Регистрация и авторизация через Вконтакте Авторизация через Одноклассники
БобруйскРегистрация Забыли пароль? почта БобруйскПочта

    Подписаться на наши новости

    Введите свой e-mail адрес:

    Будь в курсе новостей родного города!­­­­­


    Площадь им. Ленина

    Перейти к видеотрансляции

    13 июня 2018   Просмотров: 2249

    «Путь мужика» Валерия Романчука

     «Путь мужика» Валерия Романчука
    В этом году в финале республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси» в Минске от Могилевской области был отмечен один-единственный проект. Называется «Техноателье», а авторство принадлежит мастеру производственного обучения Бобруйского государственного механико-технологического колледжа Валерию Романчуку. Он со своими воспитанниками на протяжении вот уже почти двадцати лет в кружке технического творчества «Автомобилист» из старой, прохудившейся, никому не нужной техники-металлолома - машин, мотоциклов, велосипедов и так далее – делает авторскую новую. Процесс «появления на свет» одного экспоната занимает около года.

    Сюда входит не только сбор и обкатка конструкции, но и, конечно же, мозговой штурм: поиск идеи, точечные просчеты, работа над чертежами. Сам Валерий Николаевич называет этот процесс «путь мужика». После прохождения такой вот школы, где, по словам собеседника, руки должны действовать исключительно «в союзе» с мыслями, за учащихся колледжа не страшно. При этом не важно, выберут они в дальнейшем профессию автослесаря или нет. В жизни, в любом случае, смогут многое: умеют ведь и мастерить, и – главное – думать творчески. А если так, значит всё их Николаич - так дети называют авторитетного, но от этого не менее любимого наставника - делает правильно.

     «Путь мужика» Валерия Романчука

    Сопромат в помощь!

    До того, как попасть в систему образования, наш герой энное количество лет работал в сельхозсфере, в одном из районных хозяйств. Буквально через год после зачисления в штат был назначен главным инженером. А все потому, что о кулибинских талантах Валерия Романчука чуть ли не с первых дней пошла по округе слава.

    - Что лукавить, в наших колхозах-совхозах техника ломается часто. Деталей, запчастей не хватает, и ты все время должен напрягать мозг, чтобы она в таких условиях снова заработала. Задача из ерунды собрать вещь. Поэтому в то время мне ничего иного не оставалось, как окунуться с головой в изобретательство.

    Так, например, когда в хозяйстве запускали астраханскую технологию посева, понадобились маркеры. Народ, как водится, считал: чем толще, тем лучше. Однако стоило заглубить их в почву, трактор переставал тянуть. Что делать?

    Находчивый экс-студент достал институтские конспекты, вспомнил сопромат и буквально на коленке, на глазах удивленных коллег, произвел расчеты. Маркеры вышли легенькими и изящными. «Ты что?! Не пойдет же!» - были уверены все. «Пойдет, не сомневайтесь!» - отвечал Романчук. В итоге, он оказался прав…

    Старший брат

    А когда бобруйчанин попал в колледж, понял: творческий подход здесь пригодится не меньше, чем на селе. Дипломы пишут все учащиеся, уверенно их защищают многие, а вот в прикладном плане мальчишки, за редким-редким исключением, мало что умеют.

    Поэтому сразу же, буквально с первого своего учебного выпуска, Валерий Николаевич теорию перевел в практику: каждый из воспитанников мастера мог даже с закрытыми глазами показать и объяснить экзаменационной комиссии что к чему на самолично собранной, пусть и нестандартной технике.

    Давно ввел Романчук и такой популярный сегодня принцип «равный обучает равного»: это когда, скажем, четвертый курс делится профсекретами с третьекурсниками; те, в свою очередь, объясняют тонкости дела второкурсникам и так далее. Сам наставник, стоит ему лишь переодеться в спецформу для работы в мастерских, становится для пацанов ровней. В такие минуты Николаич воспринимается молодежью скорее как старший брат, нежели как наставник. «А как иначе? – пожимает плечами собеседник. - Трудимся ведь во внеурочное время, да еще плечом к плечу».

    Ничего удивительного, что многие ребята в механико-технологический колледж идут ради этого. О кружке технического творчества «Автомобилист» и проекте «Техноателье» знают, пожалуй, все друзья и приятели бывших и нынешних учащихся. Кое-кто из них на занятия к Валерию Романчуку просится «так, одним глазком посмотреть», а потом, через год или два, поступает в учебное заведение.

     «Путь мужика» Валерия Романчука

    Уникальная коллекция

    Об «автопарке», созданном за эти годы руками его и подшефных, Валерий Николаевич может рассказывать бесконечно. Однако как только речь заходит о том, над чем сейчас колдует команда энтузиастов, мастер сразу замолкает.

    Плагиатчики достали дальше некуда. «А стоит выйти материалу в газете – желающие перехватить идею быстро найдутся, - лаконично объясняет он. – Поэтому не обессудьте: вначале сделаем сами, а потом обязательно поделимся информацией… Могу сказать лишь одно: в разработке два проекта».

    Что ж, Николаич, понимаем, сами сталкивались с так называемым заимствованием не раз… А вот существующую коллекцию оценим с удовольствием. Вся она, к слову, на ходу.

    - Это «Автодискотека», - Валерий Романчук подводит нас к чудо-запорожцу (кажется, машина состоит сплошь из колонок, буферов и каких-то аудиосистем). – Честно говоря, пацаны для себя соорудили, чтобы на природу с собой брать. Музыка валит будь здоров! Были с ней на последних «Дожинках» в Кличеве, так люди подходили и просили звук немного приглушить. А когда на защите работ присутствовал представитель «Бобруйскагромаша» и увидел этот экспонат, сразу пригласил на предприятие восемь наших мальчишек.

    - Вот эту красавицу мы зовем «Профориентация», - переходим к следующему экспонату мы. – Раньше была инвалидная мотоколяска, срезали кабину, сделали цивилизованный открытый кузов, поставили аппаратуру. Мальчишки своими руками усилитель собрали. Скорость набирает до 50 километров в час. А здесь – чоппер «Классик». Конструкция сборная: фара с мотороллера, бензобак со старой-престарой «Явы», колесо с автомобиля, раму сварили сами.

    Мотоцикл «Дракоша» - отдельная тема, - гладит колючий загривок очередного транспортного средства собеседник. – Соорудили его в 2010 году, а только спустя пят-шесть лет таким конструкциям, как выяснилось, дали официальное название «кастомайзеры». Были с мотодраконом на выставке, через пару дней раздается звонок: мол, с вами очень хотят побеседовать. Оказывается, экспонатом заинтересовался руководитель Бобруйского отделения клуба «Ночные волки». Столько комплементов наговорил! Было приятно.

    Здесь еще есть прототип «Дракоши» - мягкий и пушистый мотольвенок или, как его иначе называют, комплекс «Спасатель», по функционалу предназначенный для дежурств на пляже; мотовездеход с гусеничным колесом, которому не страшны ни грязь, ни снег; по-всякому трансформирующийся аквабайк; компактный мотоконь, переименованный с появлением у него длинных девчачьих ресниц и пушистой гривы в «Мотомарусю»; бензопилосамокат, благодаря которому оперативно решается проблема с дровами («Идеальное средство для женщин: ездит и пилит одновременно!» - шутит герой материала) – это далеко не полный перечень того, чем располагает «Техноателье».

    Увлеченные люди

    - А деньги где берете на создание проектов? – спрашиваю я.

    - Скидываемся с ребятами. По-другому никак, - констатирует Валерий Романчук.

    Бывают подспорьем и гранты – их то и дело за уникальные экспонаты выигрывают на различных выставках, экспозициях и конкурсах мастер и его воспитанники. Но это так, капля в море. Прослышав о необычном увлечении учащихся колледжа, приносят сюда детали от всевозможной техники и простые бобруйчане (да и жители других белорусских городов, увидев ноу-хау на республиканских экспозициях, порой подключаются). Людям они уже не нужны, а юным изобретателям, глядишь, и пригодятся. В кружке «Автомобилист» всему рады.

    Конечно, Валерий Николаевич мог бы запросто запатентовать то или иное изделие, выставить его на продажу или объявить аукцион. Думается, покупатели бы нашлись быстро. Но, как говорит он сам, на это, во-первых, нужно время; а во-вторых, творчество перестало бы быть творчеством, превратилось бы в чистую коммерцию. Для мастера производственного обучения ключевая цель иная: воспитать из мальчишек настоящих мужчин, научить их самостоятельно рассуждать и брать на себя ответственность.

    По этим же причинам на крутых самодельных машинах, мотоциклах и самокатах никто не выезжает в город. Их могут лишь загрузить в обычный автомобиль и переместить куда следует. Ведь это, объясняет собеседник, измененные конструкции. Иногда наставник разрешает мальчишкам кататься на «Дракоше» или его собратьях по специально отведенной территории колледжа. И то, под своим чутким присмотром. Дальше – ни-ни.

    Пацаны рады и этому. Они, как и их Николаич, по-настоящему гордятся тем, что смогли сделать такую красоту своими руками.

     «Путь мужика» Валерия Романчука

    МВ


    Пожалуйста, соблюдайте правила комментирования на портале BOBR.by
    comments powered by Disqus

    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа
    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа

     
    Хостинг в Беларуси - Active TechnologiesХостинг в Беларуси
    Подписка на rss Vkontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Instagram YouTube
    232 814 - именно столько уникальных пользователей нас посетило за июнь 2018 года.
    На основе Google Analytics*