Регистрация и авторизация через Вконтакте Авторизация через Одноклассники
БобруйскРегистрация Забыли пароль? почта БобруйскПочта

    Подписаться на наши новости

    Введите свой e-mail адрес:

    Будь в курсе новостей родного города!­­­­­


    Площадь им. Ленина

    Перейти к видеотрансляции


    6 июля 2009   Просмотров: 3050

    7 июля – Праздник Ивана Купалы

    Название праздника возникло в результате  совмещения дня Иоанна (Ивана) Крестителя, который стал отмечаться после принятия христианства в Киевской Руси, и дохристианского праздника Купало, посвященного  древнему языческому богу Купале.
    Праздник летнего солнцестояния – народный языческий праздник, или Иванов день Этот праздник  имеет старинную  традицию празднования кроме России, Беларуси, Украины, практически во всей Европе.
    Название праздника возникло в результате  совмещения дня Иоанна (Ивана) Крестителя, который стал отмечаться после принятия христианства в Киевской Руси, и дохристианского праздника Купало, посвященного  древнему языческому богу Купале.
    Иванов день  заполнен обрядами, связанными с водой, огнем и травами.
    Купаться в Иванов день опасно, так как  именинник в этот день – сам Водяной. В этот праздник, по народным поверьям вода может дружить с огнем, и их союз считается природной силой.
    Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, взявшись за руки, если руки при этом не разомкнуться, то пара сложилась, если нет, то молодые выбирали себе другую пару. Кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.  В некоторых местах через купальские огни  прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских огнях матери жгли, снятые с хворых детей сорочки, что бы с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети прыгали через костры, устраивали шумные игры. По поверью крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится самой активной всякая нечисть – ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные и лешие.
    Характерной приметой Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и  цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, что бы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для сжигания любви или для «отсушки».
    Главным героем становится в этот день папоротник, с которым повсеместно  складываются предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений  в полночь на Ивана Купалу, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились. До революции праздник принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нем принимали участие все население, причем традиция треболвала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.
    В ночь на Ивана Купала девицы опускают в речные волны венки с зажженными лучинками, или свечками, вьют венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицыной травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит суженный разлюбил, и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та и будет всех счастливее, а кого лучинка дольше прогорит, та проживет долгую-долгую жизнь.
    В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на подоконник или на порог крапиву, что бы защитить себя от их нападения. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом, посредством шелеста листьев, беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой чудодейственной силой.
    Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да Марьи и вложить в углы избы, вор к дому не подойдет: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растений) будут между собой разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин и с хозяйкой.
    В полночь, надо не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженного!».
    Если в Иванов день перелезать двенадцать огородов любое желание сбудется.
    Трогательно и красочно  описал купальскую ночь   Винцент Иванович Дунин-Марцинкевич в поместье пана Александра Лапы в Бобруйском повете.

    Купала
    (Отрывок из народной повести, перевод И.Бурсова, П.Кошеля)

    «Учил меня батька – счастье иль тревога,
    Но всякое дело начинать от Бога!
    Сотворим молитву и мы со стараньем,
    А потом и к древним перейдем преданьям».

    Так старик промолвил, на внучат оперся,
    На сырой земельке крестом распростерся.
    Помолился Богу, снова сел за стол
    И неторопливо свой рассказ повел:

    «С той поры раз десять  прошло по сто лет,
    Не таким был хитрым тогда белый свет.
    О Христовой вере люди и не знали,
    Каких, бог их знает, святых поминали.
    В княжестве литовском дружно, без раздору,
    Сыновья Ольгерда княжили в ту пору,

    Так вот  - в Рудабелке* собрался когда-то
    Разный люд окрестный перед капищем Лада.
    День его восславить, ему помолиться,
    Счастья и достатка от него добиться.
    Чтоб все было ладно и в клети, и в поле,
    Чтобы молодые жили в светлой доле,
    Чтоб ждала удача в ловах и охоте,
    Лад, чтоб был в хозяйстве  и в другой работе.

    Костры разложили, ладан воскурили,
    Свои приношенья на алтарь сложили.
    Закидали  дымом капище, поляну,
    Возносят молитвы люди истукану.
    Мужики все  - справа, слева – бабы строго,
    Молитвою тешат каменного бога.

    Вдруг свершилось чудо – три прекрасных девы,
    Статны и красивы, словно королевы,
    За рученьки взявшись, в капище заходят,
    Молодые хлопцы взгляда с них не сводят.
    Первая вся в золоте -  это Максимкина,
    А вторая в бархате – это Василькина,
    А на третье юбка облака белее,
    Своим светлым личиком всех она милее!
    Третья, хоть убога – да умом богата.
    К ней молодой  Янка и отправил свата.

    Та дева, что в золоте, - княжеская дочка,
    Нашла себе пару – Князева сыночка;
    Та дева, что в бархате, - победней, но все же
    Нашла себе мужа вельможного тоже,
    Третья Катеринка, хоть дочь селянина,
    Но собой достойна,  и царского сына!

    Три свадьбы сыграли в день щедрого Лада,
    Была вся округа тем весельем  рада.
    Разъехались свадьбы по своим подворьям,
    Понял князь тут – женку взял себе на горе.
    Она и капризна, она и постыла, -
    Молодому князю и житье не мило,
    А вторая дева, что вышла за пана?
    Тоже не святая, и не без обмана:
    Только муж из дома – хлопцев приглашает;
    Себя потешает, мужа унижает.

    Третья – женка Янки – пусть себе убога,
    Трудилась прилежно, не гневила бога,
    Мужу даже в мыслях всегда была верной,
    Сердцем незлобивой, доброй, милосердной.
    Все, что бог дарил им за труды, бывало,
    Что в сусек, в гумно ли, в клеть ли попадало,
    Все она до крошки с бедными делила:
    Не одна хвалу ей мать возносила,
    За то, что дорогу находила к хате,
    Где болеть случалось малому дитяти.
    Если злая ведьма скотину сгубила,
    Жито завязала, корову сдоила, -
    Она словом вещим снимала напасти,
    Вокруг себя людям раздавала счастье.
    И ее за это святою прозвали,
    Где б ни шла, поклоном до земли встречали.

    В чистоте и деток содержать старалась,
    На рассвете в речке каждый день купалась,
    Белую сорочку всегда надевала,
    Вот пришел откуда день святой – Купала!
    А когда скончалась, люди горевали,
    В этот день Купалу  поминать все стали.

    Старику вы верьте, его слово свято!
    Гнаться за богатством, деточки, не надо.
    Живите трудами, да бога хвалите,
    Панов добрых, детки, как братьев любите.
    Ну, а вы, девчатки, свое место знайте,
    Седину родителей своих уважайте;
    Честь свою блюдите, а бог милосердный
    Даст вам в жизни счастье и достаток верный!»

    Только дед закончил – тут де солнце встало,
    Своими лучами в небе заиграло**.
    Люди в этом свете будто бы умылись –
    Радостно по хатам своим расходились:
    Один шел к скотине, что б отправить в стадо,
    Второй спешил в поле, глянуть, может, надо
    И за косу браться, - жито уж доспело.
    В честь Купалы песня к небу полетела.

    *Рудабелка – поместье пана Александра Лапы в Бобруйском повете.

    ** Среди белорусского народа распространено поверье, что утром на Ивана Купалу, восходящее солнце играет своими лучами
    ОБСУЖДЕНИЕ
    Комментарии остутствуют
    Сортировать:

    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа
    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа

     
    Подписка на rss Vkontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Instagram YouTube
    175 209 - именно столько уникальных пользователей нас посетило за июль 2019 года.
    На основе Google Analytics*