Регистрация и авторизация через Вконтакте Авторизация через Одноклассники
БобруйскРегистрация Забыли пароль? почта БобруйскПочта

    Подписаться на наши новости

    Введите свой e-mail адрес:

    Будь в курсе новостей родного города!­­­­­


    24 ноября 2017   Просмотров: 6725

    Свершилось! Декрет «О развитии предпринимательства» - беспрецедентное событие в истории Беларуси!

    Свершилось! Декрет «О развитии предпринимательства» - беспрецедентное событие в истории Беларуси!

    Наверное, нет национальных СМИ, которые не написали бы о сенсационной новости - подписании главной государства декрета «О развитии предпринимательства».

    Сам декрет еще не опубликован (в том числе в Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь), однако, в сети имеется проект декрета, опубликованный на авторитетных сайтах.

    Пока еще рано окончательно делать выводы, но даже если в декрет вошла половина предложений проекта, то однозначно можно говорить о том, что в Беларуси начинаются реформы по ликвидации планово-административной системы регулирования экономики, оставшейся еще со времен СССР. Реформы, которые, с одной стороны, долго ждали, а с другой – повсеместно боялись. Реформы, которые, однозначно, изменят сложившийся образ жизни, привычки и уклад белорусов.

    На каких принципах теперь будет основываться взаимодействие государства и бизнеса? Давайте, в преддверие официального опубликования декрета, посмотрим на проект, который лег в его основу, попытаемся «всмотреться в завтрашний день» и понять, что нас ждет и к чему готовиться?

    Государство уходит с рынка?

    О том, что государство, если не окончательно, то очень значительно уходит из сферы регулирования рынка говорят цели декрета («исключение излишних требований, предъявляемых к бизнесу»), говорят принципы декрета («минимизация (не «снижение», а именно «минимизация»!) вмешательства госорганов в экономическую деятельность», «саморегулирование бизнеса»), говорят конкретные нормы проекта (см. ниже).

    Каждый предприниматель теперь изначально считается добросовестным, пока не доказано иное.

    Прежде нужно было долго и убедительно доказывать государству свою состоятельность и соответствие всем требованиям, для того, чтобы тебя выпустили на рынок. Теперь же правила игры меняются на противоположные: вводится презумпция добросовестности субъектов хозяйствования и уже государство должно найти убедительные основания, чтобы как-то ограничить деятельность предпринимателя.

    Замена разрешительного порядка на уведомительный.

    Логичное продолжение презумпции добросовестности. Теперь субъект хозяйствования не получает разрешение для своей деятельности, а просто уведомляет госорганы о том, что он будет вести бизнес и – на следующий день после подачи уведомления может приступать к работе. Аттестации, аккредитации и иные административные барьеры упраздняются. Специальные разрешения нужны только тем видам бизнеса, которые сопряжены с опасностью для жизни, здоровья и пр.

    Бизнес теперь сам будет устанавливать для себя правила!

    Государство уже не будет «учить жить». Оно издаст минимально необходимые требования к пожарной безопасности, к санитарии и охране окружающей среды и предоставит субъектам хозяйствования самим свободно организовывать свою экономическую деятельность в указанных рамках. Все, что прямо не предусмотрено Декретом – разрешат не соблюдать. А за то, чтобы эта свобода не порождала произвол, попустительство и беззаконие - руководитель несет персональную ответственность.

    То же самое относится к техническим регламентам производства продукции. Они упростятся, в них останутся только основополагающие требования к продукции, а разработку технологических процессов, условий производства, методов контроля качества отдадут на волю производителя (вот тут уже я напрягся. Неужели прощай хваленое белорусское качество, ГОСТы, за которые раскупают белорусские продукты?..)

    Отменяются многочисленные запреты, барьеры и требования!

    Очень много норм проекта посвящено отмене конкретных требований и запретов. Например:

    • стационарные торговые объекты можно теперь размещать вне зависимости от наличия таких объектов на утвержденной исполкомом схеме размещения.
    • режим работы торговых объектов теперь можно устанавливать самостоятельно, как и ассортимент продаваемых товаров.
    • теперь можно использовать свой гараж в качестве мастерской по техобслуживанию и ремонту автомобилей без согласия общего собрания членов гаражного кооператива.
    • строительные работы при капитальном ремонте или технической модернизации теперь можно выполнять на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой исполкомом (достаточно только уведомить), без наличия аттестата соответствия заказчика, без обращения за проведением государственной санитарно-гигиенической экспертизы.
    • частные юридические лица теперь не применяют требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве.
    • транспортные компании могут перевозить пассажиров без оформления путевых листов (кроме регулярного сообщения), отходы производства можно теперь перевозить без оформления сопроводительного паспорта.
    • наружную рекламу и рекламу на транспортных средствах теперь можно размещать без согласования с местными исполнительными и распорядительными органами, а для изготовления рекламы можно привлекать иностранных лиц.
    • до 2020 года действует мораторий на новые налоги, сборы, пошлины, расширение налоговой базы и повышение налоговых ставок.
    • субъекты хозяйствования теперь вправе использовать труд иностранцев высокой квалификации без получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.
    • при разработке технических условий на продукцию (работы, услуги) предпринимателям теперь можно не согласовывать с государственными органами технические условия и не осуществлять государственную санитарно-гигиеническую и иную экспертизу технических условий и технологической документации.
    • Совету Министров Республики Беларусь предписывается обеспечить кардинальное сокращение требований к субъектам хозяйствования для осуществления ими строительной деятельности, вплоть до отмены аттестации лиц, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, а также внести предложения по снижению налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования в связи с созданием ими новых рабочих мест, осуществлением экономической деятельности на территории малых городских поселений и сельской местности, реинвестированием прибыли в развитие производства, а также по дальнейшему упрощению налогового администрирования.
    • и т.д.

    Приоритет эффективности деятельности над строгой процедурностью.

    Государственные органы больше не будут «придираться» к исполнению формальных требований. Главный критерий для них теперь – эффективность экономической деятельности в целях своевременного поступления налогов в бюджет.

    Соответственно, приоритет будет придан профилактике и содействию, помощи, а не наказанию субъекта, который зарабатывает для государства деньги (в принципе, это разумно. Никто не режет курицу, несущую золотые яйца).

    Государство из строгого контролера становится добрым помощником.

    Конкретизация вышесказанного. После упразднения функций контроля и выдачи разрешений на ведение бизнеса, у всех министерств и ведомств появляются новые функции – содействовать и помогать бизнесу в организации его деятельности. Субъект хозяйствования может теперь на договорной основе попросить госорганы разработать для него инструкции о порядке организации своей деятельности, чтобы та соответствовала всем требованиям законодательства. При этом, руководитель государственного органа несет персональную ответственность за то, чтобы не было фактов понуждения предпринимателей к заключению договоров. Все должно происходить свободно, а инициатива к консультированию должна исходить от предпринимателя.

    Исключение и смягчение административной и уголовной ответственности.

    По всем послаблениям (см. выше) административная ответственность для субъектов хозяйствования исключается полностью. Однако, вместо нее вводится персональная ответственность руководителя организации, если непринятие мер по надлежащей законной и безопасной организации бизнеса повлекло вред государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни и здоровью граждан.

    По уголовной ответственности поручается разработать проект поправок в Уголовный кодекс, которые предусматривают:

    - максимальный отказ от назначения наказания в виде лишения свободы за совершение экономических преступлений;

    - снижение предельного срока лишения свободы за совершение экономических преступлений на один год;

    - минимизацию количества деяний с формальными составами;

    - отказ от рассмотрения в отношении экономических преступлений такого обстоятельства, как «совершение преступления группой лиц или организованной группой» в качестве квалифицирующего признака, влекущего повышенную уголовную ответственность;

    - пересмотр размера ущерба, влекущего более строгую ответственность;

    - исключение использования неоднозначных и оценочных определений, не формализованных в рамках уголовного законодательства.

    ____________

    Все ли из вышеперечисленного вошло в декрет или частично – пока до опубликования декрета определить невозможно. Как невозможно спрогнозировать то, послужит ли «освобождение от навязчивого государственного руководства» для бизнеса трамплином к эффективности или поводом к злоупотреблениям, снижению качества продукции.

    Но сам характер и комплектность новаций говорит о революционности изменений в подходе к бизнесу, подходе, который не имеет аналогов в современной истории страны. По сути, мы присутствует при историческом событии, которое определяет новые тенденции в развитии Беларуси.

     

    Иван Иванович.

     

    * Мнение редакции портала может не совпадать с частным мнением автора.


    Пожалуйста, соблюдайте правила комментирования на портале BOBR.by
    comments powered by Disqus

    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа
    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа

     
    Хостинг в Беларуси - Active TechnologiesХостинг в Беларуси
    Подписка на rss Vkontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Instagram YouTube
    232 814 - именно столько уникальных пользователей нас посетило за июнь 2018 года.
    На основе Google Analytics*