Регистрация и авторизация через Вконтакте Авторизация через Одноклассники
БобруйскРегистрация Забыли пароль? почта БобруйскПочта

    Подписаться на наши новости

    Введите свой e-mail адрес:

    Будь в курсе новостей родного города!­­­­­


    11 июля 2018   Просмотров: 1787

    Станет ли «глава семьи» «обидчиком», надо ли перед тем, как «дать ремня», запастись доказательствами, и тождественна ли требовательность моральному насилию?

    Станет ли «глава семьи» «обидчиком», надо ли перед тем, как «дать ремня», запастись доказательствами, и тождественна ли требовательность моральному насилию?

    Закон «О противодействии домашнему насилию», который так или иначе коснется все семьи, еще только разрабатывается, а уже привлек к себе внимание. Во избежание превратных представлений и в связи с большим количеством обращений, МВД предлагает всем желающим ознакомиться с концепцией данного закона.

     Какое первое впечатление от прочтения концепции закона?

     

    Во-первых, сказать, что данный закон коснется, буквально, все семьи в стране – это ничего не сказать. Государство собирается регулировать не только семейные конфликты (между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами, бабушками и внуками), но также между бывшими супругами, гражданами, не являвшимися супругами, но имеющими общего ребенка, а также гражданами, проживающими в т.н. «гражданском браке». По большому счету, вне сферы действия закона останутся, наверное, одинокие бездетные люди, к тому же круглые сироты. Такой масштаб регулирования, конечно, не может не впечатлять.

     

    Во-вторых, термин «домашнее насилие» в законопроекте определяется очень широко, в отрыве от цели, смысла и уместности этого, так называемого, «насилия». «Насилие» определяется как «действия, нарушающие права, свободы и законные интересы и причиняющие физические или психические страдания члену семьи». Соответственно, законопроект различает «психологическое насилие» (воздействие на психику, унижение чести и достоинства оскорблениями и угрозами, преследования, запугивания и пр.), «физическое насилие» (телесные повреждения, побои, просто причинение боли), «экономическое насилие» (в т.ч. лишение денег, имущества, возможности пользоваться имуществом, принуждение к труду).

    В связи с такой чрезмерно общей формулировкой, представляется, что под понятие «насилие» подпадает практически все виды воспитательного воздействия родителей на детей, старших членов семьи на младших. В этой связи возникает множество вопросов:

    - как взрослые могут реализовать свое право и обязанность требовать от ребенка послушания и добиваться его?

    - как можно приучать ребенка к ответственности, если запрещаются любые наказания?

    - как можно приучать ребенка к труду, если нельзя принуждать его трудиться?

    - как можно дисциплинировать ребенка, приучить его уважать старших, управлять им, если запрещено лишать денег, убирать ноутбук, который отвлекает от учебы, называть в конкретных случаях «лентяем» и «бездельником»?

    - как можно вообще воспитывать ребенка, когда все воспитательные действия подпадают под понятия «причинение моральных страданий», «причинение боли», «лишение возможности пользоваться имуществом или деньгами»? У родителей в инструментарии остается только убеждение и мотивация. Но что делать, как исполнять обязанность по воспитанию, если ребенок просто откажется слушать?

    - интересно, что при таком подходе даже вознаграждение ребенка за хорошее поведение может быть опасным – ведь это скрытая форма принуждения!

     

    В-третьих, будущий закон (в редакции концепции) нивелирует такие традиционные религиозные и исторически сложившиеся представления, как «глава семьи», «власть отца», «подчинение детей» и т.д. Закон «видит» только «насилие» (причинение страданий), «обидчика» и «пострадавшего». В этой связи напрашивается вопрос: нужно ли отцам несколько раз подумать, стоит ли «связываться» с ребенком и «причинять ему страдания», переходя в статус «обидчика», с которым потом будут процессуально разбираться многообразные государственные органы («внимание к каждому факту насилия» и «неотвратимость ответственности за домашнее насилие» являются принципиальными для государственных органов). Уж точно перед тем, как «дать ремня» стоит заранее запасаться доказательствами (документами, фото-видео, показаниями свидетелей и пр.) и готовиться к тяжбам.

    При этом, на вопрос о соотнесении нового порядка с историческими обычаями, религиозными убеждениями, вероисповеданием семьи (в той же Библии установлены заповеди «почитай отца и мать», «муж глава семьи», «не жалей розги для сына своего») концепция закона категорична – их надо ломать. «В качестве основополагающего принципа противодействия домашнему насилию закреплен… принцип недопустимости рассмотрения обычаев, религиозных убеждений, вероисповедания, традиций как оправдания любых форм домашнего насилия или основания для освобождения обидчика от ответственности (должностные лица при рассмотрении фактов домашнего насилия обязаны руководствоваться исключительно нормами права, закрепленными в белорусском законодательстве, не допуская использование при его трактовании сложившихся в их окружении определенных норм поведения)». Представляется, что такая постановка вопроса вызовет большой резонанс среди людей, придерживающихся традиционных форм воспитания.

     

    В-четвертых, обращает внимание обилие государственных органов, которым будущий закон дает право доступа к частным семейным отношениям. Это и исполкомы, и ОВД, и прокуратура, и МинТруда, и соцобслуживание, и МинОбр со школами, и МинЗдрав с поликлиниками и больницами и даже общественные объединения – все будут защищать «пострадавшего» от «обидчика» (каждый как может).

     

    Личное мнение.

    Конечно, похвально стремление государства защитить настоящих, реальных жертв домашнего насилия. Но вызывает много вопросов чрезмерно расширительное определение понятий, не учитывающее специфику управления домом, воспитания детей, исторических традиций. Не помешает ли такой подход основополагающей обязанности родителей – воспитать своих детей? Проведу аналогию с врачебной практикой: некоторые болезни излечиваются сладкой микстурой, но для некоторых нужно проводить операции, в ходе которых неизбежно «насилие» и «причинение страданий». Стоит ли лишать родителей значительного числа мер воздействия на поведение своих детей, оставляя им лишь «сладкие микстуры»?

     

    Мне возразят, что принудительные функции не исчезают из воспитания, они сохраняются у государства. Но сможет ли государство лучше родителей разобраться в многоэтажных нюансах отдельной семьи, чтобы не навредить ребенку при применении мер принуждения? Другими словами, заменяя родителя (в части физического, психологического и экономического наказания за проступки), станет ли государство лучшим родителем, нежели кровный родитель?

    Могут возразить: «не применяй методы воспитания, которые не одобряются ребенком». Но ведь по самому смыслу и сути, воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности для жизни в обществе. Другими словами, желание личности воспитуемого по определению и смыслу воспитания не имеет особого значения. Я не встречал еще ребенка, который полностью одобрял бы действия родителей.

    В качестве иллюстрации можно привести примеры, когда в других сферах стремление к гуманизации (избавлении от «страданий») довело людей до абсурда.

    • В Брюсселе перестали ставить на центральной площади настоящую рождественскую елку, дабы не ущемить чувств арабов-мусульман.
    • В словарь запрещенных слов в школах США попали слова «день рождения», задевающие мировоззрение адвентистов, и слова «мама» и «папа», ущемляющие права сторонников однополых браков.
    • Вот педагогические принципы школы «Море и песок» (Сиэтл), реализующей принципы гуманистического воспитания: Взрослые не имеют права требовать от ребенка послушания. Дети должны быть свободны, а взрослые должны относиться к ним, как к равным. Строго запрещаются любые наказания. Не следует просить детей выполнять какую-либо работу, пока им не исполнится 18 лет. Родители не должны требовать, чтобы дети говорили им «спасибо» и «пожалуйста». Успеваемость ребенка в школе является его личным делом, родители не должны вмешиваться в этот вопрос.

    • В штате Флорида Кэт и Харланд Барнард, родители 17-летнего Бенджамина и 12-летней Кит, объявили забастовку в связи с тем, что их дети не помогают им по хозяйству. По словам 45-летней К.Барнард, она и ее 56-летний муж испробовали все методы, чтобы заставить детей вести себя как следует: плакаты воспитательного содержания, лишение карманных денег, консультации у психолога. Каплей, переполнившей чашу терпения, стало то, что Бенджамин не предложил матери помочь скосить траву на газоне, хотя ей только что сделали операцию. Неделю назад родители установили перед домом палатку и несколько лозунгов, один из которых гласит: «Бастуют родители». Спят они на надувных матрасах в палатке, едят барбекю и заходят в дом только для того, чтобы помыться в душе. Дети живут в доме, едят то, что приготовят себе сами из замороженных полуфабрикатов. За противостоянием отцов и детей наблюдает местная полиция, учителя и работники социальных служб. Местные стражи порядка три раза приезжали к дому Барнардов, но не пытались вмешаться. 17-летний Бен не очень доволен забастовкой и вниманием прессы. Однако его сестра говорит, что понимает родителей и намерена исправиться», - передает Би-би-си.

    Тенденции к «гуманизации и толерантности» – не единственные в воспитании. Современные педагоги все чаще обращаются к опыту величайшего педагога 20 века, Антона Семеновича Макаренко. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесен к четырем педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.

    Даже в то тяжелейшее время его жестко критиковали за жесткий командный подход, за военные марши и дисциплину, мужскую требовательность к детям. Но именно он сумел из малолетних воров и попрошаек сделать ответственных, прямых и честных людей, профессионалов в своих сферах, но ставших также лидерами по жизни, учителями и воспитателями для других.

    Сам А. С. Макаренко так подводит итог своих трудов в эпилоге «Педагогической поэмы»

    Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов. И Шелапутин не ошибался, когда утверждал, что он будет лётчиком; в лётчики выходит и Шурка Жевелий, не желая подражать старшему брату, выбравшему для себя штурманский путь в Арктике.

    ... и Осадчий — технолог, и Мишка Овчаренко — шофёр, и мелиоратор за Каспием Олег Огнев и педагог Маруся Левченко, и вагоновожатый Сорока, и монтёр Волохов, и слесарь Корыто, и мастер МТС Федоренко, и партийные деятели — Алёшка Волков, Денис Кудлатый и Волков Жорка, и с настоящим большевистским характером, по-прежнему чуткий Марк Шейнгауз, и многие, многие другие. ...

    — ... Мальчики? Линзы с точностью до микрона? Хе-хе! Но уже пятьсот мальчиков и девчат бросились в мир микронов, в тончайшую паутину точнейших станков, в нежнейшую среду допусков, сферических аберраций и оптических кривых.

    Развернулся в коммуне блестящий, красивый завод ФЭДов, окружённый цветами, асфальтом, фонтанами. На днях коммунары положили на стол наркома десятитысячный «ФЭД», безгрешную изящную машинку.

    Многое уже прошло, и многое забывается. Давно забылся и первобытный героизм, блатной язык и другие отрыжки. Каждую весну коммунарский рабфак выпускает в вузы десятки студентов, и много десятков их уже подходят к окончанию вуза».

     

    Думается, что с принятием закона в обсуждаемой редакции, станут юридически невозможен не только «макаренковский» подход к воспитанию, но даже обычный, традиционно сложившийся в семьях.

     

    С концепцией закона Закон «О противодействии домашнему насилию» можно ознакомиться здесь.

     

     

     

    И.И.

    * Мнение портала может не совпадать с частным мнением автора


    Пожалуйста, соблюдайте правила комментирования на портале BOBR.by
    comments powered by Disqus

    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа
    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа

     
    Хостинг в Беларуси - Active TechnologiesХостинг в Беларуси
    Подписка на rss Vkontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Instagram YouTube
    232 814 - именно столько уникальных пользователей нас посетило за июнь 2018 года.
    На основе Google Analytics*