Зажинки — один из древнейших земледельческих праздников. По одним
источникам он праздновался 21 июля в день Прокопия Жатвенника (Прокопа
Жнеца). Считалось, что «Прокоп летний — жней и жатвенник, жатву
начинает». По другим — 29 июля в день памяти священномученика
Афиногена, епископа Пидахвийского. В народе считали, что на Афиногена
(Финогена) пташки задумываются (замолкают). Лето перешагнуло знойный
возраст. «Если этот день с теплом да со светом — уберешься загодя со
жнитвом, а коли будет дождливым — хлеб в снопе прорастет» (погода будет
сырой). Примерно с этого периода по народным приметам заканчиваются
жаркие дни, ночи становятся холоднее.
Традиционно, начало и конец уборки урожая торжественно отмечались и
сельской общиной, и в каждой семье. Считалось, что каков будет зажин,
таковы и зажинки.
Жатва подводила итог всему многодневному труду крестьянина. К началу
жатвы готовились как к большому празднику. Хозяйка мыла дом, хозяин
убирал двор, гумно. Стол застилали белой скатертью. Перед началом жатвы
каждая хозяйка или хозяин ходили осматривать свои нивы, поспел ли
колос, пора ли жать. В некоторых местах проводили обряд «пакрывания
поля».
На зажинки отправлялись или утром до восхода солнца, или в сумерках.
Самую первую сжатую жменю колосьев жнея клала не в сноп, а отдельно на
поле вместе с хлебом и сыром. Потом начинали жать первый сноп —
«гаспадарок». Он считался именинным. Обычно его зажинала старшая в
семье женщина. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в
красный угол под иконы. С него же начинают осенью молотьбу, а соломой
кормили больную скотину. Зерна первого снопа считались целебными для
людей и птиц.
Вечером каждая семья устраивала праздничный ужин, на котором обязательно была еда, принесенная с поля. Пели специальные песни.
В современной Беларуси точной даты Зажинки не имеют и празднуются в день начала уборочной кампании.