Регистрация и авторизация через Вконтакте Авторизация через Одноклассники
БобруйскРегистрация Забыли пароль? почта БобруйскПочта

    Подписаться на наши новости

    Введите свой e-mail адрес:

    Будь в курсе новостей родного города!­­­­­


    Площадь им. Ленина

    Перейти к видеотрансляции


    20 апреля 2019   Просмотров: 1783

    Каково быть учителем в Беларуси, если ты веришь в правду и любишь свободу

    Только за 2019 год в беларуских школах случилась трагедия с убийством учителя и ученика, травля старшеклассников, которые вышли за призом на конкурсе в Питере с БЧБ, сливы результатов республиканских олимпиад. и это еще не всё. KYKY решил выяснить, как всё это переживают сами учителя, и поговорил с преподавателем одной из областных школ страны. Всем педагогам и министерству образования посвящается.

     

    Сразу хочу извиниться перед читателями за свою анонимность: я не слабак, но уважаю и поэтому не хочу подводить свое руководство. В администрации моей школы работают реально классные люди – они, как и я сам, заложники системы. А вдруг кому-то из контролирующих органов что-то не понравится из моей колонки? Да учителей увольняют с позором даже из-за фото в купальниках! А я в любом случае сейчас расскажу истории, которые расходятся с утверждениями в Декрете№18 или №2.

     

    Я преподаю географию – мне с детства не просто нравился этот предмет, я понимал, что интересуюсь только им. До пятого класса меня считали трудным в обучении ребенком – мне вообще не давались ни языки, ни математика. А потом – эврика! Началась география. Сейчас смотрю на своих одиннадцатиклассников и вижу, что большинство из них понятия не имеют, кем хотят стать. Я же в 13 лет четко знал, что буду географом. После школы поступил в ВУЗ на бесплатное. Из-за того, что учился хорошо, на отработку меня отправили не за 300 километров от областного города, а всего лишь за сто. Я год работал и жил в глухой деревне – это был настоящий мрак. Сначала меня подселили к пенсионерке в платке, но вскоре она умерла. Потом меня перевели в общежитие к строителям. Деревенская школа была еще хуже жилищных условий: дети из плохих и всегда пьющих семей, очень навязчивое руководство. Из-за того, что школа была центром местной цивилизации, где были сосредоточены все развлечения, я торчал в ней почти 24/7. От безысходности начал пить – практически каждый день. Но потом взял себя в руки и «съехал» с распределения. Вернулся обратно в большой город, нашел вакансию географа в одной из школ – меня взяли. Попасть на должность географа «с улицы» очень сложно: предмет премиальный, на него выделяют немного часов, соответственно и учителей много не нужно.

     

    Вечный декрет и «сливы» на олимпиадах

     

    Если на одну и ту же вакансию в школе будут претендовать мужчина и женщина, со стопроцентной вероятностью на работу возьмут мужчину, даже если он уступает женщине в профессиональных качествах – гендерная несправедливость процветает. Но посудите сами, сейчас только у нас в школе 12 преподавательниц находятся в декрете, так что еще 12 учителей работают в «подвешенном» состоянии: как только кто-то выйдет из декрета, одному из них сразу скажут «аривидерчи». А некоторые учительницы могут сидеть в декрете по девять лет. Как? Да очень просто: рожают одного ребенка, ждут ровно три года, выходят на один день на работу, а потом: «У меня будет второй ребенок!». И так по кругу – никто не чешется выйти из «отпуска» досрочно. И зачем? Декретные выплаты – это примерно 360 рублей в месяц, а зарплата учителя – около 400 рублей. Нет смысла париться с учениками, если можно получать те же деньги, сидя дома со своими детьми.

     

    Школа – черно-белый триптих, который состоит из научных работ, ЦТ и олимпиад. Я уверен, что многих сейчас интересует именно последнее, потому что недавно парень рассказал на TUT.by про «сливы» на олимпиаде по географии. За что ему мое большое спасибо и почтение. В целом беларуское олимпиадное движение неплохое – у нас очень много действительно умных детей, но попадается и «мутная рыбешка». Ну нереально на олимпиаде по географии заработать максимальные 220 баллов. Даже если в голове есть абсолютно вся Википедия – этого недостаточно, потому что есть еще и задание на творчество. А дети набирают по 215, 214 баллов – это вызывает большие вопросы. Я никогда не поверю, что они заработали их честно. Ребенок может знать на 150, 180 баллов, но на больше 200 – нет.

     

    Скажу так, если бы мне повезло, и у меня были знакомые методисты, которые составляют вопросы для олимпиады, все мои ученики стали бы олимпиадниками. Ответы всегда передаются «по знакомству» – могу под присягой об этом сказать. Поэтому, например, если у учителя есть знакомые «до» республиканского уровня – его ученик будет побеждать только на городских и областных олимпиадах, а потом провалится. Но особенно эта проблема распространена на городском уровне. Можете прямо сейчас открыть сайт любой школы, где проводили олимпиаду: даю сто процентов, что в списках найдете ее же учеников, которые получили диплом если не первой, то второй или третьей степени точно. Как говорят, дома и стены помогают.

     

     

    Но если на городских и даже областных олимпиадах «сливы» ни на что, кроме приятного получения дипломов, не влияют, на республиканских эта проблема критична. Ведь речь идет о бесплатном поступлении в ВУЗ.

    Хоть я лично и не знаю ни одной истории, когда кто-то поступил, благодаря «сливу».

    «Сливы» происходят всегда, поэтому уже воспринимаются как что-то само собой разумеющееся. Иногда можем посмеяться с коллегами, не более. Одно я для себя уяснил четко: мои дети участвовать в олимпиадном движении не будут.

     

    «Пятиминутки ненависти» о Дне единения Беларуси и России

    Я как образцовый учитель должен придерживаться КТП – календарно-тематического планирования. Каждый урок нужно записывать в журнал тему и информацию, которую ученики должны усвоить на нем. Например, проходим «сельское хозяйство Беларуси», должны знать про коров, свиней и куриц – этого достаточно. Самый большой геморрой в том, что каждая тема должна совпадать с конкретной датой – физически невозможно дать детям материал по срокам, установленным в Минобразования. Поэтому в журнал записываю все правильно только для того, чтобы завуч отвалила и не мешала работать. Когда она видит, что все совпадает, я сразу «молодец». Как только есть недочеты – вызывают в кабинет: «Ну вы же понимаете, это обязательно». Приходится заклеивать, исправлять и писать: «Исправленному верить». Ненужных бумаг в школе куча, просто дикая бюрократия.

     

    Еще у нас есть «пятиминутки ненависти» – информационные часы, которые обязаны проводить классные руководители, как идеологический курс. План этих занятий формируется внутри каждой отдельной школы. Но есть и «общие» темы. Например, день единения России и Беларуси. Завуч по школе проходит и говорит: «Не забудьте что-нибудь рассказать про 2 апреля». План занятия по теме отдают на откуп учителю – что захочет, то и расскажет. Но план потом нужно будет показать и администрации – поэтому многие просто гуглят их. Наверное, поэтому в СМИ всплыл план по работе с учениками 2 апреля, который сделал какой-то ватник, и он разлетелся по разным школам. Никто из наших учителей не занимается идеологической промывкой: план – для завуча, а на самом уроке можно все 45 минут рассказывать исторический ликбез о том, когда было подписано соглашение. Учителям по большей части плевать, о чем говорить на информчасах: про день единения или на тему «Осторожно! Тонкий лед». Хотя, конечно, я знаю побитых жизнью преподавателей, которые и бригаду соберут, и плакаты нарисуют, и на тонкий лед сводят детей.

     

    У меня нет классного руководства, но я же учитель географии, поэтому 2 апреля сам спросил на уроке: «Дети, кто знает, что такое День единения Беларуси и России?». Я готов дать историческую справку по этому вопросу, особенно в девятом классе, где мы проходим тему Украины. Но всегда остаюсь максимально аполитичным: когда доходит до контурных карт, говорю, чтобы Крым не зарисовывали. Мы изучаем и Россию, и Украину без полуострова, хотя мой внутренний цензор просто орет: «Да что ты такое делаешь! Ты должен проявить педагогический профессионализм и рассказать, чей на самом деле Крым!». Но что бы я ни сделал – всегда буду неправ. На контурных картах «Белкартографии» за 2018 год, которые утвердило Минобразования, Крым находится в составе Украины. Но если я скажу об этом открыто на уроке, мне тут же прилетит: «Вы неправильно поняли, что имело в виду министерство!».

    Страх перед БЧБ как символ самоцензуры

    Реакция на любые якобы острые вопросы типа политики или символики очень зависит от позиции школьной администрации. Мне повезло попасть под руководство либералов. У нас не было историй, когда кого-то из учеников или учителей отчитывали за БЧБ, например. И я уверен практически на сто процентов: если кто-то из моих детей выйдет на сцену с этим флагом, от моего директора санкций не последует. Думаю, в других школах начинается паника, потому что все боятся кары божьей. То есть многие администрации даже не понимают, почему испытывают страх, но свято верят, что БЧБ – это что-то ужасное и запрещенное. Хотя в официальных документах ничего подобного не написано. Их внутренняя самоцензура настроена на такую «волну», потому что никто «сверху» не рассказал, что можно и не переживать по этому поводу. Часто сами директора «дуют на воду»: как только видят любые проявления политики в школе, начинают давить детей санкциями, звонить родителям, пугать не поступлением в ВУЗ. Не стоит думать, что это поручения министерства – все упирается в дирекцию.

     

    Но вы же понимаете, что дети не стремятся сделать политический вызов? Это чистой воды эпатаж. Как Леди Гага выходит на сцену в костюме из мяса, так беларуские школьники – с БЧБ.

    Чтобы пощекотать нервы, подразнить кого-то. Не думаю и что в подобных историях играют роль политические настроения родителей. Современные папы и мамы сильно заморочены на зарабатывании денег, из-за чего многие дети, как в старом анекдоте, думают, что их зовут «заткнись». Почему ученики кричат на уроках – они знают, что там их хотя бы выслушают. Поэтому родители до звонка из администрации часто даже не знают, что их ребенок куда-то с чем-то вышел. И если после «выхода» родителя не вызывают в школу, он не будет обсуждать это событие.


    Конечно, ребенок может «ухватить» позицию отцов. У меня в классе уже есть пророссийские, проукраинские, пробеларуские дети, но конфликтов между ними не возникает. Ученики просто не обсуждают политику между собой, потому что сама школа держит нейтралитет по этому вопросу. Мы учим детей моральным аспектам, рассказываем, что человек не может быть плохим из-за своих политических взглядов.

    Нападения на учителей

    В нашей школе устанавливают турникеты – это единственное последствие трагедии в Столбцах, которое я вижу. Больше ничего. Нет, конечно, где-то там, в Минобразования выпустили 904-ое постановление, согласно которому кто-то принимает какие-то меры, чтобы предупредить подобные инциденты . Но до меня, реального учителя, доходят только турникеты.

     

    Тема сильно вспыхнула СМИ, но в школах ее замалчивают. У нас не было общей минуты молчания, хотя всем учителям, ученикам и лично мне искренне жаль погибших. Было только собрание, на котором монотонно проговорили: «Усильте контроль, поговорите с детьми о психологическом состоянии, посоветуйте им подойти к психологу». Никто не сказал обратить внимание на детей, которые ведут себя асоциально. В школе снова проснулся внутренний цензор. Получается, ко Дню единения России или Беларуси или к 9 мая нужно подготовить план классных часов и мероприятий, а о трагедии в школе дети и сами почитают.

     

    Беларуси нужно посмотреть в сторону Финляндии, где Минобразования вообще не существует. Школы работают по своим правилам. У нас же «правила игры» диктует раздутый штат чиновников, поэтому играть по ним сложно. Но замечу: Беларуси не нужна реформа образования. Наша система нуждается в максимально скоростной эволюции, в рамках которой нужно просто отрезать всё, что мешает двигаться вперед. Оставить министра – чтобы президент все недовольство выражал только ему, а не учителям. А всех остальных из Минобразования отправить в Сингапур, чтобы они посмотрели, как должны работать школы. Ведь чиновники тупо не знают, что может быть по-другому. Наша система образования – наследие СССР. Да, советская школа была очень сильной, но для индустриального общества. Мы же вроде как хотим построить постиндустриальное общество, IT-страну! Но как, если в учебнике географии за десятый класс всего два параграфа, в которых рассказывается про сферу высоких услуг – и это инженерия, здравоохранение! А все остальное посвящено сельскому хозяйству, промышленности, энергетике и так далее по теме. Скажите мне, как?

    Почему человек, которого всё достало, остается в школе

    Однажды я написал слово «президент» с маленькой буквы. Ко мне пришла завуч, сказала, что я сделал ошибку, и заставила перепечатать документ. По требованию школы я выписываю в свой дом газету «СБ» за 60 рублей в год, которую не читаю. Делаю кучу всего, что мне не нравится просто потому, что все учителя, которые реально любят преподавание, – мазохисты. Им нравится состояние постоянного напряжения и мультизадачности. Они знают, что даже если сегодня будут ругать, завтра – похвалят. Самое худшее, что может случиться – увольнение. Просто все они, как и я, любят учить детей, а все остальное уже не так важно. Кстати, рассказав все это, я вроде как нарушил Декрет президента №2 о том, что педагог должен оставаться примером для подражания даже во внеурочное время.

     

    KYKY.ORG

    ОБСУЖДЕНИЕ
    Всего комментариев: 21

    Последние 10 комментариев

    Сортировать:
    МИХАЛЫЧ тот самый 24 апреля 13:19 0 1

    Ник , напрямую . Про бесплатное ... ха ха.. образование тут Вам многие расскажут , а деление на касты начинается гораздо раньше и продолжается до полного становления на нужное место . Пример , в садах если родители ребенка не могут оказать (посильную) помощь , отношение как со стороны родителей так и обслуживающего персонала меняется . Такая-же ситуация и в школах . Ну а в вузах и вовсе мрак , там все решают деньги и статус .

    Яцьвяг 24 апреля 12:55 1 1

    Странно, как связаны бесплатное образование и разделение на касты? Скорее наоборот, диплом за деньги ведёт к кастовому устройству.

    Malik 24 апреля 9:24 1 0

    Яцьвяг , вся описаная вами модель, ведёт к разделению общества на касты (это более литературный аналог, высказанного мной ранее) , западный путь развития. Наиболее полно это можно ощутить в Индии, где существует каста неприкасаемых, 300 млн. человек за чертой , не то что бедности, а жизни.
    Западные закрытые сообщества, учебные учреждения, система образования для избранных... А мы рассуждаем , о необходимости элементарных, основополагающих знаний.
    Люмпенизация общества, легко осуществима с подобным разделением, с постепенным снижением уровня интеллекта его лучших представителей.

    МИХАЛЫЧ тот самый 22 апреля 21:00 1 1

    Марина 887 , кто-б был против только не я .

    marina887 22 апреля 19:29 1 0

    МИХАЛЫЧ тот самый, я за то чтобы детям было интересно, а математика (алгебра и геометрия), белорусский, русский, литература ,история и 2 иностранных языка обязательны к обучению. Остальное как общие знания, обязательно. Но без принудиловки и экзаменов, максимум тест.

    Яцьвяг 22 апреля 18:13 3 0

    Malik! Вы напрасно в свободном образовании видите способ превратить народ в --------! ( Сперва написал вашим словом, но удалили весь комм). Всё как раз наоборот! Давайте разберёмся.
    Третья часть усвоить школьную программу не в состоянии (по оценке Минздрава), поэтому им в школе неинтересно, она им тягостна, они ходят в школу потому, что их заставили, а заставили потому, что их некуда деть. Вторая треть может и хочет учиться, это - надежда народа, одни из них после школы или техникума продолжат учёбу, будут двигать науку и прогресс. Первая треть им мешает.
    Ещё одна треть - середняки, куда их поведут, туда они и пойдут. Если не будет первой трети, они успешно закончат школу, техникум, колледж и придут на производство хорошими работниками.
    Всякое образование должно быть полностью бесплатным. Сегодня даже школьное - платное, посмотрите, сколько стоит собрать ребёнка в школу!
    Платное высшее позволяет абсолютно неспособному получить диплом. Сплошь и рядом вчерашний троечник руководит вчерашним отличником, у которого он списывал .
    Некоторые народы вообще не заморачиваются обязательным образованием, не можешь учиться, делай посильную работу, помогай старшим.

    МИХАЛЫЧ тот самый 22 апреля 17:13 1 1

    Марина 887 , то-есть ,Вы не отрицаете что общие знание необходимы ? .... Я согласен что не каждому нужен курс тригонометрии чтобы взвесить и правильно отрезать кусок колбасы . НО ..... в школе как в бизнесе , все в куче по одной цене .
    И когда народ вместо дизлайков научиться словами высказывать и обосновывать свое мнение ?
    А то пишешь прекрасная погода (не о чем ) а тут прилетело неизвестно от кого и за что .

    marina887 22 апреля 14:56 0 1

    Михалыч,ботаника это не знание, это немного общего развития из курса программы 9 классов. В вашем случае самое главное что у кого есть молодая жена ( в смысле здоровая,молодая и полная сил), и этот кто то решил ее чем то занять пока она не в декретном отпуске по уходу за ребенком.

    МИХАЛЫЧ тот самый 22 апреля 14:25 1 0

    Учителя дают знания , вопрос кто и как ими пользуется . Случай из жизни . Бизнесмен что-бы занять молодую жену предложил посадить на участке возле дома томаты . Рабочие перекопали и подготовили грядку и ушли на выходные . На следующей неделе все не могли понять почему рассада погибает . Оказалось что молодая особа отрезала корни с землей посчитав это кусками грязи . Так что знание это сила , а элементарные знания жизненно необходимы .
    История имеет продолжение , но лень писать . Коротко. Объяснили что томаты это лоза и при обильном поливе ....новые корни .....и урожай , чем навлекли такое количество вопросов , типа почему томат и помидор это одно и тоже .

    marina887 22 апреля 13:38 0 1

    Malik, какая сила и власть? Все читать и писать умеют, но вот понять что читают ,по смыслу, не могут, порой не могут даже сосредоточиться по тексту, просто рассказать что было прочитано. Так давайте дальше делать вид что читаем, типа мы же все всё о буквах знаем? Знание алфавита подразумевает широкий кругозор?


    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа
    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа

     
    Подписка на rss Vkontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Instagram YouTube
    311 158 - именно столько уникальных пользователей нас посетило за май 2019 года.
    На основе Google Analytics*