Министерстве финансов объясняют «опережающими поступлениями доходов, включая целевые бюджетные фонды и Фонд социальной защиты населения, над расходами».

Бюджетные доходы (за пять месяцев составившие около 13,6 трлн. рублей) пополнили около 790 млрд. рублей налога на прибыль и 2,3 трлн. рублей НДС.

Бюджет-2008 должен быть сформирован с учетом упрощенной налоговой системы, заявил Александр Лукашенко, в своем апрельском послании к народу и парламенту.

«Это ненормально, что на небольших предприятиях вынуждены держать десяток бухгалтеров, чтобы справиться со всеми инструкциями, — сказал президент. — Сегодня бизнесмены даже не ставят вопрос о сокращении объемов налогов, они просят сделать налоговую систему не такой сложной и запутанной, исключить противоречия, обеспечить ее стабильность и неизменность в течение длительного времени».

Откуда взялись 24%?

Есть платежи, исчисляемые в процентах от выручки (налог с пользователей автомобильных дорог, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки). Они составляют 3% от выручки предприятия, поясняет Александр Калинин. В масштабах же всей экономики страны 1% от выручки равен 2% ставки НДС. Если убрать оборотные налоги (перевести их на другую базу), получим ставку НДС в 24%.

«При этом ничего нигде не меняется: предприятия это платили и раньше, просто теперь смогут платить не тремя платежами, а одним, — подчеркивает участник рабочий группы. — Автоматически получаемую ставку налога на добавленную стоимость в 24% можно снизить за счет имеющихся сегодня нелогичных льгот. Например, в Беларуси студенты-платники государственного вуза не платят НДС, а негосударственных — платят. Эта льгота стоит бюджету более 40 млрд. недополученных рублей. И таких льгот много. Если их все пересмотреть, можно выйти на ставку 23-23,5%».

По его словам, «множество других мелких налогов (налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на услуги, сбор на содержание инфраструктуры, некоторые экологические налоги и пр.) можно заменить увеличенной ставкой НДС. В таком случае выходим на ставку НДС в размере около 25%».

При этом, отмечает А. Калинин, «получим нормальную систему четкого, прозрачного налогового законодательства, которую можно легко администрировать. Тогда, наверное, и платить налоги будет больше людей».

По результатам проверок налоговых служб, коснувшихся в первом квартале 6,6 тыс. работающих в Беларуси предприятий и 10,7 тыс. индивидуальных предпринимателей, нарушения налогового законодательства были выявлены у 68% предприятий и 67,3% ИП.

naviny.by

ОБСУЖДЕНИЕ
Комментарии отсутствуют