Регистрация и авторизация через Вконтакте Авторизация через Одноклассники
БобруйскРегистрация Забыли пароль? почта БобруйскПочта

    Подписаться на наши новости

    Введите свой e-mail адрес:

    Будь в курсе новостей родного города!­­­­­


    25 июня 2018   Просмотров: 357

    «Практика — слабое звено профобразования»: где учат строителей и почему у нас «не как у немцев»

    «Практика — слабое звено профобразования»: где учат строителей и почему у нас «не как у немцев»

    Строительные организации часто сетуют на отсутствие нормальных специалистов — и это при том, что строителей на рынке труда предостаточно. До сих пор многие убеждены, что строителей учат в ПТУ, оттуда и такие «кадры». Но ПТУ давно не существуют, вместо них — лицеи и колледжи. Учат ли там по-другому? Ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский говорит: система обучения другая, и «в отдельных элементах напоминает немецкую».

    — Специалистов по рабочим профессиям на базе 9 или 11 классов учат в профессиональных лицеях. Выпускнику присваивают одну-две-три смежные профессии. Например обучающийся по строительному профилю может получить профессию "штукатур-маляр".

    Колледжи — это учреждения среднего специального образования, более высокий уровень. Они обеспечивают подготовку рабочих высокой квалификации и специалистов среднего звена. Например, техника-программиста, техника-электроника. Подготовка квалифицированных рабочих со средним специальным образованием — это сравнительно новая образовательная программа. Например, специальности «мехатроника» 10 лет. И она востребована на предприятиях: современные автоматизированные системы нужно обслуживать, настраивать, ремонтировать. Очень много теперь в рабочих профессиях интеллектуальной составляющей. Между выпускником ПТУ советского периода и специалистом после окончания профессионального лицея или колледжа — кардинальная разница.


    Фото: worldskills.by

    Недавно прошел III Республиканский конкурс профессионального мастерства WorldSkills. В нем участвовало более 300 учащихся профлицеев, колледжей и вузов, молодых рабочих до 22 лет. Подобные конкурсы позволяют определить, какие требования у производств к специалистам, каких новых профессий не хватает.

    Например, с этого года будем готовить монтажников каркасно-обшивных конструкций сухого строительства — совместно с компанией «Кнауф». В их компетенции — все работы, связанные с гипсокартоном (ГКЛ). Это совершенно новая профессия, которой не было ранее.

    Кстати, те, кто осваивает новые профессии, становятся высокооплачиваемыми и востребованными специалистами. И WorldSkills это подтвердил: участникам конкурса работодатели делали конкретные предложения о трудоустройстве.


    Белорусская команда на чемпионате WorldSkills в Абу-Даби (ОАЭ) заняла 16 место в общекомандном рейтинге.
    Фото: worldskills.by

    С 2015 год мы участвуем и в Мировом чемпионате по профессиональному мастерству WorldSkills International — его еще называют «Олимпиадой для рабочих рук». Это очень престижные соревнования среди молодых профессионалов из более чем 70 стран. Чемпионат проходит раз в два года, и следующий принимает Казань. На него отправим победителей национального чемпионата.

    — У белорусской системы профобразования свой путь или мы все же ориентируемся на зарубежный опыт?

    — Мировым драйвером инженерного и исследовательского развития многих технологий и инноваций является Германия. Например, у них уже запущен пилотный проект «Индустрия 4.0» — безлюдное производство. Так или иначе к этому придут и другие страны. И чтобы эти новшества не с опозданием к нам приходили, мы адаптируем лучший опыт зарубежных стран. На базе наиболее передовых по качеству подготовки кадров лицеев и колледжей мы создаем ресурсные центры, оснащенные современным оборудованием. Например, в индустриально-педагогическом колледже реализуется проект обучающего центра с применением сварочных роботов.


    Завод «Белджи». Фото: Павел Мурашко, tut.by.

    Пока слабое звено профобразования — прохождение практики на предприятиях в подобных современных условиях. В строительной отрасли не так и много инновационных предприятий, многие до сих пор штукатурку вручную наносят, хотя уже давно есть более эффективный машинный способ. Но переход к современным методам работы — это вопрос времени.

    — И все же как построена практическая часть обучения?

    — Если брать профлицеи, то практика построена в три этапа. Первый этап — это изучение отдельных операций в условиях мастерских. Если это сварщик, то сначала на тренажере, подключенном к компьютеру: он отрабатывает, как держать руку, скорость движения, угол наклона. Все отклонения видны на экране.

    Второй этап практики — тоже в мастерских, но уже в реальной сварочной кабине, с разными видами сварочных аппаратов. Обучающийся обретает навыки, учится делать нужного вида швы.

    Третий этап — это производственная полугодовая практика. Вот здесь чаще всего и возникают проблемы. Предприятия, которые заинтересованы в получении хорошего специалиста, выделяют ему опытного мастера, допускают к современному оборудованию. Тем более что на практику приходят совсем не «нулевые», а обладающие базовыми навыками ребята.

    Другие работодатели могут просто поставить практиканта на низкоквалифицированные работы — переносить цемент, например. В итоге, когда потом наш ученик приходит к ним устраиваться на работу, можно услышать, что «вы его не научили». Но мы же должны совместно его учить. Нужно ответственно подходить к заключительному этапу образования.

    Так, например, делают немцы по своей дуальной системой образования. В Германии компании с первого курса берут учеников по договору, направляют его на теоретическое обучение в колледж-партнер, финансируют эту подготовку, несут затраты на практическое обучение. И это частные предприятия. К третьему году обучения они уже окупают свои затраты, потому что обучающийся за три года всех практик на предприятии выполняет все виды работ как полноценный работник и приносит прибыль предприятию, зарабатывая при этом сам. К тому же государство предоставляет льготы по выплате налогов с его зарплаты.

    — А наши учащиеся получают зарплату во время практики?

    — Конечно. По закону учащийся последнего года обучения, который пришел на практику, за выполняемые работы получает зарплату. Эти деньги переводятся в учебное заведение. Лицей или колледж выплачивает их студенту. Стоит отметить, что эти выплаты не облагаются налогами, предприятие не несет затрат. Но я уверен, что предприятия, особенно частной формы собственности, об этом не знают. Хотя частному предприятию выгодно брать на практику стажеров.


    В учебной мастерской каменных работ УО «Минский государственный профессиональный лицей № 5 транспортного строительства». Фото: keramin.by

    — Возможна ли у нас дуальная система образования, как в Германии?

    — В чистом виде она невозможна, так как она предполагает кроме практики еще и софинансирование. Наши предприятия не могут взять на себя обязательства финансировать эту подготовку. Но в отдельных элементах дуальная система у нас работает еще со времен Советского Союза — второй этап практического обучения в сферах машиностроения и строительства можно проводить в условиях производства. Никто этому не мешает. При этом вся нагрузка, в отличие от Германии, лежит на государственном бюджете. Но даже эту возможность наши предприятия не используют, они решают свои задачи здесь и сейчас. А для устойчивого положения на рынке нужно вкладывать в квалификацию персонала.

    Если такие частные компании, как «Хенкель», «Мав», «Кнауф» и другие, понимают это, то они поддерживают наши лицеи и колледжи расходными материалами, берут на стажировку мастеров, в мастерские передают самое новое оборудование. Отмечу и поставщиков сантехнического профиля: они оборудуют целые классы. Эту поддержку они считают инвестициями.

    — Сейчас в стране набирает популярность каркасное домостроение. Готовятся ли специалисты по каркасным технологиям?

    — Появление новой технологии еще не значит, что должна появиться новая специальность. Самым популярным материалом для строительства каркасного дома является дерево, что позволяет не использовать специальную строительную технику и построить дом силами 2−3 человек. Технология не нова, для строительства нужны плотник или столяр, которые выполняют довольно сложные работы и умеют работать с современным оборудованием. Таких специалистов мы готовим, и во время обучения они получают знания и навыки, позволяющие участвовать в производстве каркасных домов.

    Фото: worldskills.by

     

    — От руководителей строительных организаций узнал, что у нас в стране не обучают кровельщиков — учат только битумные кровли на многоэтажках заливать. А специалистов по черепице, металлу с дипломом нет. Все ли так?

    — Да, такая проблема есть. Сейчас мы активно работаем с компанией «Технониколь», глобальным поставщиком кровельных материалов. Вы правы, что технологии кровельных работ убежали далеко вперед, и просто заливать битумом плоские кровли или же укладывать шифер на скатные — это прошлый век. Но хочу обратить внимание, что эффективность нашей работы в системе образования зависит от сильного партнера. Если его нет, то содержание подготовки правильно не выстроишь. Нужно понимать, какие конкретно функции должен выполнять специалист. Наша задача — научить тому, что ждут от специалиста на рынке. Для этого нам нужно обучить своих мастеров. Вот проявил инициативу «Технониколь» — будем работать. Такое сотрудничество выгодно всем. Системе профобразования — престиж заведений, компаниям — компетентные специалисты, специалистам — хорошо оплачиваемая работа.

    TUT.BY


    Пожалуйста, соблюдайте правила комментирования на портале BOBR.by
    comments powered by Disqus

    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа
    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа

     
    Хостинг в Беларуси - Active TechnologiesХостинг в Беларуси
    Подписка на rss Vkontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Instagram YouTube
    232 814 - именно столько уникальных пользователей нас посетило за июнь 2018 года.
    На основе Google Analytics*