Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска


18 января 2022
Во время первой встречи с Ольгой Чашей мы говорили о том, что медиация помогает решать семейные конфликты. В этот раз подробнее остановимся на теме развода родителей. И узнаем на примерах, почему так важно решать судьбу детей не через суд, а путём конструктивных переговоров.
С какими спорами/вопросами, относительно детей, возникающими между родителями в процессе развода, можно обращаться к медиаторам?
– Когда дело дошло до развода и есть совместные несовершеннолетние дети, родителям нужно установить порядок общения с ними. Как правило, суд тщательно и дотошно разбирается в ситуации, но может упустить отдельные, важные нюансы. А мы понимаем, что у ребёнка очень насыщенная жизнь – школа, кружки, и так далее. И это нужно учитывать.
Например, был случай, когда супруги подали на раздел имущества, квартиры, машины. Жена обратилась в суд для взыскания алиментов и установления порядка общения с ребёнком. Нюанс заключался в том, что у сына была инвалидность, и не все его особенности были учтены.
Родителям посоветовали обратиться в медиацию, где они пришли к соглашению, что женщина с ребёнком остаются жить в квартире, потому что она была обустроена под его особенности. Но при этом бывшая жена в счёт алиментов выкупала часть квартиры мужчины. Они нашли оптимальное решение, выгодное для обеих сторон. И при этом ребёнок продолжал общаться с отцом, потому что все эти пункты были подробно описаны в медиативном соглашении.
Ещё один случай. Несовершеннолетняя девочка после развода ушла жить к папе. Мама особо не участвовала в жизни ребёнка, хотя они жили в одном городе. И через два года мужчина решил подать на алименты.
Бывшая жена направила встречный иск в суд о том, что она хочет забрать дочь. Девочке на тот момент уже было около 13 лет, и она не хотела менять привычный уклад жизни.
Отмечу, что все подобные ситуации завязаны на межличностных отношениях. Женщина не хотела платить алименты, обиделась, что на неё подали в суд… Но посредством медиации бывшие супруги пришли к следующему заключению: дочь остаётся жить с папой, а мать уплачивает только 50 процентов прожиточного минимума. И опасения женщины, что ребёнок в итоге останется без жилья, тоже развеяли – на девочку переоформили загородный дом.
Эта история могла бы перерасти в длительные судебные тяжбы, большие траты и привести к постановлению отдать дочь матери. Но в медиации они смогли вместе найти решение, которое всех удовлетворило.
Сам ребёнок может участвовать в медиативных сессиях?
– Нет. В качестве сторон, которые принимают решение, могут быть только совершеннолетние. По необходимости, и по договорённости двух сторон, несовершеннолетние на сессиях могут присутствовать, не более того.
Есть такая практика – ко-медиация, когда медиатор приглашает себе в пару психолога, юриста. Людей, которые помогают своими консультациями вести переговоры.
В такой ситуации несовершеннолетнего можно пригласить с детским психологом, который будет следить, чтобы сессия проходила в комфортных для ребёнка условиях.
Но быть именно стороной в процедуре медиации, подписывать соглашение – может только совершеннолетний.
Как понять, в какой момент нужно обратиться именно к медиатору, а не к тем же психологам и юристам?
– Иногда, когда я общаюсь с людьми о медиации, слышу: «Мне, скорее, нужен коллектор, а не медиатор». А я в противовес этим сомнениям расскажу интересный случай, который произошёл в практике моей коллеги из Орши.
У мужчины была большая задолженность по алиментам, свыше восьми тысяч рублей, и бывшая супруга обратилась в отдел по принудительному исполнению. Но так получилось, что эти люди пришли в медиацию, и смогли договориться. Отец выплатил долг, потому что ему невыгодно было доводить дело до суда, так как он работал в силовых структурах. И вот уже несколько лет проблем с алиментами в этой семье нет.
Что может стать поводом сесть за стол переговоров, если речь идёт о бывших супругах и детях?
– Нужно осознать, что в приоритете ребёнок и его счастье. Что ему и так сложно из-за осознания факта: мама и папа больше не любят друг друга, и делят его.
Я, как педагог с большим стажем, знаю, как сложно детям переживать развод. Это всегда отражается на ребёнке! Вплоть до того, что он хорошо учился, а сейчас по его поведению и успеваемости видно, что в семье сложности.
Поэтому главное – прийти к пониманию, что вы желаете счастья ребёнку. Сгладить углы, чтобы не так болезненно происходил разрыв. И если родители сядут за стол переговоров, они сделают лучше для детей. Потому что никто кроме нас их лучше не знает, ни адвокаты, ни судья.
Только мы понимаем, чего хочет наше чадо, и что может сделать его счастливее.
Насколько в нашей стране развита подобная практика – прислушиваться к детям?
– В первую очередь в медиацию идут, чтобы сэкономить деньги, потому что раздел имущества через суд требует больших трат. Но когда начинается сессия, бывшие супруги уходят от эмоций и приходят к решению вопроса исходя из интересов ребёнка.
И тогда желание поступить так, чтобы дети были счастливы, играет большую роль. С этого момента родители готовы идти на уступки и договариваться.
Но чаще это понимание приходит именно в процессе медиации.
Если у вас есть вопросы к Ольге, пишите в директ её Instagram, и мы обсудим эту тему в следующий раз.
Всего комментариев 0
Поделиться: