Регистрация и авторизация через Вконтакте Авторизация через Одноклассники
БобруйскРегистрация Забыли пароль? почта БобруйскПочта

    Подписаться на наши новости

    Введите свой e-mail адрес:

    Будь в курсе новостей родного города!­­­­­


    Площадь им. Ленина

    Перейти к видеотрансляции


    6 июля 2009   Просмотров: 2914

    7 июля – Праздник Ивана Купалы

    Название праздника возникло в результате  совмещения дня Иоанна (Ивана) Крестителя, который стал отмечаться после принятия христианства в Киевской Руси, и дохристианского праздника Купало, посвященного  древнему языческому богу Купале.
    Праздник летнего солнцестояния – народный языческий праздник, или Иванов день Этот праздник  имеет старинную  традицию празднования кроме России, Беларуси, Украины, практически во всей Европе.
    Название праздника возникло в результате  совмещения дня Иоанна (Ивана) Крестителя, который стал отмечаться после принятия христианства в Киевской Руси, и дохристианского праздника Купало, посвященного  древнему языческому богу Купале.
    Иванов день  заполнен обрядами, связанными с водой, огнем и травами.
    Купаться в Иванов день опасно, так как  именинник в этот день – сам Водяной. В этот праздник, по народным поверьям вода может дружить с огнем, и их союз считается природной силой.
    Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, взявшись за руки, если руки при этом не разомкнуться, то пара сложилась, если нет, то молодые выбирали себе другую пару. Кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.  В некоторых местах через купальские огни  прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских огнях матери жгли, снятые с хворых детей сорочки, что бы с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети прыгали через костры, устраивали шумные игры. По поверью крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится самой активной всякая нечисть – ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные и лешие.
    Характерной приметой Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и  цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, что бы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для сжигания любви или для «отсушки».
    Главным героем становится в этот день папоротник, с которым повсеместно  складываются предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений  в полночь на Ивана Купалу, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились. До революции праздник принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нем принимали участие все население, причем традиция треболвала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.
    В ночь на Ивана Купала девицы опускают в речные волны венки с зажженными лучинками, или свечками, вьют венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицыной травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит суженный разлюбил, и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та и будет всех счастливее, а кого лучинка дольше прогорит, та проживет долгую-долгую жизнь.
    В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на подоконник или на порог крапиву, что бы защитить себя от их нападения. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом, посредством шелеста листьев, беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой чудодейственной силой.
    Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да Марьи и вложить в углы избы, вор к дому не подойдет: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растений) будут между собой разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин и с хозяйкой.
    В полночь, надо не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженного!».
    Если в Иванов день перелезать двенадцать огородов любое желание сбудется.
    Трогательно и красочно  описал купальскую ночь   Винцент Иванович Дунин-Марцинкевич в поместье пана Александра Лапы в Бобруйском повете.

    Купала
    (Отрывок из народной повести, перевод И.Бурсова, П.Кошеля)

    «Учил меня батька – счастье иль тревога,
    Но всякое дело начинать от Бога!
    Сотворим молитву и мы со стараньем,
    А потом и к древним перейдем преданьям».

    Так старик промолвил, на внучат оперся,
    На сырой земельке крестом распростерся.
    Помолился Богу, снова сел за стол
    И неторопливо свой рассказ повел:

    «С той поры раз десять  прошло по сто лет,
    Не таким был хитрым тогда белый свет.
    О Христовой вере люди и не знали,
    Каких, бог их знает, святых поминали.
    В княжестве литовском дружно, без раздору,
    Сыновья Ольгерда княжили в ту пору,

    Так вот  - в Рудабелке* собрался когда-то
    Разный люд окрестный перед капищем Лада.
    День его восславить, ему помолиться,
    Счастья и достатка от него добиться.
    Чтоб все было ладно и в клети, и в поле,
    Чтобы молодые жили в светлой доле,
    Чтоб ждала удача в ловах и охоте,
    Лад, чтоб был в хозяйстве  и в другой работе.

    Костры разложили, ладан воскурили,
    Свои приношенья на алтарь сложили.
    Закидали  дымом капище, поляну,
    Возносят молитвы люди истукану.
    Мужики все  - справа, слева – бабы строго,
    Молитвою тешат каменного бога.

    Вдруг свершилось чудо – три прекрасных девы,
    Статны и красивы, словно королевы,
    За рученьки взявшись, в капище заходят,
    Молодые хлопцы взгляда с них не сводят.
    Первая вся в золоте -  это Максимкина,
    А вторая в бархате – это Василькина,
    А на третье юбка облака белее,
    Своим светлым личиком всех она милее!
    Третья, хоть убога – да умом богата.
    К ней молодой  Янка и отправил свата.

    Та дева, что в золоте, - княжеская дочка,
    Нашла себе пару – Князева сыночка;
    Та дева, что в бархате, - победней, но все же
    Нашла себе мужа вельможного тоже,
    Третья Катеринка, хоть дочь селянина,
    Но собой достойна,  и царского сына!

    Три свадьбы сыграли в день щедрого Лада,
    Была вся округа тем весельем  рада.
    Разъехались свадьбы по своим подворьям,
    Понял князь тут – женку взял себе на горе.
    Она и капризна, она и постыла, -
    Молодому князю и житье не мило,
    А вторая дева, что вышла за пана?
    Тоже не святая, и не без обмана:
    Только муж из дома – хлопцев приглашает;
    Себя потешает, мужа унижает.

    Третья – женка Янки – пусть себе убога,
    Трудилась прилежно, не гневила бога,
    Мужу даже в мыслях всегда была верной,
    Сердцем незлобивой, доброй, милосердной.
    Все, что бог дарил им за труды, бывало,
    Что в сусек, в гумно ли, в клеть ли попадало,
    Все она до крошки с бедными делила:
    Не одна хвалу ей мать возносила,
    За то, что дорогу находила к хате,
    Где болеть случалось малому дитяти.
    Если злая ведьма скотину сгубила,
    Жито завязала, корову сдоила, -
    Она словом вещим снимала напасти,
    Вокруг себя людям раздавала счастье.
    И ее за это святою прозвали,
    Где б ни шла, поклоном до земли встречали.

    В чистоте и деток содержать старалась,
    На рассвете в речке каждый день купалась,
    Белую сорочку всегда надевала,
    Вот пришел откуда день святой – Купала!
    А когда скончалась, люди горевали,
    В этот день Купалу  поминать все стали.

    Старику вы верьте, его слово свято!
    Гнаться за богатством, деточки, не надо.
    Живите трудами, да бога хвалите,
    Панов добрых, детки, как братьев любите.
    Ну, а вы, девчатки, свое место знайте,
    Седину родителей своих уважайте;
    Честь свою блюдите, а бог милосердный
    Даст вам в жизни счастье и достаток верный!»

    Только дед закончил – тут де солнце встало,
    Своими лучами в небе заиграло**.
    Люди в этом свете будто бы умылись –
    Радостно по хатам своим расходились:
    Один шел к скотине, что б отправить в стадо,
    Второй спешил в поле, глянуть, может, надо
    И за косу браться, - жито уж доспело.
    В честь Купалы песня к небу полетела.

    *Рудабелка – поместье пана Александра Лапы в Бобруйском повете.

    ** Среди белорусского народа распространено поверье, что утром на Ивана Купалу, восходящее солнце играет своими лучами
    ОБСУЖДЕНИЕ
    Комментарии остутствуют

    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа
    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа

     
    Подписка на rss Vkontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Instagram YouTube
    244 076 - именно столько уникальных пользователей нас посетило за февраль 2019 года.
    На основе Google Analytics*