close.svg

Авторизация

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь

религия и национально-культурные объединения

­

Религия и национально-культурные объединения ­

Значительные изменения в социально-э­кономической, политической и культурной жизни белорусского общества рубежа XX-XXI вв. нашли отражение и в религиозной сфере. В условиях свободы совести возрос интерес людей к религиозной истории, вероисповедному наследию предков. На Бобруйщине, как и по всей Белоруссии наблюдается  церковный ренессанс: возродились традиционные для нашей республики конфессии - православие, римо-католицизм, иудаизм. Получили широкие возможности для развития  нетрадиционные направления хри­стианства – пятидесятничество, баптизм, новоапостольство, адвентизм, иеговизм.

Религиозная жизнь представлена в Бобруйске 25 религиозными общинами  5-т­и конфессий, в том числе:  православных – 8, старообрядческих – 3, римско-католическая – 1, протестантских – 10, иудейских – 3.        

Наибольшее влияние и самое большое распространение имеет Белорусская православная церковь. Православие, как христианство восточного обряда, или «греко-русская вера» берет начало  на восточно-славянских землях  в конце X века. В 988 году при князе Владимире Святославиче в Киевской Руси  произошло событие, которое на многие века  стало определяющим  в судьбах восточнославянских  народов – «Русь крестилась».  Вскоре была создана первоначальная организация  русской православной церкви в форме  митрополии  константинопольского патриархата. Ее возглавил митрополит, присылавшийся из Константинополя  и имевший своим местом пребывания кафедральный собор  Святой Софии в г. Киеве. В 992 году  была создана первая белорусская епископия с центром в городе Полоцке, в состав которой в дальнейшем вошли и земли Могилевщины.

Время проникновения православия на территорию нашего края (Бобруйщину)  установить   сложно.  Можно лишь предполагать, что  это произошло задолго  до первого письменного упоминания о городе на Березине. В начале XVI века при населении  около 5 тысяч в городе имелось 3 церкви: Николаевская, Ильинская и Успенская. Самая древняя – Николаевская, которая находилась в центре, неподалеку от переправы через реку Березина (район нынешнего речного порта). Перелистаем несколько страниц истории православия на Бобруйщине.

1508 год -  князь  М. Глинский  с братьями  Василием и Иваном при поддержке феодалов,  объявив  себя  защитником православия  и  имея намерения создать во всех частях ВКЛ  княжества с центром в Киеве, поднимает мятеж в Великом княжестве Литовском.  Мятеж начался в Турове, который принадлежал Глинскому. Охватил всю восточную Беларусь и Киевщину, где его поддержал брат -  киевский воевода В. Глинский. Князь со своими  сторонниками при поддержке московских войск действует  в направлении Бобруйск-Минск, с последующим отходом на Друцк – Оршу. Бобруйск  был взят штурмом  отрядами М. Глинского, а затем был занят московским войском, по главе с воеводой В.И. Шамячичем.

Глинский приезжает из Глуска в Бобруйск для того, чтобы уговорить московского воеводу идти на Минск. В Минске они терпят поражение и отступают к Орше. Путь их лежит опять же через Бобруйск.

1570 год -  перестраивается Николаевская церковь  и при ней открывается  православное братство Святого Николая Угодника. ­

В конце XVI - начале  XVII века в городе были построены еще две православные церкви - Успенская и Ильинская (1610 год).

В 1649 году за свою верность православию  Бобруйск вновь был подвергнут разгрому  войсками короля Яна Казимира. После Брестской унии  православное казачество встало на защиту  интересов православного населения. Казачий атаман Поддубский держал в Бобруйске оборону сначала против отряда хорунжего Яна Паца, потом против войска шляхты Владислава Валовича.  В составе отряда В. Валовича были  харугвы  под командованием В.  Гасевского  и М. Францкевича. Началась осада Бобруйска. Четыре дня казаки и мещане под командованием полковника Поддубского успешно отбивали атаки регулярного войска и шляхетского ополчения. На помощь Валовичу подошло войско гетмана  Януша Радзивила, который перед этим взял Мозырь. Радзивил предложил  казакам и  повстанцам - мещанам  капитулировать, однако последние отказались сдать город.  Радзивил, попросив помощи у короля  Яна Казимира, разместил свое войско  за Березиной.  В город тайно проникли его разведчики. Умело используя разногласия среди повстанцев, гетман склонил некоторую их часть  к капитуляции, обещая сохранить им жизнь и имущество. Но Радзивил выдвинул при этом одно условие - выдать ему предводителей бунта.  Ночью 12 февраля 1649 года ворота Бобруйска были открыты,  горожане вышли из города вместе с семьями навстречу войску  Радзивила. Однако это не спасло повстанцев.  Войска ворвались в Бобруйск. Началась расправа. Некоторые из повстанцев сгорели в подожженных  домах.

Участник этих событий Богуслав Машкевич записал в своем дневнике: «Во все время нахождения в Бобруйске были наказаны смертью   вязни,  их садили на колы и первого Поддубского». Но в начале  Поддубский вместе с группой казаков, засев в деревянной веже, продолжал отбиваться. Вежа была подпалена, большая часть казаков сгорела живьем. Некоторые,  вместе с предводителем, попытались  выбраться.  Поддубский бросился в зимнюю Березину, однако спастись ему не удалось. Полковник разделил участь многих своих казаков -  его казнили, посадив «на паля» (на кол).

Царский дипломатичный гонец Дьяк Кунаков докладывал об этом царю Алексею Михайловичу «… в Бобруйску мещане в винах своих добили челом и февраля в 21 день в ночи сами с женами и детми,  и с животы (имуществом)  из замку вышли, и которая сторона положена была на их мещанскую сторожу, и они те ворота отворили  и впустили гетманские радивиловы  роты и пехоту, и черкасы де из города побежали, пометав всю свою здобычь,  и сели в осаде на млыне, от Бобруйска в полумиле, а полковник у них был Поддубский убежал с товарыщи во 100 человек, а с 400 чел. Гетман Радивил  поймал за присягою и всех побил, да и мещан де всех которые и город ему отворили, мучил из животов  и руки отсек у 800 чел., постинал ( головы отсек) 150 чел., на паля (колы)  возбиял больши 100 чел. …»

Шляхетские войска отомстили  повстанцам за поражение первых месяцев. Расправу над жителями Бобруйска не прекратили даже просьбы   православного духовенства. Город был разрушен и опустошен. Еще долго Бобруйск не мог оправиться от этих страшных событий.

Зимой 1654 – 55 гг. в Бобруйске снова собираются отряды  Великого княжества Литовского для того, чтобы вместе с гетманом Я. Радзивилом идти на Могилев, занятый российскими войсками. Так в 1654 г. с Бобруйска в Быхов вышли 4 тыс. конных и пеших воинов во главе  с полковником Аскерком. В Бобруйске остались В. Гасевский и Шалевский со своими частями, а отряд Смольского  перешел в Менск.

В 1655 году казаки наказного гетмана Золотаренко вновь  вошли в  Бобруйск. Полковник Константин Поклонский (из могилевской шляхты), перешедший на сторону Москвы, в марте 1954 г. доносил царю, что православные жители Бобруйска были посечены «ляхами». Город  после всех  этих событий  был сожжен и опустошен и долго еще не мог оправиться.

В 1708 году началась Северная война. Через Бобруйск проходят шведские и российские отряды. Массовые эпидемии 1707, 1709 и 1715 годов довершают то, что не сделали предыдущие войны.

В 1793 году произошел второй раздел Речи Посполитой. Бобруйск в числе  других городов вошел в состав Российской империи.

3 мая 1795 года Указом Екатерины-II местечку Бобруйск присвоен статус уездного города  в составе Минской губернии. В городе создается поветовая (областная) школа, в программу  преподавания  входят такие предметы как риторика, история, катехизис (основы православного  вероучения). 

10 августа 1810 года Александр 1 утверждает план постройки Бобруйской крепости. А 4 июля 1811 года  над цитаделью уже был  поднят Российский флаг  и Бобруйскую крепость причисляют к первоклассным военным укреплениям  на территории Российской империи. В ее пределах устраивается еще 7 храмов (включая домовые), среди них Свято-Петропавловский (в честь Казанской иконы Божией Матери) и Собор Святого Александра Невского. В 1829 году на городском кладбище по особому ходатайству церковным властям полковника Розенмарка и на его средства строится храм в честь Святой мученицы Софии. Всего к началу  20 века в городе уже было  10 православных храмов, работало 5 церковно-приходских школ. Церковные праздники  почитались благоговейно. Всенародно праздновались дни памяти Святителя Николая  - 22 мая и 19 декабря, в городе  существовали благочестивые  традиции проведения  крестных ходов и  совершения  соборных молебнов.

После известных революционных событий к 1925 году  в городе осталось лишь два православных храма – Свято-Николаевский собор и Свято-Софийская церковь на Минском кладбище. Тем не менее духовная жизнь в городе не угасает. Филарет (Раменский) епископ Бобруйский, викарий Минской епархии  (до революции окончил Варшавский университет, был инспектором Минской духовной семинарии), служил в минских и бобруйских храмах в нелегкие  времена гонений на церковь. 28 июля 1937 года в Минске закрылась последняя православная церковь города – храм Святой Равноапостольной Марии Магдалины на Сторожовке. В этот день епископ Филарет, священники, дьяконы и ряд прихожан  были арестованы и 1 ноября 1937 года расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны стало ясно, что без православной церкви победы над врагом не одержать. Из ссылок и лагерей возвращаются епископы и священники. Церковь благословляет своих верных чад «…душу положить  за други своя». Первые послевоенные годы  ознаменованы возвращением Церкви храмов и монастырей, созданием новых приходов. 

С 1953 года в Бобруйске  вновь появляется викарный епископ Преосвященный Митрофан (Гутовский). Его характеризовали как настоящего монаха, тихого, скромного, требовательного к себе, самостоятельного в решении церковных вопросов. 

С 1956 года на Бобруйской кафедре – Преосвященный Леонтий (Бондарь). Это был человек энциклопедических знаний, владеющий семью языками, наизусть цитирующий Священное Писание. Владыка Леонтий был тем самым архипастырем, который 7 июня 1990 года как старейший по хиротонии архиерей произнес новоизбранному Патриарху Московскому  и Всея Руси Алексию-II слова поздравления.  А тогда в далекие 60-е годы  все было иначе – по решению советского руководства Белоруссия  должна была стать первой республикой, «свободной от религиозного дурмана». Выдворение в 1961 году за пределы республики владыки Леонтия, де-факто  возглавляющего белорусскую церковь, стало предвестником новых гонений на Церковь.

В 1963 году закрывается Свято-Николаевский собор, по невыясненной причине сгорела Свято-Софийская церковь на Минском кладбище.  Остатки церковной утвари с обоих храмов переносятся в переоборудованный  для богослужебных целей  частный дом на ул. Шмидта, который со временем перестраивается  и освящается как Свято-Николо-Софийский храм. В течение 27 лет духовная жизнь города  сосредотачивается в его пределах.

Возрождение православной веры в нашем городе  связано с учреждением в 1989 году  Могилевской епархии, которую возглавил Высокопреосвященнейший Максим (Кроха).

В 1990 - 1991 годах верующим возвращаются здания  Свято-Георгиевского и Свято-Духово храмов.  К 2000 году в городе появляются еще два православных храма – Свято-Иверский в Киселевичах и Свято-Ильинский на Луковой горе. В 2003 году верующим  возвращается Свято-Николаевский собор.

25 декабря 2005 года  создана  Бобруйско-Быховская епархия. На новую кафедру назначается Преосвященный Петр, возглавляющий до этого  Мозырско-Туровскую епархию. В 2005 году  Владыка Петр назначается  епископом Друцким, викарием  Витебской епархии. 27 марта 2007 года  на заседании Священного Синода принято решение о назначении епископом Бобруйским и Быховским иеромонаха Серафима (Белоножко). В Бобруйской епархии насчитывается 55 приходов. По официальным данным в г. Бобруйске более 90 тысяч православных.

Всего в настоящее время  в Бобруйске насчитывается 7 храмов: Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца, Свято-Георгиевский храм, Свято-Духов храм,  Свято-Иверский храм, Свято-Ильинский храм, Свято-Сретенский храм, Свято-Николо-Софийский храм, 1 часовня в честь иконы  Божией Матери «Всех скорбящих радость», монастырь в честь Жен-Мироносиц,  а также три домовых церкви -  Свято-Предтеченской в исправительной колонии № 2, преподобного Сергия Радонежского в воспитательно-трудовой колонии № 2 и Святой Великомученицы Елизоветы в здании воскресной школы  Свято-Николо-Софийского прихода.

«Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской  Православной  Церкви, находится под  начальственным наблюдением своего епархиального  архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля.

Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального  архиерея. Для получения статуса юридического лица приход регистрируется  государственными органами в порядке, определяемом законодательством страны нахождения прихода.  Приход приступает к своей деятельности после благословения епархиального архиерея…»
Из Устава Русской Православной церкви.

Приход Кафедрального собора Святителя Николая Чудотворца – настоятель иерей Георгий Лебединский.

По материалам топографического и статистического описания Минской губернии, выполненной в 1798 году, имеется: «На самом возвышенном месте указана Никольская церковь, построенная в 1600 году». В книге «История Минской Архиепископии»: «Преосвященный Иов учредил новый собор  в городе Бобруйске,  из возвращенной в 1798 (1795)  в православие униатской церкви: из древности бывшей соборною и в описываемое время  стоявшей в твердости. Приход состоит из 58 дворов. Притч состоит из протоиерея, священника, диакона и 4 причетников…»

Из летописных источников известно, что еще в 1570 году собор Святого Николая в г. Бобруйске уже перестраивался,  и в этом же году при нем было создано Православное братство. Таким образом,  Свято-Николаевский собор является древнейшим в городе.

В архивных документах дважды (1799 и 1821 годах) на ходатайствах  Св. Синода «об отпуске  бобруйскому уездному собору  ежегодного жалования» встречается государев вердикт «Быть по сему».

Как свидетельствует «Описание церквей и приходов Минской епархии» 1879 года, в храме имелись две дарохранительницы: одна из серебра 84 пробы, вызолоченная, чеканной работы, другая – из того же металла и той же пробы, вызолоченная весом 13 лотов». Примечательно, что на одной из дарохранительниц на передней стенке было выгравировано надпись: «Вклад Благоверного Государя, Наследника, Цесаревича и В.Князя Александра Александровича в Соборный храм г. Бобруйска», а на задней: «На вечное поминовение  за упокой души Государя Цесаревича и В.Князя  Николая Александровича 12 апреля  1865 года».  Итак, будущий Российский император (с 1881 года), второй сын царствующего  Александра II выражал Высочайшее  благоволение бобруйскому собору.

Вероятно, предыстория этого дара объясняется  верноподданническим письмом бобруйчан, написанным двумя годами ранее и опубликованным  в «Минских губернских ведомостях» от 17 мая 1863 года.          

В 1863 году вспыхнуло восстание в Польше, население западных окраин Российской империи  поддерживало борьбу поляков за независимость. В связи с этим событием и по случаю дня рождения  Августейшего Монарха  прихожане соборной Николаевской церкви г. Бобруйска заверяли императора  Александра Николаевича, что не разделяют преступных замыслов «врагов порядка и общественной тишины» и не желают «оставить кров родительский и отторгнуться  от Твоей великой, благословенной Богом державы». «Мы радуемся и гордимся тем, что мы Русские и ты наш Православный царь. Благо нам жить,  и умереть в своей благословенной Богом державы». Затем следовали подписи  прихожан Свято-Николаевского собора.

После постройки в 1835 году он получил  статус второго класса церкви. Прихожан было 1095 мужчин и 1225 женщин.
В состав бобруйского прихода входили жители города с его форштадтами и хуторами, а так же деревнями: Думановщина, Ясный Лес, Величково, Доманово и др.  Причт состоял  из прихожан, священника Федора Смолича (священствовал с 1854-1875 г.г.), имеет наперстный крест. Причт: протоиерей, священник, дьякон, 2 псаломщика. Священник Иосиф Яхимович священствует  с 1875 года.

Известным архитектором  Струковым для строительства солдатской церкви был  предложен проект  крестообразного в плане собора, с одним великим и четырьмя малыми куполами на центральном барабане и колокольней над притвором.  Проект был отклонен, как преждевременный. Но в 1892 году  данный проект  был применен при перестройке в камне Николаевского собора, который был  построен за 2 года и освящен  в 1894 году.

В 1903 году приходу собора принадлежало 11 деревень и сам город.  Прихожан было 3312 мужчин и 3354 женщины.  В приходе имелись церковно-приходские школы: Бобруйская, Березинская (на Форштадте), Луковская (на хуторе Луки). К началу  1903 года в Бобруйске было 38376 человек.  В городе 11 церквей (4 в крепости) и один Николаевский собор.

К Николаевскому собору принадлежали церкви:
1. Свято-Георгиевская в д. Думановщина
2. Свято-Николаевская на хуторе Луки (построена в 1826 году)
3. Свято-Софийская (построена в 1829 году)
4. Свято-Духовская (построена в 1901 году)
5. Часовня в д. Ясный Лес

В 1932 году  в числе других культовых сооружений действовал и собор, который был закрыт в середине  60-х годов. Здание было перестроено в плавательный бассейн.

Даже по время оккупации Свято-Николаевский собор действовал, в нем совершались службы,  настоятелем в это время был Немшевич.

В здании Бобруйского Дома офицеров с  28 октября по 4 ноября 1947 года проходил процесс  по делу группы немецко-фашистских преступников. Свидетелем на процессе выступал в числе других и настоятель Свято-Николаевского собора Немшевич. 73-летний настоятель свидетельствовал на суде: «Я, в числе другого духовенства был приглашен  немцами в одну из деревень недалеко  от Марьиной Горки, как будто на открытие детского дома…  В 80 домах деревни, обнесенной колючей проволокой, страдали дети 9-13 лет, насильно отнятые  у родителей. Когда мы совершали молитву, дети плакали. Они были полураздетые, замученные,  и едва держались на ногах. У них сильно дрожали руки. Мы пытались успокоить несчастных детей, но они плакали еще сильней, жалуясь, что  у них немцы отняли матерей и отцов. Дети, плача говорили нам, что у них немцы будут брать кровь. Дети просили спасти их. Я, как пастор и как старый человек, прожил свои годы и может быть, живу последние. Но я такого ужаса, такого зверства не видел в жизни.  Дети этого лагеря были осуждены на гибель, гитлеровцы использовали их в качестве доноров, трупиками детей были заполнены все ямы в лагере. Война имеет свои законы, но немцы воевали против детей и мирного населения. Я был очевидцем, когда немцы загружали,  как попало автомашины стариками, женщинами и плачущими детьми на руках, вывозили их за город и расстреливали, а затем снова возвращались за новыми жертвами».  В тот лагерь под Марьиной Горкой часто попадали и дети бобруйчан, схваченные во время облав.

В декабре 2001 года здание собора возвращено верующим. Поруганный в прошлом столетии собор восстал буквально на глазах. Каждое утро, проходя мимо, бобруйчане отмечали что-то новое в его облике. Свято-Николаевский собор единственный в Беларуси, который был восстановлен в столь короткое время. При этом на протяжении всех месяцев восстановления в его стенах   не прекращались службы. Каждый день очищалось внутреннее пространство  храма от строительной пыли, покрывали чехлами и снова открывались  иконы.


Свято – Никольский кафедральный собор. Бобруйск. Сферическая 360° панорама.


Свято – Никольский кафедральный собор. Бобруйск. Сферическая 360° панорама.

­



Автор фотографий и видео: Клейнов Олег

На сегодняшний день основные работы по восстановлению храма завершены и Свято-Николаевский собор вновь воссиял в своей первозданной красе. Восстановительные работы все это время шли под руководством настоятеля собора протоиерея о. Александра (Полуянова).

22 мая 2007 года, в день чествования Святителя Николая, митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, в сослужении преосвященных  Стефана, епископа Туровского и Мозырского, Серафима, епископа Бобруйского и Быховского, а так же отцов настоятелей бобруйских храмов  был совершен чин освящения Свято-Николаевского собора.

При Кафедральном соборе действует воскресная школа, проводит работу сестричество. Издается газета «Верую». Настоятель Свято-Николаевского собора является духовным отцом Бобруйского казачества.

Приход церкви Святого Георгия Победоносца - настоятель протоиерей  Геннадий Вейго.

В 1868 году бобруйский священник Андриан Соловьев  пишет письмо известному архитектору Н.Д. Струкову с просьбой о содействии в деле строительства второго соборного храма для Бобруйской крепости. Он пишет, что собор в честь  Александра Невского  слишком мал для многочисленного гарнизона и в великие праздники не вмещает всех молящихся. В письме также говорится, что храм должен быть построен близ крепостных стен и служить духовным нуждам как военнослужащих гарнизона, так и городских жителей. Архитектор предлагает проект  крестообразного в плане собора, с одним великим и четырьмя малыми куполами на центральном барабане и колокольней над притвором. Однако командование гарнизона отклонило проект на том основании, что в крепости нет места для строительства, а решение о застройке эспланады принимать преждевременно. В ходе многолетней переписки и согласований  проект архитектора Струкова  воплощается … в перестройку в камне  Свято-Николаевского собора. Но проблема  второго собора  для военнослужащих  остается,  и командование крепости понимает это. Поэтому когда в 1897 году принимается решение о застройке эспланады, в план работ  вносится определение о строительстве  православного храма.  Он будет назван в честь Святого  великомученика Георгия Победоносца – покровителя православного воинства.

Свято-Георгиевский храм закладывается в 1905 году в непосредственной близости от главного входа в крепость. Предположительно проект храма был выполнен архитектором А. Чагиным, следовал установившемуся в конце XIX века «патриотическому» направлению. Храм быстро строится силами военных строителей, стены его красятся в белый – цвет непорочности и чистоты. Видимо из-за этого в народе церковь называли Белой. В 1907 году состоялось освещение Свято-Георгиевского храма епископом Минским и Туровским Михаилом.

Свято-Георгиевский храм был закрыт советской властью в 1928 году, последним настоятелем храма был протоиерей Василий Горячко. В храмовом здании было  размещено производство по изготовлению конской упряжи. Судьба других храмов военного ведомства еще более трагична, они были разобраны по кирпичику так, что не оставалось и следа от их местонахождения.

Перед войной швейное производство в Свято-Георгиевском храме упраздняется, здание используется под склад. С началом Великой Отечественной войны немцы открыли в Свято-Георгиевском храме  авторемонтную мастерскую. После войны храм некоторое время пустует, затем он был капитально перестроен, на первом этаже разместилась столовая, а на втором -  библиотека им. Ленина.


Свято - Георгиевский храм. Бобруйск. Сферическая 360° панорама.

­

Автор фотографии и видео: Клейнов Олег

В 1989 году  возрождается Могилевско-Мстиславская епархия, в которую вошел и г. Бобруйск. В 1991 году храм освещается. В 1992 году начато строительство колокольни, а в сентябре 1992 года  приобретаются колокола.  19 декабря 1992 года  Митрополит Минский и Слуцкий Филарет благословляет труды по восстановлению храма. Со временем при храме  появилась своя строительная бригада.  В течение трех лет продолжается строительство  задуманного храмового комплекса.  Все краше становится внутреннее храмовое убранство – храм белится изнутри, появляется новое Распятие, благолепные иконы, аналои, подсвечники, лампады и др. Храмовые иконы написаны каноническим письмом, они выполнены мастерами иконописной школы Московской духовной академии и иконописной мастерской Оптиной пустыни, Иконописной мастерской Павла Жарова и Иконописной мастерской  Свято-Елизаветинского монастыря г. Минска. Киоты выполнены бобруйским  мастером И. Попковичем. Перед храмом устанавливаются две часовни административного назначения, которые вместе с храмом создают великолепный архитектурный ансамбль.  Строится водосвятная часовня  на 10 тонн освященной воды. Сдается в эксплуатацию хозяйственный блок с гаражом и мастерской, устанавливается ажурная ограда и т.д.

Храм вновь становится одним их символов города, его изображение  можно видеть на открытках, буклетах, фотоальбомах, посвященных нашему городу.                

Свято-Николо-Софийский храм –  настоятель протоиерей Димитрий Баркарь.

В 1829 году на городском кладбище по особому ходатайству полковника Розенмарка  и на его средства строится  храм в честь  святой мученицы Софии.

К началу 30-х годов в городе остались  лишь два православных храма: Свято-Николаевский собор и Свято-Софийская церковь. В них служит рукоположенный в 1923 году  в епископа Бобруйского викария Минской епархии, Преосвященный Филарет (Раменский). В 1937 году Владыка Филарет расстрелян в Минске по сфабрикованному  обвинению в антисоветском заговоре. С середины 60-х годов  Свято-Софийская церковь остается единственным храмом в городе.  В 1967 году храм сгорел. Остатки церковной утвари  из Свято-Николаевского собора и Свято-Софийского храма  переносятся в переоборудованный  для богослужебных целей  частный дом на улице Шмидта, который со временем перестраивается и освящается  как Свято-Николо-Софийский храм.

Приход храма Святого Духа – настоятель иерей Александр Лавицкий.

В конце 19 века  деревянный сруб Свято-Николаевского собора был перенесен на Форштадт. В 1901 году здание незначительно дорабатывается  и освящается в  честь Святого Духа.

В 1900 году при храме было построено  здание школы, где разместились одноклассная женская церковно-приходская школа и одноклассная мужская школа.  По сведениям  на 1911 год в женской школе  учились 62 девочки: в первом отделении – 38, во втором – 16,  в третьем – 8.  Полный курс окончили 6 девочек. В мужской школе  на 1911 год тоже учились 62 мальчика. В первом отделении – 48, во втором – 7, в третьем - 7. Полный курс окончили  6 мальчиков.

Храм действовал до 1937 года, затем был закрыт и только после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году богослужение возобновляется.

В 1947 году Свято-Духов храм вновь закрывается  и в нем размещается клуб. С 1956 года  - кинотеатр «Луч». И только в  1993 году здание церкви  вновь передается верующим. Чин освящения  храма совершил  Высокопреосвященнейший Максим, архиепископ Могилевский и Мстиславский 14 октября  1995 года,  на праздник Покрова Божьей Матери.

В 1999 году построена часовня и воскресная школа. В 2003 году храм украшен «золотыми» крестами и новыми куполами. В 2004 году храм значительно преобразился, получив новую крышу из современных материалов, прилегающая территория покрыта  тротуарной плиткой. Имеется причтовый дом, библиотека, воскресная школа.

Свято-Иверский храм – настоятель священник Сергий Коровинский.

Учредительное собрание по созданию прихода состоялось 26 июня 1998 года. Освящение места строительства совершил Преосвященейший Максим 6 мая  1999 года. Возглавил его настоятель Свято-Георгиевского храма г. Бобруйска протоиерей Геннадий (Вейго).

Летом 1999 года на приход был назначен иерей Андрей (Мильто). Сначала богослужение совершалось в армейской палатке, затем пожертвованной строительной бытовке на колесах. К Рождеству 2000 года возведен временный деревянный храм.

С лета 2000 года настоятелем прихода является протоиерей Геннадий (Вейго). С этого же  времени началось  строительство каменного храмового здания. 26 октября 2007 года начались богослужения в новом храме. 15 ноября 2009 состоялось торжественное освещение храма.

При приходе действует молодежный центр «Благовест».

Свято-Ильинский храм – настоятель протоиерей Андрей (Мильто) .

Церковь Святого пророка Илии была известна еще с XVII века. Современный же храм расположился на живописном берегу реки Березина.

В 2000 году в день празднования памяти Святого пророка Илии был установлен крест, положивший начало строительству Свято-Ильинского храма. К концу 2003 года  возведен фундамент  под храм из села Кулешова Климовичского района. Перевозимая церковь была построена в 1893 году, однако в 1959  закрыта и окончательно пришла в упадок и запустение. В 2002 году приход посетил митрополит Минский и Слуцкий Филарет. В 2004 году  по благословению  епископа Сафрония и по согласованию с  руководством Климовичского  района и администрацией города Бобруйска  на место строительства был перевезен Свято-Ильинский храм из села Кулешова. Весной, после празднования Святой Пасхи, началась его сборка. Церковь была сложена к концу июля. Над срубом была возведена крыша, что позволило служить Божественную литургию на престольный праздник 2 августа в уже  перевезенной церкви.

19 августа 2008 года  на храме возвели купол, увенчанный крестом в виде  якоря.  Крест был освящен владыкой Серафимом, епископом Бобруйским и Быховским. Храм восстанавливается. В храме много икон разных лет, крест конца XIX века. С помощью прихожан  в паломнической поездке  приобретена икона  Матронушки  с частицей мощей святой. В храме находятся частицы мощей преподобных старцев Оптинских. По благословению епископа  Гомельского и Жлобинского Аристарха были переданы для молитвенного поклонения  частицы мощей святого праведного  Иоанна Кормянского. При церкви организована воскресная школа.

Храм Сретения Господня – настоятель протоиерей Иоанн Коляда.

Освящен 15 декабря  2007 года епископом Бобруйским и Быховским Серафимом. Находится он на пересечении улиц Ульяновской и Гагарина. По архитектуре точно такой же храм есть  в Сморгони.  Построен по древней методике, без единого гвоздя. При строительстве церкви неоценимую помощь оказало бобруйское казачество. Казаки во главе с атаманом Владимиром Мироновичем помогали профессиональным рабочим. Храм был построен  в течение 4-х месяцев.  Церковная утварь приобреталась преимущественно на средства прихожан. Иконы привезены из Киево-Печерской  лавры. 


Свято - Сретенский приход. Бобруйск. Сферическая 360° панорама.

­

Автор фотографии и видео: Клейнов Олег

Настоятель храма протоиерей Иоанн Коляда окончил Киевскую духовную семинарию, учился в Киевской духовной академии.

Сайт Бобруйской епархии

«Монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает  и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры…»
Из Устава Русской Православной Церкви.

Женский монастырь в честь Святых Жен-Мироносиц открыт на территории Бобруйской крепости. 30 марта 2008 года в приходе Свято-Николо-Софийского храма. Настоятельница - игуменья Раиса. Игуменья в прошлом получила филологическое образование в БГУ, занималась административной работой.

Монастырь  расположен  в бывших зданиях цитадели.  Ему  отданы шесть построек  военной крепости: четыре  двухэтажные и две одноэтажные. В здании тюрьмы решено  создать монастырский  храм Марии Магдалины. В здании госпиталя будет домовой храм. В планах монастыря  воссоздать храм Александра Невского, взорванный в 1934 году.

Храм назван в честь жен-мироносиц. Мироносицы – те самые женщины, которые по любви к Спасителю принимали Его в своих домах, а после последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев.

Адреса  православных приходов города Бобруйска.

213827 Могилевская обл. г.Бобруйск ул. Советская, 76, тел. 8(0225) 52-73-77 Свято-Николаевский кафедральный собор

213800 Могилевская обл., г.Бобруйск, ул. Карбышева, 4, тел. 8(0225) 52-47-20 Свято-Георгиевский храм

213826 Могилевская обл., г.Бобруйск, ул. Клубная, 27, тел. 8(0225) 46-81-98 Свято-Духовский храм

213800 Могилевская обл., г.Бобруйск, ул. Оранжерейная, 22, тел. 8(0225) 47-32-38 Свято-Иверский храм

213800 Могилевская обл., г.Бобруйск ул. Сикорского, 38, тел. 8(0225) 55-57-97 Свято-Ильинский храм

213828, Могилевская обл. г.Бобруйск ул. Шмидта, 30, тел. 8(0225) 49-19-30 Свято-Николо-Софийский храм

213800 Могилевская обл., г.Бобруйск ул. Ульяновская, 86/27, Свято-Сретенский храм

Барколабовский Свято-Вознесенский  женский монастырь.

Барколабовский женский монастырь находился на левом берегу Днепра, к югу от деревни Барколабово и  в 12 км. от города Быхова.

Название же деревни Барколабово (Баркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа - Баркулаба Ивановича Корсака.  В 1584 году он строит замок, а  через 4 года – две церкви. В 1583 году после брака дочери Корсака Евы с князем Соломерецким деревня Барколабово становится культурным центром  всего приднепровского края. Здесь находилась известная во всей Речи Посполитой библиотека. У князя Соломерецкого служили в то время домашними учителями Лаврентий Зизаний  и Мелентий (Максим) Смотрицкий  - известные ученые и общественные деятели. «Азбукой» и «Грамматикой» Л. Зизания  пользовались в школах Беларуси, Украины и Литвы. Самым авторитетным учебником по славянскому языку более двух столетий была «Грамматика» М. Смотрицкого. «Вратами своей учености» назвал М. Ломоносов  его «Грамматику».

Мелентий Смотрицкий  часто выезжал с сыном князя  Богданом за границу для продолжения образования.  Они провели несколько лет в разных городах Силезии, Словакии и Германии, слушая лекции во многих университетах. За границей Смотрицкий получил и степень доктора медицины. За активную деятельность по установлению и защите православия Смотрицкий подвергался преследованию со стороны властей.   В то время  королевские  власти проводили жестокую политику ополячивания  белорусского народа, насильно насаждая католицизм, унию  у народа в основном православной веры.  Смотрицкий одним из первых повел решительную борьбу с пленением родного края.  В это время он наряду с другими своими произведениями пишет свое главное произведение «Голос  восточной  церкви», где от имени Матери-Церкви призывает белорусский, русский и украинский народы к объединению в борьбе за свои права. Многие белорусские магнаты и шляхта принимали католическую веру, осваивали польский язык, заставляя жить,  придерживаясь других обычаев и традиций.

К чести Баркулаба  Корсака и его  наследников  они не изменили  православной вере. Корсак сразу же строит в деревне и в округе православные церкви. В 1594 году князем Соломорецким была заложена церковь в честь Георгия Победоносца. В 1626 году уже дети князя  Богдан и Анна строят мужской православный монастырь, которому дарят в собственность деревни  Сутоки и Малахово.

Княжна Елена Соломерецкая, вступая в брак с Богданом Стеткевичем, договорилась с ним о строительстве женского монастыря.  И в  1641 году Стеткевич  получает «разрешение на Барколабовский монастырь».  Став основателем монастыря,  он дарит ему в собственность  земельные угодья (остров Барок, поле и  луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. И хотя княжна в скором времени умерла,  муж осуществляет  совместно данный обед.

Южнее местечка Барколабово, в живописном уголке  около Днепра, подняла к небу свои пять позолоченных куполов величественная Вознесенская церковь. Позже выросли высокая колокольня, ворота, каменное ограждение и другие постройки.

Вскоре после сооружения главного храма в жизни обители произошло  исключительное событие.  Возвращаясь летом  из Польши,  князь Пожарский, не расстававшийся никогда  в походах с особо чтимой им иконой  Бежией Матери, проезжал мимо вновь возникшего монастыря. И вот описание того, что свершилось в знаменательный для Барколабовской обители  1648 году.

«В лето от сотворения мира  7156, от Рождества Христова 1648, при державе польского короля  Владислава IV, гряде из Польши князь воинов  Российских, прозванием Пожарский. Сей имаше с собою икону Пресвятых Богородицы. И егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста икона неподвижима, трудяся же князь, хотя конскую силою и младыми отроки двигнути, и ничтоже успе,  бысть икона неподвижима. Сие видя, князь пойде в монастырь к игумении тогда бывшей, Фотинии Киркоровне, рече: возмите икону Пресвятыя Богородице, ибо хощет Мати Божия  зде  пребывати. Тогда игумения  с сестрами  пришедши, взяше с подобающею честию икону Пресвятых Богородицы, поставела ю посреди церкве, и оставиша до утрия.  Егда же приидоша на утрие  в церковь, обретоша икону саму о себе  ставшу при стене, идеже ныне  стоит.Празднование оной  совершается месяца июля  11 числа, в день святыя великомученицы Евфимии Прехвальныя в оньже день сия икона прибывша в монастырь Барколабовский…»

Весть о чудесном явлении быстро распространилась и с разных  концов стали стекаться  богомольцы, чтобы поклониться чудотворному образу. Каждый, кто с искренней верой молился  перед Барколабовской  иконою Божией Матери, прося заступничество Царицы Небесной, получал утешение.

Чудодействия совершаются и в настоящее время от этой иконы  Божией Матери, которая с 1953 года находится в Свято-Троицком храме города Быхова. В последнее время  многочисленные верующие, особо почитающие  Барколабовскую  икону, свидетельствуют  об избавлении с ее помощью от онкологических и психических заболеваний, а также от болезней внутренних органов.

Святыня не пожелала покинуть  опаленный радиацией край (транспорт со святыней не сдвинулся с места).  Может как знак того, что исцеление от радиации возможно, и оно, дело рук Божиих, началось обновление самой иконы. Более яркими стали багряный цвет на хитоне-покрове и зеленый на подкладке. Более сердечным и проницательным стал  взгляд Божией Матери. Барколабовский Свято-Вознесенский женский монастырь около 300 лет был важнейшим духовным и культурным центром  во всей Восточной Беларуси, сыграл большую роль в духовном обогащении народа, в становлении молодой белорусской национальной культуры.

Монастырь оказал большое влияние  на население окрестных деревень. При монастыре действовала школа. Местные девочки пели в церковном хоре. В монастырском приюте содержались дети-сироты, здесь  прививалась любовь к книгам, навыкам домашнего чтения,  накапливались знания по земледелию, агрономии, селекции растений.

В церковных проповедях строго осуждались пьянство, распущенность, разврат. В то же время проповедовалось послушание в отношениях мужа и жены, детей и родителей.  Существовало общественное мнение против  нарушителей христианских заповедей. Так, например, если происходило воровство, то вора искали всей деревней, а поймав,  водили напоказ всем односельчанам. Заезжие паломники отмечали высокий уровень культуры и  образованности в крае.

В настоящее время  от былых  храмов и корпусов обители не осталось никаких следов, все разрушено до основания. Десять сестер во главе с игуменьей Антонией (Полуяновой) взялись за нелегкий труд строительства и возрождения духовной жизни  обители.

Близкое к православию старообрядчество (староверие) представлено в Бобруйске и Бобруйском районе тремя приходами, которые входят в состав религиозного объединения  Древлеправославной Поморской церкви в Республике Беларусь. Старообрядчество самое молодое из традиционных  для Беларуси христианских течений.  Оно возникло в середине 17 века  в России как протест против церковных нововведений  патриарха Никона. Спасаясь от преследований царизма, целые поселки староверов переселились  на Витебщину, Могилевщину и Гомельщину. Многие старообрядцы, живущие на земле Беларуси, считают себя белорусами, так как здесь сменилось уже много поколений их предков - единоверцев и родились они сами.

Старообрядческие религиозные общины:

«Древлеправославного  Поморского согласия  во имя Казанской Иконы  Пресвятой Богородицы г. Бобруйска». Расположена по адресу: ул. К. Маркса, 104.

«Религиозная старообрядческая Покрово-Никольская община  Древлеправославной Поморской Церкви в Республике Беларусь г.Бобруйска». Расположена по адресу: ул. Набережная, 162-в.

«Религиозная Старообрядческая Община Святителя Христова Николы» в г. Бобруйске. Расположена по адресу: ул. Комбинатская, 171-а.

Первые католики на Бобруйщине появились еще в 16 веке. В XVII веке в городе был организован католический орден иезуитов. В начале XVII века в городе было три костела. Костел св. Станислава Костки (1615 г.) был построен, предположительно,  родителями (или родственниками) Бобруйского старосты Петра Тризны. Фарный иезуитски собор и собор Петра и Павла  - построены, вероятно, самим Петром Тризной. Собор отличался богатым убранством, лепкой, расписными стенами и потолком, витражами в окнах, резьбой по дереву с позолотой и др. В первой половине XVII века иезуитами  был выстроен католический монастырь.

В настоящее время  в городе действует  «Римско-католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии», который входит в состав местного религиозного объединения «Минско-Могилевская архиепархия Римско-католической Церкви в Республике Беларусь» и является правопреемником религиозного общества Римско-католической Церкви Святых апостолов Петра и Павла в г. Бобруйске. Костел был построен в 1903 году и действовал до 1935 года. Необыкновенный колорит зданию придавали  цветные стекла и множество  изделий из металла. Внутри была необычная резьба по дереву, мозаика и лепка, созданная старинными мастерами. Особая красота здания была  в ажурной  остроконечной звоннице, она уцелела  в годы Великой Отечественной войны, но была уничтожена   в 1968 году. В марте  1996 года  часть здания (его алтарная часть) была возвращена  верующим. Но до сих пор вместо  звонницы возвышается  5-этажная коробка-пристройка.

Католическая религиозная община:

«Римско-католический приход Непорочного Зачатия  Пресвятой Девы Марии в г. Бобруйске» Минско - Могилевской архиепархии Римско - католической Церкви в Республике Беларусь, расположена по адресу: ул. Октябрьская, д. 121.

На территории города зарегистрировано 10 протестантских религиозных общин, относящихся по уставной принадлежности к объединениям евангельских  христиан-баптистов, христиан веры евангельской, новоапостольской церкви, адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы.

Протестантские религиозные общины:

Религиозная община христиан веры евангельской «Церковь Слово Надежды» - ул. Ботаническая, 3.

Религиозная община евангельских христиан-баптистов «Церковь Благодати Господней» - ул. Мопра, 55-а.

Религиозная община «Церковь евангельских христиан-баптистов «Тихие Пристани». – ул. Октябрьская, 223/2.

Религиозная община христиан веры евангельской «Церковь Преображения» - ул. Орджоникидзе, 154-б.

«Религиозная община христиан Адвентистов Седьмого дня» - ул. Черняховского, 16.

«Религиозная община Новоапостольской Церкви» - пер. Революционный, 3.

«Религиозная община Свидетелей Иеговы» -  ул. Заводская, 37.

«Евангелическо-лютеранская религиозная община Петра и Павла» - ул. Урицкого, 5.

Религиозная община «Объединенная Церковь христиан веры евангельской «Спасение» в г. Бобруйске - ул. Октябрьская, д. 110.

Республиканское религиозное объединение «Самостоятельная евангелическо-лютеранская церковь в Республике Беларусь» - ул. Урицкого, 5.

Иудейские религиозные общины