Регистрация и авторизация через Вконтакте Авторизация через Одноклассники
БобруйскРегистрация Забыли пароль? почта БобруйскПочта

    Подписаться на наши новости

    Введите свой e-mail адрес:

    Будь в курсе новостей родного города!­­­­­


    Площадь им. Ленина

    Перейти к видеотрансляции

    18 февраля 2018   Просмотров: 1981

    «Яко же и мы оставляем должникам нашим»

    Заблуждение о неконкретности учения Иисуса

    Иисуса принято шаблонно воспринимать как «рыцаря печального образа»: неисправимый романтик «не от мира сего», учивший непрактическим в реальной жизни вещам («на зло отвечать добром», «если кто ударит по левой щеке подставь правую» и т.д.), "не могущий за себя постоять, позволивший себя продать, предать и несправедливо осужденный. Такого человека хочется уважать, преклоняться, чтить, много рассуждать о красоте Его учения, но следовать Его учению в реальной жизни – не очень хочется. Жизнь доказывает, что успех имеет обратное.

    В учении Иисуса все очень жизненно, логично и предельно конкретно

    Однако те, кто читал Библию, не согласятся с общепринятым рафинированным образом. Иисус отнюдь не был застенчивым тихоней-отшельником, говорящим неконкретные абстракции. Он мог посещать свадьбу и веселиться там (вспомним первое чудо – превращение воды в вино на свадьбе), когда для Него устраивали угощения, Он приглашал на пир мытарей и грешников (Лука 5:29-36), где они ели и пили, а уж Его проклятия и поношение фарисеев, которые по силе обоснований и эмоциональной мощи просто вызывают внутренний трепет (уж чего только я не слышал в жизни, но не хотел бы я оказаться на месте фарисеев, чтобы меня так отругали) полностью разрушают образ Иисуса как тихони-интеллигента и заставляют удивиться не столько даже ясности, четкости, логичности, определенности и завершенности Его позиции, сколько удивиться силе Его чувств и эмоций, которые Он вкладывал в слова. Пожалуй, мало кто в то время (да и сейчас тоже) обладал такой ясностью мысли, а самое главное – силой духа, чтобы ТАК безжалостно и категорично говорить правду о людях.

    Иллюстрация четкости и определенности позиции Иисуса

    Пожалуй, это стоит воспроизвести (см. Мтф.23:13-36):

    «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете!

    Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение!

    Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас!

    Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

    Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру!

    Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды! Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

    Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

    Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших.

    Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?»

     

    О чем учил Иисус?

    Зачем я так подробно об этом пишу? Есть такая поговорка: «человек познается в труде и в споре». Именно по тому, что человек ненавидит, можно познать, что человек любит. Именно по тому, что человек критикует, можно понять, что человек утверждает.

    И именно по тем людям, которые глубоко противны Иисусу (настолько, что Он, обычно милостивый и приветливый, не стесняется называть людей «гаденышами», «змеенышами» - если змея ехидна – это гад, то ее порождения – точно змееныши), по тем порокам, которые безжалостно обличает Христос, можно догадаться о Его взгляде на правду.

    Думаю, он таков:

    Сейчас люди хитрые пошли, они научились притворяться и знают, что можно творить любое зло, главное – это не допускать формальное нарушение закона (кстати, это одна из причин, почему современное право пришло в упадок). Но Иисус вообще не разделяет внутренней нравственности и права. У Него нет двойной мерки для души и для поведения. «Не прелюбодействуй? А я говорю Вам, что если вы смотрите на женщину с вожделением – вы уже прелюбодействовали с ней (в сердце своем)». Он не различает формы и содержания, законности и праведности. Он не согласен видеть в праве лишь минимум моральности. Напротив, Он стремится к ее максимуму. Христос ищет правды, единой и неделимой, правды не только в поведении, но и в мыслях, не только в действиях, но и в мотивах. Это Христос первым сказал: «сила – не в деньгах, сила - в правде»: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Иоан 3:19-21). Сообразно этому Он проповедует прежде всего – искренность. Он осуждает лицемерие, притворство, маскировку, прикрывающую злонамеренность и корысть под внешнее благочиние и даже святость. Даже на бутафорском суде (с точки зрения юриста – собравшем в себе все возможные процессуальные нарушения, так, что процесс можно было развалить, не напрягаясь) Христос или молчал, или говорил только правду.

    На первое место Иисус ставит не внешнее, формальное, а внутреннее («вы взымаете десятину с мельчайших мелочей, но оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру!»). Именно через эту призму воспринимается поведение и внутренние мотивы людей («хоть она и нарушила закон, но кто без греха – пусть первым бросит в нее камень»). Именно внутреннее: открывает ли оно Царство Небесное, или затворяет (в том числе и другим людям) – ставится Иисусом во главу угла поведения человека. Именно внутреннее является мерилом для Христа, оно либо оскверняет внешне безупречные дела человека («из сердца исходят злые помыслы… - это оскверняет человека), либо оправдывает его («Суд без милости не оказавшему милости: милость превозносится над судом!»).

    Практичные простые и жизненные следствия из учения Христа

    Именно такая позиция Иисуса Христа и предопределяла, обусловливала, Его на первый взгляд парадоксальные советы («оставлять должникам нашим», «прощать до семижды семи раз» и т.д.), в том числе, совет о ликвидации конфликтов прощением. Своим собственным живым примером Он показывал, что умелым прощением можно возродить человека не только морально, но и физически («прощаются тебе грехи твои»). И вот, попытки взыскания с людей их долгов неминуемо приводят к ресурсозатратным тяжбам, лицемерию, потери внутренней правды и непроизводительному расходованию времени, а прощение людьми друг другу взаимных долгов не только не приводит к таким последствиям, но и служит прекрасной профилактикой от чрезмерной привязанности к вещам или репутации, социальному статусу. Отсюда, тот, кто соглашается компенсировать причиненный другими вред из своих ресурсов, «потерпеть на себе» (а именно в этом суть прощения долгов), имеет для себя самые благоприятные последствия: во-первых, он приобретает благосклонность у Бога («И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»), а во-вторых – приобретает такую же благосклонность у людей («не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»).

    Христос не проповедовал дикость, юродство или абстрактный романтизм. Он проповедовал человечность. Парадокс в том, что тихая, спокойная и богатая жизнь без конфликтов (богатая – потому что не расходуются ресурсы по пустякам) быстрее может быть достигнута прощением долгов других людей, нежели расточительной борьбой с ними по взысканию этих долгов.

    Как видим, в Библии не все так уж сложно и непрактично, как это воспринимают те, кто ее не читал.

    Иван Иванович

     

    * Мнение портала может не совпадать с частным мнением автора.


    ОБСУЖДЕНИЕ
    Комментарии остутствуют
    Сортировать:

    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа
    Транспорт Недвижимость Связь Торговля Власти Медицина Образование Работа

     
    Подписка на rss Vkontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Instagram YouTube
    175 209 - именно столько уникальных пользователей нас посетило за июль 2019 года.
    На основе Google Analytics*