close.svg

Авторизация

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь

Культура, отдых, развлечения

21 ноября 2020

В гостях у Анастасии Зарицкой — врач общей практики, кардиолог

Культура, отдых, развлечения

Первый лапотник в округе

Первый лапотник в округе
­В деревне Петровичи Бобруйского района шутят: «Наш дед Саша кого хочешь в лапти обует». И правда, природной смекалки и ловкости 79–летнему Александру Гайшуну не занимать. Местные называют его лапотником, что нисколько не обижает народного умельца, напротив, ему это очень даже по душе.

В деревне Петровичи Бобруйского района шутят: «Наш дед Саша кого хочешь в лапти обует». И правда, природной смекалки и ловкости 79–летнему Александру Гайшуну не занимать. Местные называют его лапотником, что нисколько не обижает народного умельца, напротив, ему это очень даже по душе.
Александр Гайшун: Я свои первые лапти сплел, когда мне было десять лет

В старину хороший лапотник был весьма уважаемым человеком. Гайшун и сам в лаптях ходит, и всю родню свою ими обеспечил, и здешний фольклорный коллектив «Спадарушка» в лыковую обувь обул.

В Петровичах хату дедушки Гайшуна покажет каждый. Да и самого мастера сразу в толпе вычислишь — по обувке. В доме Александра Анатольевича повсюду плетеные корзины, лапти и клубки лыка. При мне пенсионер разматывает один из клубков и трижды загибает лыковую ленту:

— Это будет подошва. Я меряю так: три кулака и два пальца — будут лапти 40–го размера. Как определились с длиной, начинаем плести. С носка. У нас всегда так делали. Хотя знаю, что в России так называемые «косые» лапти — клетки переплетаются наискосок — плетут с пяты. Что еще важно, лыко должно быть высушенным и вымоченным.

Лапти Александр Анатольевич плетет уже лет 7. Когда работал — был и пожарным, и слесарем, и каменщиком, — времени не хватало. Семья, дети, хозяйство внимания требовали. А на старости, говорит, вспомнил про ремесло, которому мать в детстве научила:

— Один сын в городе остался, другого нет, погиб молодым. Два года назад не стало любимой супруги... Так что лапти для меня — и способ время скоротать, и воспоминания молодости, и порой пусть небольшая, но прибавка к пенсии.

Лыковые лапти на базар не возит. Но, по словам методиста централизованной клубной системы Бобруйского района Ирины Гомоновой, мастер принимает участие во всех фестивалях, которые проводятся в районе, области. Обратно возвращается без лаптей — необычную обувку раскупают мгновенно.

Сам пенсионер пару лаптей может изготовить за два часа. Раньше, говорит, в их большом селе в каждой хате лапти плели. И хотя жива их деревня — более сотни людей, лапотники перевелись. Старикам некогда, молодым — неинтересно. Дескать, кому теперь лапти нужны... Но Александр Анатольевич уверяет: это прекрасная обувка.
В деревне Петровичи Бобруйского района шутят: «Наш дед Саша кого хочешь в лапти обует». И правда, природной смекалки и ловкости 79–летнему Александру Гайшуну не занимать. Местные называют его лапотником, что нисколько не обижает народного умельца, напротив, ему это очень даже по душе.
— С виду они кажутся неудобными да неказистыми. А на самом деле быстро принимают форму ноги, мозолей не натирают.

Лапти у Гайшуна прочные, но мягкие. Потому что плетет он их не из лозы, а из лыка. В этом большая разница. Лоза — это ивовые прутья, а лыко — липовая кора. Кору липы собирает с июня по сентябрь. Сушит на чердаке. На открытом воздухе нельзя: пересохнет и потрескается. В непроветриваемом помещении — тоже: наберет влаги, появится специфический запах. Как высохнет, размачивает в теплой воде. И уж после скручивает липовую ленту в клубок. А еще в этом деле не обойтись без спиц — прочных деревянных колышков, которые мастер делает исключительно из ореха. С их помощью плетет боковины и пятку.

Александр Анатольевич рассказывает:

— Лента лыка толстая, потому лапоть выходит прочный. Не чета тем, что плетут, например, из камыша. Я встречал однажды такие — на республиканском фестивале–ярмарке. Выглядят, как домашние тапочки. На ощупь мягкие. Но как их носить? На другой день развалятся. Разве что как сувенир на стенку повесить.

Как выяснилось, есть еще одна очень важная вещь в лапотном ремесле — обора. Это бечевка, которой подвязывают лапти. Она делается из натурального льна. И процесс ее изготовления намного длиннее и сложнее, чем плетение самих лаптей. Лен сперва собирают, треплют, вычесывают, чистое волокно откладывают в сторону, а из коротких остатков на веретене или пряхе крутят нитку. И уж только после этого из нити вьют обору. Сделаешь что–то не по технологии, объясняет мастер, обора выйдет непрочной и будет рваться.

— Я свои первые лапти сплел, когда мне лет 10 было. Голодные послевоенные годы. Отца нет, нас, детей, у мамы четверо. Вот она однажды и говорит: мол, давай–ка, Сашка, учись сам обувь делать. И себе, и младшему брату, и сестрам. Научился. Помню, в школе после звонка на урок бежал в класс, а один из старшеклассников смеха ради наступил мне на развязавшуюся обору. Я шлепнулся и въехал в класс на животе. Нос разбил. Вот тебе и плохая обора. Кстати, после войны обору в нашем селе не столько из льна плели, сколько из крапивы и конопли.

Сегодня искусству плести лапти у Гайшуна учатся местные жители. Директор Петровичского Дома народного творчества Юрий Бобиков уже перенял все тонкости ремесла:

— Мастер прекрасный есть, сырья в округе хватает, вот я и решил лапотником стать. Ведь это очень важно — сохранять традиции, передавать их детям и внукам. Это наша культура, корни.

К слову, здешние мастерицы возродили старинное бранное ткачество, дают мастер–классы, как правильно «положить» узор с помощью специальной дощечки–бральницы, как обрабатывать лен, лозу. В местном Доме культуры собрано более 100 экспонатов домашнего обихода и утвари, есть даже действующий ткацкий станок. А еще сельчане из Петровичей и окрестных деревень вместе отмечают народные праздники и обряды, соблюдая все правила, как когда–то делали их предки.

Прямая речь

Галина Чернова, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Бобруйского райисполкома:

— В Беларуси совсем немного людей, которые с детства помнят, как правильно плести такую обувь. Александр Гайшун — единственный мастер на весь район, а может, и на всю область. Чтобы традиция не умерла, мы и решили возродить это ремесло. Теперь наш умелец дает мастер–классы всем желающим на районных, областных, республиканских фестивалях, форумах и праздниках.
Советская Белоруссия
ОБСУЖДЕНИЕ
Комментарии отсутствуют