Регистрация и авторизация через Вконтакте Авторизация через Одноклассники
БобруйскРегистрация Забыли пароль? почта БобруйскПочта

    Подписаться на наши новости

    Введите свой e-mail адрес:

    Будь в курсе новостей родного города!­­­­­


    Площадь им. Ленина

    Перейти к видеотрансляции


    14 мая 2019   Просмотров: 469

    Непраздные и разные размышления о празднике

    «Виновата» в этой теме в первую очередь, конечно же, Маша Рудаковская из 4го класса 30й школы. Краеведением мы с ней занимаемся уже второй год. В последней «Находке года», в этом увлекательном и живом конкурсе, приняли участие мои самые маленькие ученики – из 3х и 4х классов. Они рассказали о наградах своих прадедов. Маша, которая не всегда посещала занятия, вспомнила, что памятник её прадеду стоит в Сычково, под курганом Славы.

    И мы решили, что не только посмотрим, прочитаем о знаменитом герое, но и сделаем поход в Сычково. Старшие, десятиклассники, нас поддержали.

    Утром 9 мая они стартовали на вело, а мы выехали автобусом. Кстати, единственным автобусом, хотя в обычном расписании их в 10.00 должно быть два. Народ на вокзале волновался, не мог понять, как 9 мая уехать в Сычково?! Мне невольно вспомнились наши тщетные усилия о музее Алеся Адамовича и мнение городских властей «о нецелесообразности увековечивания его памяти в Бобруйске» по той причине, что «интерес к творчеству писателя падает у населения»….

    Неужто падает интерес и к самому святому празднику?...

    Но вся природа, даже воздух был наполнен праздничным духом. Мимо автовокзала шумно гудя и ярко размахивая флагами, промчалась колонна байкеров. Гдето третьим в ней ехал в светлосерой рясе и с длинной бородой батюшка, радостно помахав нам рукой.

    Сычково. Как приятно было и Маше, и её бабушке Елене Николаевне (и мне) увидеть, что на фоне солнечного праздника и майской красоты Маша осуществляла живую связь с историей, рассказывая о своём прадеде Фёдоре Фёдоровиче Архипенко. Его портрет стоит первым в правом ряду Аллеи Героев. Девочке приятно было говорить о боевых заслугах прадеда Фёдора, о том, что он прошёл всю войну без ранений. 467 боевых вылетов совершил лётчикас, участвовал в более чем 30ти штурмовых атаках и 102х воздушных боях, в которых лично сбил 30 вражьих самолетов и еще 14 — в составе группы. При этом самолет Архипенко сбит ни разу не был.

    Непраздные и разные размышления о празднике
    Непраздные и разные размышления о празднике
    Непраздные и разные размышления о празднике
    Непраздные и разные размышления о празднике

    Вот она – деревенская закалка: родился герой в деревне Авсимовичи Бобруйского района. Вот она – подготовка в нашем местном аэроклубе! И молодость: было Фёдору 20 лет в начале войны! А потом прадед Фёдор преподавал в лётном училище и вручал диплом самому Гагарину. Прожил долгую жизнь – до 2012 года.

    Впереди нас, у самого кургана звучал духовой оркестр, говорил проповедь отец Александр из храма Бориса и Глеба. Потом он, проходя мимо, поздравил нас с праздником. А мы решили – надо съездить в Авсимовичи. Это же недалеко, около Данилова Моста. Ибо в ряду Героев есть ещё один бесстрашный земляк Владимир Алексеевич Парахневич. Был он сначала подпольщиком в Воротыни, потом воевал партизаном 537го отряда, командовал диверсионной группой, которая отправила под откос 21 вражеский эшелон с танками, автомашинами, паровозами, боеприпасами.

    После войны капитан В.А. Парахневич работал директором школы № 21 города Минска, был Заслуженным учителем БССР. Жил в Минске до 1980 года. Похоронен на Восточном кладбище белорусской столицы.

    Поговорив пока ещё только о двух Героях у кургана Славы (маленьким детям много не надо), мы стали осматривать все инсталляции праздника. Вот вроде госпиталь: переодетые в гимнастёрки юноши лежат на спортивном мате (?). а девушкисёстры милосердия кормят их с ложечки. Типа раненые. Нет, повела детей к Химовской школе. Там пишут письма –поздравления дедам. Прадеду сейчас редко кто напишет. А дедушке можно, хотя деды и не воевали в той войне, но слышали о ней больше детей и внуков. Загорелись мои ребятки. Только пришлось им продиктовать.

    « Дорогой дедушка, пишу тебе из Сычково. Здесь очень празднично: зелёный май, нарядные люди и красивое небо. Желаю тебе, дедушка, здоровья и мирного неба». Вот где учить детей писать: ведь сами попросили. Но многие уже ворчали на мою длинную диктовку, и мы пошли дальше.

    Наши письма сложили в треугольники, подписали адресом деда, слегка обожгли спичками (вроде как с фронта) и обещали, что дедушка его непременно получит. Вдруг замечаю, рядом стоят два портрета Героев СССР с Аллеи Славы. Почему?

    Да вот, знакомьтесь, Алина – праправнучка Аркадия Шмыгуна и Алексей, правнук Никитина. Оба ученики Химовской школы.

    Маша, так тебе в один строй с ними!

    Вот не догадались мы взять с собой портрет прадеда Фёдора, сокрушается Елена Фёдоровна.

    В следующей большой штабной палатке нам показывают настоящие письма с фронта.

    «Здравствуйте, дорогие мои родные: родители, бабушка и дедушка, братики и сестрички. В первых строках своего письма нижайше кланяюсь вам и сообщаю, что я, ваш сын, внук и брат живздоров, чего и вам желаю...»

    Непраздные и разные размышления о празднике
    Непраздные и разные размышления о празднике
    Непраздные и разные размышления о празднике

    Вот видите, сколько слов красивых было раньше! Даже в войну писали большие письма с хорошими словами. А вы не знаете, что написать дедушке, журю я своих школьников.

    Смещают праздничные тематические акценты надувные горки, сахарная вата. А ещё более – многочисленные «полянки» с обилием мяса и водки, подвыпившие люди, танцующие не очень приличные танцы. Не все пришли сюда вспомнить о прадедах. Надо уводить детей. И мы идём в музей.

    Директором музея здесь работает мой ученик Фёдор Владимирович Алёхно, яркий, симпатичный с роскошной шевелюрой и глазамивишнями юноша, тоненький как мои десятиклассники. Они с доверием слушают молодого директора. Им нравится его рассказ. А музей в Сычково очень компактный, уютный. Здесь както всё чётко и ничего лишнего. И всё знакомо. Вот эти археологические артефакты мы когдато с моими учениками откапывали в Петровичах, Углах, Михалёво. Вот к месту, где был когдато фольварок Дуниных Марцинкевичей (а ныне странная избушкакурятник, имитирующая шляхецкий дом?) мы ходили не раз и не два. Всё нам в округе знакомо, экспозиция потому и понятна, что всё это не отстранённое, не чужое.

    В зале войны у нас возникла дискуссия. Ещё в прошлый раз мои умникиолимпиадники твердили о том, что по законам физики нет смысла в подвиге Матросова.Пришла на помощь научный сотрудник музея Людмила Николаевна. Она и расставила акценты. Мои «знатоки» утверждали, что закрывающий амбразуру дота отбрасывается свирепой силой пулемёта, разрывается пополам, и – всё! Даже если обзор фашисту, сидящему в доте закроется, то ровно на полторы минуты. ЧТО за это время могут наши солдаты – добежать до ДОТа, обезвредить вражину успеют?

    Подвигов Александра Матросова было сделано около 400. Два из них – женщинами. А один был двойной, дважды закрывали. Вот именно потому, что первый герой не смог заглушить пулемёт.

    Михаила Селезнёва нашли погибшим и держащим намертво обеими руками ствол пулемёта: он его заставил замолчать, закрыл всётаки амбразуру. Было Михаилу 29, и было у него две маленькие дочки.

    Ещё один вопрос: а надо ли было зажимать весь немецкий гарнизон в Бобруйске в кольцо? Отпустили бы их к чёртовой матери и вослед добивали. Ан нет! В это время в Минске был такой же котёл. И наши, «бобруйские» немцы пришли бы на помощь «минским» армиям Мюллера и Траута, ударили бы с тыла по войскам Второго белорусского фронта, замыкавшего Минский котёл. Кто знает, получилась бы из этого Победа?

     

    Поэтому, (я так думаю) долг каждого человека сегодня, не интерпретация опыта отдельных родственников и не умозрительные выводы, что было хорошо, а что плохо. Надо иметь мужество ставить себя на место людей, прошедших жернова Великих событий, Великих Побед и Великих утрат. С этим надо жить, а не формально гордиться по праздникам. Иное поведение должно стать неприличным и вызывающим осуждение.

     

    Продолжение этих моих мыслей будет проиллюстрировано позже. А пока мы оторвались от уютного музея в Сычково, его гостеприимных сотрудников и пошли по намеченному маршруту. Показав братскую могилу 230 солдат Победы, подвела своих спутников к доту. Нашу беседу о подвиге Михаила Селёзнёва прервали гудки автоканала. Мы ещё раз ощутили особенность сегодняшнего дня и пошли вслед за ними. Но автоколонна развернулась, а мы двинулись на Тивновичи.

    Хороши майские деревни, утопающие в облаках сирени. А мне ещё нравятся такие прогулки моим любимым занятием – разглядыванием народного архитектурного творчества. Что ни дом, то сам себе режиссёр.

    Непраздные и разные размышления о празднике
    Непраздные и разные размышления о празднике

    Тивновичи закончились. Обычно мы идём на Калинино. Но на этот раз мои велосипедисты предложили маршрут через Виноградовку. И в скором времени мы вошли в живописный тенистый лес, пахнущий ландышами. Сделали маленький привальчик с перекусом. К запахам ландышей примешался запах возможного дождя и звуки далёкого грома. Тогда я отправила мобильную велогруппу вместе с котелком и продуктами вперёд, к нашему любимому месту привала с туристским обедом.

    Младшенькие, а по существу ещё слишком мелкие для первого довольно большого перехода шли бодренько. Бабушка Маши Елена Николаевна оказалась прекрасной спутницей, собеседницей и помощницей. Угощала всех своими воздушными домашними печеньями. Опекала Машеньку, которую мама некстати вырядила в новые белые туфли (ведь Маша будет выступать перед всеми!) Вот уж эти стереотипы! Некоторые малыши разговаривали о клещах, которые, как им казалось, целились в них с каждого куста. Вот уж занеженные дети. И только самая маленькая кнопочка Дашамолчунья молча следовала, довольно улыбаясь.

    Даша, ты устала?

    Нет.

    А ты пить хочешь?

    Нет.

    Удивительная малюха! После похода на занятиях я спросила, что же ей больше всего запомнилось.

    Музей, ответила мне Даша из 3го класса.

    И я вспомнила, что она слушала до упора наши взрослые дискуссии в то время, когда другие замёрзли в приятной прохладе музея и пошли к своим бутербродам.

    Раньше Виноградовку я видела всегда справа по дороге от места фольваркаПонюшковичи до Черниц. Сейчас я рассмотрела ещё одну замечательную лесную деревеньку. Которая, кстати, успешно разрастается: добротные коттеджи, пасека и даже ктото строит новую дорогу – горы песка закрыли старую, и мы пробирались через него.

    Вот и окраина Черниц. У самого начала повернули на местное кладбище к ещё одной солдатской могиле. Большая братская могила. Накануне Радуницы я вожу учеников по нашим старым кладбищам на Минской. Один пацан, увидев большую братскую могилу там, спросил : «А кто здесь такой великан похоронен?». А потом добавил: «А что такое «жертвам».

    Невероятно интересна для меня работа с детьми. И чем меньше возраст, тем интереснее. Спрашиваю девчушку 10ти лет, проводящую каждое лето там же в Сычково: Ты была на кургане? Там, где стоит памятник Машиному дедушке?

    Нет, отвечает она. Кстати, она тоже в рядах моих юных краеведов. Мы её встретили там же, у бабушкиного дома. Девочка очень хотела бы пройти с нами в Бобруйск, но её не отпускали: непривычно, некомфортно, обычно они едут на автомобиле. Хотя другая мама тоже там с дачными хлопотами. Но свою Сашеньку к нам привела, и Саша прекрасно прошла с нами. И, что мне нравится, это то, она мне потом рассказывает всё, что видела, что узнала. После нашего похода показываю я фото наши и спрашиваю первую девочку, указывая на дот Селезнёва, бывала ли она там, что это такое? (а видит этот дот она постоянно, потому как бабушкин дом рядом). Девчушка отвечает мне, что это печка.

     

    На братской могиле в Черницах дети узнали, что в ней лежит ещё один герой, памятник которому – мужественный портрет на высоком пьедестале – стоит под курганом в Сычково. Здесь уже прибрано, цветы, ленточка. И нам осталось молча постоять в минуте молчания.

    В лесной деревне Черница очень вкусная вода в колодце. Мы набираем воду в бутыли, в котелки, а вокруг нас кружит футбольная команда местных пацанов на крутых трёхколёсных велосипедах.

    Подошли к нашей сосне с бортью. Гречневая каша уже готова. Вкусно пообедали. Ещё успели и приезд автолавки захватить с сосисками под кашу. Жаль, автолавки не привозят мороженое.

    После обеда старшая группа на вело уезжает делать уроки, а нам предстоит долгий путь до дома. Но миновать немецкие кладбища невозможно. Маленькие ещё не очень понимают этого момента «Кто к нам с мечом пришёл, тот от меча и погибнет», а вот мои спутницы, бабушка Маши и Любовь Анатольевна, мама Сашеньки получают ещё одну порцию эмоций. Дети спрашивают, почему не у креста, не у плит, а по полю стоят цветы. Показываю им отдельные таблички с именами солдат III Рейха. В это время подъезжает авто. Мужчина среднего возраста с женщиной подходят к нам, и спрашивает меня недовольно: «Это вы тут цветы положили?»

    Мужчина начинает воспитывать моих детей: «Здесь фашисты похоронены. Это очень плохие люди. И нечего сюда ходить и цветы класть».

    Я вижу, что он попраздничному под «шафе». Обычно с такими я диалог не завожу. Но чтобы не безмолствовать перед детьми, говорю ему: Может вы ещё скажете «Можем повторить?»

    А то да! Конечно! И повторим!

    Моя умная Любовь Анатольевна показывает мне самые главные слова на плите мемориала, которые должны урегулировать наш спор. Плита гласит «Погребённые здесь призывают к миру».

    Но мой непрошеный собеседник не унимается. Поддержкой мне служат слова Любови Анатольевны: «Сейчас позвоню в милицию, что здесь человек за рулём и под градусом».

    Немного омрачённое праздничное настроение сменяется другими хлопотами – дойдут ли дети до дома? Выходим на шоссе, связывающее Щатково и автостраду БобруйскМинск. В скором времени сходим с жаркого асфальта под сень леса, переходим железнодорожную колею. И сразу за спиной слышим шум поезда. Вот это да! Никогда не видела, что по этой колее ходят поезда!

    Тропа лесная хороша, прохладна, только чуть мокровата и достаёт моих маленьких спутников комарами. Меня же комары не кусают: привычка.

    Дети немножечко жалуются, но мы благополучно возвращаемся в город в середине восьмого вечером. 70й автобус уже прошёл. Мы ещё добираемся до троллейбуса у центральной проходной. За ребятками то подъезжают родители, то старшие берут за руку младших. Я же чувствую, что с Минской просто не дойду до своей «пятнашки». Решаю ехать в центр, чтоб пересесть на любимый 14й маршрут. Вокруг «Товарища» море молодёжи. Минут пятнадцать сижу у «Виталюра» и невольно слушаю разговоры подростков. Школьники. Парни слишком крупные. Девчонки очень красивые, в классическом платье. Казалось бы, загляденье. Но их «милые» беседы пересыпаны обыденными матами (вот к чему никак не могу привыкнуть). От праздничного настроения они (и маты тоже) более ярки, эмоциональны. Тема же разговоров меня вообще приводит в уныние: обсуждают какие ресницы у девчёнки – 2D или 3D…… Один из них знаток, потому что мама его работает в парикмахерской.

    Мне хочется сделать им замечание по поводу их лексикона с матами, но в ответ на моё тактичное вмешательство они замечают, что у меня в руках корешок папоротника (это я для сада выдернула), и они начинают рассужд ть о том, что “хозяин всех полей и лесов” меня в тюрьму посадит за корешок папоротника из его леса. Разговор обрёл смысл полной ахинеи и глупой бравады подростков. Я с грустью думаю о том, что жалею, что их не было вместе с моими симпатичными Ильёй, Андреем, Лерой, Ритой, Андреем, Максимом, Фёдором, мамой Саши и бабушкой Маши, и всеми остальными мелкими… Но понимаю, что всех я не созову, не зазову… Мне очень жаль. Входим в автобус, где вижу моих замечательных знакомых в военной форме Антон, Макс и Саня. Тинэйджеры с ресницами оказываются тоже в 14м и начинают насмехаться над ребятами в военной форме… мне снова приходят в голову мысли о Великой Победе, Великих утратах. С этим надо жить, а не формально гордиться по праздникам. Иное поведение должно стать неприличным.

    ОБСУЖДЕНИЕ
    Комментарии остутствуют
    Сортировать:

    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа
    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа

     
    Подписка на rss Vkontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Instagram YouTube
    244 076 - именно столько уникальных пользователей нас посетило за февраль 2019 года.
    На основе Google Analytics*