close.svg

Авторизация

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь

Актуально

7 июля – Праздник Ивана Купалы

7 июля – Праздник Ивана Купалы
Название праздника возникло в результате  совмещения дня Иоанна (Ивана) Крестителя, который стал отмечаться после принятия христианства в Киевской Руси, и дохристианского праздника Купало, посвященного  древнему языческому богу Купале.
Праздник летнего солнцестояния – народный языческий праздник, или Иванов день Этот праздник  имеет старинную  традицию празднования кроме России, Беларуси, Украины, практически во всей Европе.
Название праздника возникло в результате  совмещения дня Иоанна (Ивана) Крестителя, который стал отмечаться после принятия христианства в Киевской Руси, и дохристианского праздника Купало, посвященного  древнему языческому богу Купале.
Иванов день  заполнен обрядами, связанными с водой, огнем и травами.
Купаться в Иванов день опасно, так как  именинник в этот день – сам Водяной. В этот праздник, по народным поверьям вода может дружить с огнем, и их союз считается природной силой.
Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, взявшись за руки, если руки при этом не разомкнуться, то пара сложилась, если нет, то молодые выбирали себе другую пару. Кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.  В некоторых местах через купальские огни  прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских огнях матери жгли, снятые с хворых детей сорочки, что бы с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети прыгали через костры, устраивали шумные игры. По поверью крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится самой активной всякая нечисть – ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные и лешие.
Характерной приметой Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и  цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, что бы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для сжигания любви или для «отсушки».
Главным героем становится в этот день папоротник, с которым повсеместно  складываются предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений  в полночь на Ивана Купалу, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились. До революции праздник принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нем принимали участие все население, причем традиция треболвала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.
В ночь на Ивана Купала девицы опускают в речные волны венки с зажженными лучинками, или свечками, вьют венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицыной травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит суженный разлюбил, и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та и будет всех счастливее, а кого лучинка дольше прогорит, та проживет долгую-долгую жизнь.
В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на подоконник или на порог крапиву, что бы защитить себя от их нападения. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом, посредством шелеста листьев, беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой чудодейственной силой.
Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да Марьи и вложить в углы избы, вор к дому не подойдет: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растений) будут между собой разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин и с хозяйкой.
В полночь, надо не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженного!».
Если в Иванов день перелезать двенадцать огородов любое желание сбудется.
Трогательно и красочно  описал купальскую ночь   Винцент Иванович Дунин-Марцинкевич в поместье пана Александра Лапы в Бобруйском повете.

Купала
(Отрывок из народной повести, перевод И.Бурсова, П.Кошеля)

«Учил меня батька – счастье иль тревога,
Но всякое дело начинать от Бога!
Сотворим молитву и мы со стараньем,
А потом и к древним перейдем преданьям».

Так старик промолвил, на внучат оперся,
На сырой земельке крестом распростерся.
Помолился Богу, снова сел за стол
И неторопливо свой рассказ повел:

«С той поры раз десять  прошло по сто лет,
Не таким был хитрым тогда белый свет.
О Христовой вере люди и не знали,
Каких, бог их знает, святых поминали.
В княжестве литовском дружно, без раздору,
Сыновья Ольгерда княжили в ту пору,

Так вот  - в Рудабелке* собрался когда-то
Разный люд окрестный перед капищем Лада.
День его восславить, ему помолиться,
Счастья и достатка от него добиться.
Чтоб все было ладно и в клети, и в поле,
Чтобы молодые жили в светлой доле,
Чтоб ждала удача в ловах и охоте,
Лад, чтоб был в хозяйстве  и в другой работе.

Костры разложили, ладан воскурили,
Свои приношенья на алтарь сложили.
Закидали  дымом капище, поляну,
Возносят молитвы люди истукану.
Мужики все  - справа, слева – бабы строго,
Молитвою тешат каменного бога.

Вдруг свершилось чудо – три прекрасных девы,
Статны и красивы, словно королевы,
За рученьки взявшись, в капище заходят,
Молодые хлопцы взгляда с них не сводят.
Первая вся в золоте -  это Максимкина,
А вторая в бархате – это Василькина,
А на третье юбка облака белее,
Своим светлым личиком всех она милее!
Третья, хоть убога – да умом богата.
К ней молодой  Янка и отправил свата.

Та дева, что в золоте, - княжеская дочка,
Нашла себе пару – Князева сыночка;
Та дева, что в бархате, - победней, но все же
Нашла себе мужа вельможного тоже,
Третья Катеринка, хоть дочь селянина,
Но собой достойна,  и царского сына!

Три свадьбы сыграли в день щедрого Лада,
Была вся округа тем весельем  рада.
Разъехались свадьбы по своим подворьям,
Понял князь тут – женку взял себе на горе.
Она и капризна, она и постыла, -
Молодому князю и житье не мило,
А вторая дева, что вышла за пана?
Тоже не святая, и не без обмана:
Только муж из дома – хлопцев приглашает;
Себя потешает, мужа унижает.

Третья – женка Янки – пусть себе убога,
Трудилась прилежно, не гневила бога,
Мужу даже в мыслях всегда была верной,
Сердцем незлобивой, доброй, милосердной.
Все, что бог дарил им за труды, бывало,
Что в сусек, в гумно ли, в клеть ли попадало,
Все она до крошки с бедными делила:
Не одна хвалу ей мать возносила,
За то, что дорогу находила к хате,
Где болеть случалось малому дитяти.
Если злая ведьма скотину сгубила,
Жито завязала, корову сдоила, -
Она словом вещим снимала напасти,
Вокруг себя людям раздавала счастье.
И ее за это святою прозвали,
Где б ни шла, поклоном до земли встречали.

В чистоте и деток содержать старалась,
На рассвете в речке каждый день купалась,
Белую сорочку всегда надевала,
Вот пришел откуда день святой – Купала!
А когда скончалась, люди горевали,
В этот день Купалу  поминать все стали.

Старику вы верьте, его слово свято!
Гнаться за богатством, деточки, не надо.
Живите трудами, да бога хвалите,
Панов добрых, детки, как братьев любите.
Ну, а вы, девчатки, свое место знайте,
Седину родителей своих уважайте;
Честь свою блюдите, а бог милосердный
Даст вам в жизни счастье и достаток верный!»

Только дед закончил – тут де солнце встало,
Своими лучами в небе заиграло**.
Люди в этом свете будто бы умылись –
Радостно по хатам своим расходились:
Один шел к скотине, что б отправить в стадо,
Второй спешил в поле, глянуть, может, надо
И за косу браться, - жито уж доспело.
В честь Купалы песня к небу полетела.

*Рудабелка – поместье пана Александра Лапы в Бобруйском повете.

** Среди белорусского народа распространено поверье, что утром на Ивана Купалу, восходящее солнце играет своими лучами
ОБСУЖДЕНИЕ
Комментарии отсутствуют