close.svg

Авторизация

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь

Образование

«А что, раньше можно было всех оскорблять?»: бобруйские педагоги об «этических правилах»

«А что, раньше можно было всех оскорблять?»: бобруйские педагоги об «этических правилах»

 

Не обсуждать рабочие моменты в интернете, не допускать насилие (моральное и физическое) в отношении учеников, не завидовать коллегам, "избирать образ жизни, который не наносит ущерба престижу профессии". С 10 февраля Минобразования проводит обсуждение проекта "Примерные этические правила педагогических работников". Мы поинтересовались у бобруйских учителей, что они думают об этой идее чиновников.

 

О чём речь?

Разработку кодекса анонсировал министр образования Игорь Карпенко. Чиновники надеются, что он поможет предотвратить конфликтные ситуации в учебных заведениях. Полностью с проектом "Примерные этические правила педагогических работников" можно ознакомиться здесь.

Кроме общих положений в проекте четыре раздела, это "общие этические требования":

- предъявляемые к личности педагогического работника при осуществлении профессиональной деятельности;

- во взаимоотношениях педагогического работника с обучающимися;

- во взаимоотношениях между педагогическими работниками;

- во взаимоотношениях педагогических работников с законными представителями обучающихся.

 

А что в проекте?

По сути, этот кодекс - подробная и довольно строгая инструкция взаимоотношений. Например, педагогам рекомендуется "спокойно воспринимать критику", "не допускать обсуждения рабочих моментов и перехода на личности с указанием должностных полномочий, публичного предвзятого обсуждения учреждения образования, в том числе в сети Интернет", "проявлять уважение к их (учащихся) национальным и семейным традициям", "не допускать случаев применения методов физического, морального и психического насилия, проявлять деликатность и тактичность в оценке успехов (неуспехов) обучающихся".

Также педагогам рекомендуется с уважением относиться к коллегам, не обсуждать их, не завидовать, "не допускать нетактичного вмешательства в личную жизнь". А ещё - "избирать такой образ жизни, который не наносит ущерба престижу профессии, отношениям с обучающимися, законными представителями обучающихся и коллегами, не препятствует качественному исполнению профессиональных обязанностей".

Предполагается, что этические правила будут обсуждаться учителями и специалистами до конца февраля. После, их окончательный вариант должен быть озвучен на педсоветах, классных часах и родительских собраниях.

 

Что думают бобруйские педагоги? (*имена изменены)

 

Татьяна, стаж 30 лет:

Наконец-то этический кодекс поведения педагогов разработан... А что, этических норм до этого учитель не должен был придерживаться?

Важно понимать, что в процессе обучения участвуют две стороны. Даже больше, потому что со стороны ребенка чаще всего и его родители, и школьные психологи, и начальство в управлении по образованию. Стоит только позвонить в вышестоящую инстанцию, и учитель обязательно будет наказан. И останется один со своими бедами и проблемами.

Почему тогда одновременно не разработать кодекс поведения учащихся и их родителей? С конкретными методами воздействия. Учитель и так уже всем должен.

За долгие годы работы в школе никогда не видела среди коллег таких, кто шёл бы на занятия с целью накричать на ученика, оскорбить его или поссориться с его родителями. Нет, у каждого из нас цель поделиться знаниями, а ещё жизненным опытом. Что говорить, стареют наши педкадры.

И слова "чтобы не было никаких форм насилия над детьми, в том числе психологического", звучат, опять-таки - односторонне. А над учителем, оказывается, издеваться можно.

 

Валентин, стаж 3 года:

После ознакомления с проектом, вопросов у меня не вызвал лишь раздел "о принципах взаимоотношений педагогов с родителями". Да, и в других разделах изложены некоторые необходимые и непреложные истины, интересные находки.

Однако, когда вопрос идёт об этике преподавания, странно слышать, что во главу, среди прочего, поставлены сохранение авторитета учебного учреждения, его статуса, этически-нормального отношения к коллегам без оскорблений и унижений. При этом говорится, что критика должна восприниматься спокойно и с выводами, хотя случаи той самой критики, которая уже нарушает неприкосновенность коллеги, не оговорены.

Нечто подобное можно увидеть в требованиях к педагогу не обижать, максимально корректно, без унижений относиться к учёбе подопечных. Однако любое замечание, низкая оценка и попытка направить ученика на верный путь - могут быть восприняты именно как унижение. В этой области Проект лишь касается поставленных проблем, ставя этическую составляющую превыше всего, превыше того же понятия критики, которая необходима в учебном процессе.

Полностью игнорируются вопросы взаимодействия этики и самого ребёнка, этики по отношению к преподавателю со стороны родителей и учеников.

 

Ірына, стаж 6 год:

Вельмі дзіўны дакумент з усіх бакоў. У ім чорным па-беламу напісаны нейкія "ісціны", без якіх хіба наогул можна быць настаўнікам?

Зачапіла гэтае: "настаўнік павінен, павінен,павінен...".

Самі правілы цікавыя, але міжволі ўзнікае пытанне: "А што, раней гэта ўсё было можна?". Таксама цікава, дзе прапісаны правілы, як настаўніку абараніць сваю годнасць, як даказаць сваю правату? Хто абароніць правы настаўніка - ад неадэкватных вучнёўскіх паводзінаў, ад неадэкватных бацькоў ды іх прадстаўнікоў?

Мне здаецца, гэты дакумент зноў не вырашае асноўную настаўніцкую праблему: займацца навучэнцамі ды выхаваннем дзяцей, а не паперкамі, шостымі днямі ці ўступленнем у нейкія арганізацыі.

 

Мария, стаж 10 лет:

Когда я услышала новость о проекте по телевизору, возникло двоякое впечатление. Первое - опять зачинают перемены там, где они не нужны. Но тут же вспомнила случаи, когда пришлось сталкиваться с учителями, которым реально нужны такие этические рекомендации, чтобы они вели себя более сдержанно.

Но у этой медали есть и другая сторона. Например, мне интересно, как по мнению авторов проекта должны вести себя педагоги, которые сами находятся в психологически-некомфортной среде. Когда ученик говорит с учителем на "ты", оскорбляет его перед всем классом: "Да что ты мне сделаешь!". И даже несмотря на то, что педагог старается не обращать на него внимание, продолжает провоцировать. Тут уже хочешь или нет, можно сорваться.

Также мне непонятно, как высказать ученику конструктивную критику, чтобы он не расценил её, как унижение? Ведь очень многое зависит от того, как конкретный человек воспринимает то, что ему говорят.

Невозможность высказать своё мнение в соцсетях я расцениваю как посягательство на свободу мысли. Конечно, всё должно быть этично, но почему нельзя высказываться критически? Вообще, мне не нравится сама идея того, что кто-то может контролировать мои соцсети, это моя личная жизнь! А здесь получается, что ученики могут писать всё, что им хочется, а учитель - нет.

Также я не считаю своей обязанностью поддерживать связь с коллегами, которые могут быть мне неприятны. Да, ссориться с ними я не буду, но хочу иметь право на нейтральные отношения.

Когда создаётся такой документ для педагогов, обязательно должен создаваться аналогичный для учеников и их родителей. А иначе складывается впечатление, что он инициирован для отмазки, чтобы оправдаться за недавние случаи с учителями, которые срывались на учениках. Нужно не законы писать, а улучшать качество жизни - для всех людей.

 

Василий, стаж 7 лет:

Рано пока для мнений, не видя окончательного варианта документа. Может идея и хорошая, этика в профессии никогда не мешала. Но тогда зачем начинать именно с учителей?

Есть масса профессий, в которых такой этический кодекс гораздо нужнее. Все учителя, которых я знаю, приличные люди - в школе точно.

Особенно абсурдным звучал слух о том, что сами ученики будут оценивать учителей. Это ведь как очередной камень на шею образования. И как они себе это представляют?

Несовершеннолетние и неполноправные дети решают вопросы карьеры взрослых? Любая обида за низкую оценку сразу покажет низкие показатели такого учителя. В итоге, например, учителя математики у нас будут "самыми неэтичными". Также это может привести к завышению оценок, что недопустимо.

В общем, очень многое зависит от окончательно принятых формулировок.

 

Наталля, стаж 17 год:

На мой погляд, калі паўстала пытанне рэгулявання паводзінаў педагогаў, то гэта сведчыць пра вялікія праблемы ў сферы адукацыі. Значыць, там адбываецца шмат такога непрыстойнага, што проста не атрымліваецца гэта схаваць. Такі кодэкс да ўтойвання і імкнецца, хіба не? (Напрыклад, мяне насмяшыў пункт пра забарону абмеркавання фінансавай дапамогі школе).

Таксама мяркую, што Мінадукацыі такім чынам дае ўсім зразумець пра вельмі нізкі ўзровень сучаснага педагога, калі даводзіцца тлумачыць яму элементарную этыку паводзін.

Агулам жа я не бачу ў таком рэгламенце асабліва нічога дрэннага. Зразумела, што медыкі ўжо атрымалі такі самы звод правілаў. Хай тады ўжо і айцішнікі з дворнікамі такія самыя распрацоўваюць!

Мяркую, што на такім высокім узроўні няма сэнсу займаццца падобнай лухтой. Этыка поводзінаў - штука патрэбная. Але чаму б не прыняць гэты кодэкс на ўзроўні ўстановы адукацыі, без удзелу міністра?

І нарэшце, падаецца мне, што складуць чарговы дакумент і забудуцца. І гэта добра. Ратуй божа па ім атрымліваць вымовы і дэпрэміраванне за тое, што дзіця хацела за чвэрць 7, а атрымала 6, "бо ў настаўніка антыпатыя, і ён чыніць гвалт з дзіцёнка".

 

Замечания и предложения в проект можно внести до 1 марта 2020 года, по электронному адресу mo329@minedu.unibel.by (с пометкой «Этические правила»).

 

 

 

Автор новости:

ОБСУЖДЕНИЕ
Всего комментариев: 4

Последние 4 комментария

Сортировать:
marina887 16 февраля 9:34 0 0

Опять кто то что то должен. Но не все.

vioc 13 февраля 20:09 0 4

"Избрать такой образ жизни, который не наносит ущерба престижу профессии".Это финиш. Вычеркнуть из жизни всё, кроме профессии. Как то жалко стало учителей.

Иван Иванович 13 февраля 13:43 0 7

"Престиж педагогической профессии" - это из разряда "слава труду" и "власть народа", без демагогии и патетики, конечно, обойтись нельзя. Но по факту бедных учителей уже заклюют окончательно, уже в их душу залезли (не осуждать и не завидовать) и в образ жизни. Должны все, всегда и всем, как земля колхозу. И не дай им Бог строгость проявить, затыкают в нос "ненасилием и толерантностью".
Интересно, среди разработчиков правил хоть один был практикующим учителем?

oksМатвей 13 февраля 11:44 1 2

...пусть разберутся с понятием Этика ,в начале...есть внутренняя ,душевная порядочность,а есть показная,внешняя...предписания этики смешны-от кого бы не исходили....принцип "не выносить мусор из избы" большая глупость...а сделать закрытым ,самое большое в причастности к людям-еще большая...это,когда удивительное рядом....открытость и порядочность учителя первичны....