close.svg

Авторизация

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь

образование

История


В  1618 году в Бобруйск прибыли  представители  монашеского ордена  иезуитов – монахи Несвижского иезуитского коллегиума. Бобруйский староста Петр Тризна передал иезуитам Горбацевичи, Рыню, Устайла, построил для них дом на Свислочской улице и переда им 7500 флоринов, которые  получил от заклада Киселевич. Позже в 1639 году он завещал иезуитам и свой фольварк Занки в Волковысском  повете.
В 1630 году была основана Бобруйская иезуитская резиденция. А в  1681 году, наряду с религиозной деятельностью иезуиты начали  и образовательную - открыли школы. Примерно с этого времени  и началась история  образования школ в нашем городе. Главная школа открылась в 1694 году.  
В 1760 году в Бобруйске  при иезуитской резиденции, в которой обучались юноши, был основан школьный театр. К концу 18 века в городе уже существовал иезуитский монастырь (построенный в 1747 г.)  и иезуитская плебания с двумя костелами.  При монастыре жили  16 мужчин и 3 женщины.
Иезуитская школа просуществовала до 1773 года. В школе  все это время преподавали 2-3 профессора. В 1651 году резиденция была разрушена казаками,  но в 1681 году школа вновь была открыта и с 1690 года  действовала так называемая «грамматика» (начальная школа),  а с 1725 года -  средняя школа. Среди  профессоров бобруйской школы  известны три: белорусы Владислав Дзягилевич (1699-1700), Габриэль Лянкевич (1747-48), англичанин, родом с Оршанского повета, Франтишек Каро (1757-58).
В 1773, после запрета деятельности ордена, монахи покинули  город, а школа осталась.  На  1791 год  в ней числилось 2 класса.
 В 1800 году в этой школе  было уже 3 класса: физики, риторики и грамматики. Школьники-юноши  изучали польский и латинский языки, в меньшей степени  русский и французский. В школе преподавались: физика, геометрия, алгебра, география, арифметика, катехизис, рисование, риторика, поэзия, история  и математика.  Обучение велось на польском языке.
В 1803 году  был  основан Виленский учебный округ, куратором которого был князь  Адам Чартарыжский.  Учебным и методическим центром  был Виленский университет. В его управлении находились 9 губерний – белорусских, литовских и некоторых украинских. Бобруйск и Бобруйский повет находились в управлении этого округа.  В школе в это время обучение велось на польском языке, преподавался и русский язык. В 1810 году Бобруйская  школа была закрыта, так как началось строительство крепости. А в  1811 года  граф Михаил Клеафас Огинский  подписал с Вилинским университетом  договор и переводе Бобруйской  школы  в Молодечно.  Огинский разместил 4-классную школы  в своем доме, передав ей  библиотеку, музыкальные  инструменты, разместил учителей и  открыл интернат для учеников.  Но школа перестала быть Бобруйской.
В 1818 году по просьбе ксенза Страковского , вице-настоятеля Бобруйского костела, управлением  Виленского университета было открыто  двухклассное приходское училище. Он размещалось на Паричском форштадте.
В 1820 году  по ходатайству  и опеки Игната Булгака отставного поручика артиллерии и помещика Бобруйского повета  было открыто  постоянное училище. Училище занимало целый квартал, большой дом в котором было 7 комнат для размещения двух преподавателей и т.д., кстати  Игнат Булгак передал под школу  свой дом.
Императором Александром -1 было выделено училищу 10 700 рублей серебром  для строительства  двух деревянных домов для размещения инспекторов, законоучителя и наставников четырех классов, зала, каплицы, физического кабинета, библиотеки и ризницы.
В 1821 году директором училища был назначен   кандидат философских наук  Казимир Кукель. В училище было 3 отделения  подготовительный, первый и второй классы. Вначале было только 7 учеников, вскоре было уже 33 ученика: в подготовительном – 18 чел., в 1-м классе – 12 чел., во 2-м классе – 3 человека. Училище было переименовано в двухклассное училище.
В 1823 году в Бобруйск было переведено  с местечка Поставы Гродненской губернии училище,  в котором было 4 класса и подготовительный класс.  
В 1833 году училище было перенесено с форштадта в крепость во вновь построенное каменное 2-хэтажное здание. А в 1834 году оно было переименовано в  дворянское пятиклассное училище. Через год училище  посетил заместитель Министра народного просвещения   граф Протасов. Именно графом Протасовым  в 1836 году    было введено преподавание в 3 классе русской истории.
1837 год был знаменательным для Бобруйского дворянского училища, его посетил  Государь.
 В 1842 году в Бобруйске числилось два светских учебных заведения  -  дворянское училище (98 учеников) и   женский пансион с 13 девочками, которых обучали 7  человек.
В 1858 году училище было переименовано в трехклассное. Ежегодная плата за обучение составляла 5 рублей.  В училище была библиотека с фондом  1420 книг, коллекция из 475 минералов, разные географические карты и атласы.
В учреждении учились  все слои населения  от дворян до сельских жителей.  Преподавались: Закон Божий, русский и польский  языки, всемирная и русская история, арифметика, география, чистописание и черчение. В среднем на содержание каждого ученика  приходилось 68 рублей.
На 1861 год  в Бобруйске было  15 766 жителей (в том числе  военнослужащие крепости), при  этом   числится классическая прогимназия (63 ученика), одноклассное приходское училище и еврейское государственное училище (23 ученика).
В 1865 году училище было закрыто. Вместо него  открылась Бобруйская реальная прогимназия для всех слоев, инспектором был назначен инспектор Ковенской  гимназии Франц Нардквист. Ежегодная плата за обучение в гимназии составляла 10 рублей. В первый год ее основания в ней обучалось 63 человека, а через год уже 111. В приходском училище  получали образование 79 учеников, из них 50 девочек, и   60 учеников было в еврейском казенном училище.  Во всей типах школ в Бобруйске в это время обучалось  750 человек
В 1867 году гимназия была переименована в классическую. А в 1871 году переименована -  в полную  классическую прогимназию с преподаванием  двух языков  - латинского и греческого. При ней был открыт подготовительный класс. Число учеников увеличилось в три раза.
В разные годы училище посещали высокие особы. В 1871 году  с Высочайшего позволения Бобруйской прогимназии была утверждена  стипендия министра  народного просвещения  графа Д.А.Толстого.
 В 1895 году в гимназии обучалось  105 юношей.
Постановлением Бобруйской городской думы в 1902 году  Бобруйская четырехклассная мужская прогимназия  переименована в полную 8-классную гимназию. В 1911 году в гимназии  уже было 19 преподавателей, которые обучали  366 человек.
На рубеже XIX-XX веков  в Бобруйске  расширилась сеть школ,  так если в 1875 году в школах города разного типа обучалось 229 человек, из них 152 девочки, то  через 30 лет, в 1905 уже – 1991.
Еще в 1890 году появилась задумка открыть  профессиональное еврейское училище. Как известно в XIX, да и в начале XX века большинство населения Бобруйска  были евреи – люди  крайне бедные.  Училища были созданы  для того, что бы дать возможность  бедным евреям Бобруйска  возможность получить начальное образование и практичные навыки в слесарно-кузнечном, столярно-токарном и других ремеслах. Положение о Бобруйском еврейском  одноклассном народном училище  с ремесленным отделением   было утверждено в 1898 году.  К этому времени здание училище было полностью построено и снабжено  всем необходимым для  обучения  столярно-токарному и слесарно-кузнечному  ремеслам.  Были приняты на обучение 30 мальчиков.
Попечительский совет училища состоял из 8 человек. Особенно были отмечены старания   председателя попечительского совета  И.И.Эстрина. Открытие училище  состоялось  в 1899 году.  В первый официальный год было принято на обучение 38 мальчиков. Детям преподавались: еврейский и русский языки, арифметика, черчение рисование и чистописание, слесарное ремесло, кузнечное. С учениками проводились беседы о еврейской истории,  литературе и морально-религиозным законам.  Ближайшей задачей попечительского совета  было увеличить количество учеников до 60 человек и открыть отделение  гальванопластики.  Так же необходимо было  провести специализацию по токарному мастерству, для чего за границей был закуплен токарный станок.  В 1901 году в училище уже обучалось 59 учеников.  В 1901 году было открыто отделение  технологии обработки металлов. На третий год изделия учеников училища уже демонстрировались на выставке в Минске, где работы учеников были отмечены похвальными листами. В мае 1902 года училище закончил   21 выпускник.
В 1904 году при училище  был открыт интернат  на 21 место.  А в 1904 году в училище уже обучалось 64 ученика. 17 выпускников училища  устроились на работу на фабрики и заводы  Рязани, Киева, Риги, Рославля, Смоленска и  Минска.  Были приобретены строгальный и шлифовальный станки. В этом же году училище приняло участие во Всероссийской выставке  технического товарищества в Петербурге.
С 1904 по  1908 годы в училище было три пожара.
В отчете о деятельности хедеров (еврейских народных школ) за 1900 год было написано «Средний качественный уровень Бобруйского хедера значительно выше, чем во всех других обследованных пунктах  (Минск, Глуск, Новогрудок, Мир, Кореличи). В Бобруйске на 45 хедеров приходится  16 образцовых. Здесь нет хедеров без преподавания  древнееврейского языка, как такового. В бобруйской библиотеке  по еврейскому отделу числится  свыше 200 хедерников подписчиков, причем главный образцовый хедер («Тушио») имеет свою собственную библиотеку. … Среднее количество учащихся в Бобруйском хедере – 32, в Минске – 22.  Было отмечено, что в Бобруйске  было 10 хедеров    с совместным обучением (мальчики и девочки). Женских хедеров в Бобруйске – 4, особо было отмечено, что в этих хедерах помимо  исключительно еврейских предметов преподавались  и общеобразовательные предметы. В Бобруйске женские хедеры страшно переполнены, что свидетельствует о большой востребованности в таких хедерах. В Бобруйске в хедерах девочки готовятся для поступления в женское училище («Смена»).
Учатся в этих хедерах дети преимущественно малосостоятельных слоев населения. Плата за обучение колеблется между  50 копейками и 2 рублями  в месяц.  Преподавателей обычно двое. Один преподает - еврейские предметы, другой – общеобразовательные.
В конце XIX века  в приходе Бобруйского Свято-Николаевского собора были  4 церковно-приходских  школы: одноклассные Бобруйская соборная и Березинская мужская, Березинская женская (обе на Березинском форштадте и Луковая (на хуторе Луки), женская воскресная.
Эти школы  подчинялись Синоду.  Церковно-приходские школы были одноклассными (двухгодовые) и двухклассные (четырехгодовые). В одноклассных преподавались:  Закон Божий, церковные  хоры,  церковная и гражданская литература, арифметика, письмо, а в двухклассных кроме  этого преподавалась еще и история. На  1911 год  в одноклассной Бобруйской  соборной воскресной школе  обучалось 75 детей. Из них 5 мальчиков и 70 девочек.  Занятия проводились по воскресным дням. В одноклассной  мужской школе,  которая находилась на Березинском форштадте (приход Святодуховской церкви) на 1911 год обучалось  62 ученика. В одноклассной  женской  церковно-приходской школе по сведениям 1911 года  обучались 62 девочки.
К 1913 году  в Бобруйске уже было 5 гимназий: мужская (20 преподавателей, 370 учеников),  Алексеевская женская (26 наставников, 358 учеников), мужская Годыцкого-Цвирко (19 наставников, 281 учеников), женская Ильинская (26 наставников, 323 ученицы) еврейская женская г.Лазаревой (12).  В классических гимназиях уделялось большое внимание преподаванию  латинского  и греческого языков. Выпускники  после 7-8  лет обучения   получали гуманитарное образование. Те, кто окончил гимназию с золотой и серебряной медалью  принимались  в университет в первую очередь, а остальные  по конкурсу без экзаменов.
В 1896 году в Бобруйске открылась  школа садоводства и хмелеводства. А в 1916 году была открыта женская учительская семинария.
Пятровицкая школа садоводства и хмелеводства  2 разряда была открыта в 1884 году. Школа готовила специалистов  по садоводству. Курс обучения был -  3 года.  Поступить в нее можно было только после окончания   народного училища.
20 июня 1896 школа  была переведена в Бобруйск, а в 1896 году  учреждение было переименовано  в школу садоводства, огородничества, хмелеводства и пчеловодства первого разряда с введением расширенного  теоретического и практического  курса. Город отвел для школы участок земли площадью в 60 десятин и заливной луг, площадью 20 десятин. На возведение школьных построек Дума ассигновала 5000 рублей. Находилась школа в распоряжении  Министерства земледелия и госимуществ, которое отпускала ежегодно на содержание школы  3500 рублей. Средств этих было недостаточно и попечитель бобруйской школы – начальник Минской губернии князь Николай  Николаевич Трубецкой принял меры к увеличению средств «на дело устройства школы».  В школу принимались выпускники  одноклассных сельских училищ Министерства народного образования, или поступающие должны были выдержать испытание  в размере курса  вышеупомянутых училищ.  Ежегодная плата  за обучение составляла 120 рублей  для полных пансионеров, а полупансионеров – 75 рублей.  Приходящие ученики вносят плату в размере 10 рублей в год. Дети несостоятельных родителей освобождались от платы по постановлению Совета школы  и с согласия Городской Управы.
В мае 1911 года школа была закрыта.
Бобруйская  женская Алексеевская гимназия была открыта  в 1906 году как 7-классная, с одним подготовительным классом.  В 1908 году  в ней обучились  393 ученицы. Обучение велось по следующим предметам: Закон Божий,  русский язык (немецкий, французский и  латинский языки  были необязательны), математика, физика, природоведение, география, чистописание, рисование, рукоделие.   Преподавали выпускники Петербургского  университета, Виленских высочайших женских училищ и  др. На 1917 год начальником Алексеевской гимназии был г. И.В.Орловский. Девочки на 1905 год могли обучаться  в уже существующих в городе  трех частных женских училищ, христианское 4-классное (г. Ильинская),  и два еврейских (г. Лазаревой и г. Янесберг).  При этом Бобруйская городская дума ходатайствовала  перед управлением Виленского учебного округа  о преобразовании частного  женского 4-классного училища  г. Ильинской  в женскую гимназию. А так же ходатайствовала о присвоении  наименования гимназии в честь  Наследника цесаревича Алексея Николаевича.  В письме к Министру народного просвещения  попечитель Виленского учебного округа  считал возможным  открытие женской гимназии в Бобруйске независимо от преобразования  частного женского училища г.Ильинской, так как «существование этого училища в виду возникающей потребности в женском образовании  представляется полезным и на будущее время …»
Государь Император высочайше  соизволил: «1) на учреждение в городе Бобруйске  женской гимназии по положению 26 мая 1869 года и 2) на присвоение этой гимназии наименование «Алексеевская» в ознаменование высокорадостного события -  рождения Его Императорского Высочества Государя  Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича.
 В 1906 году  ежегодная плата за обучение  состояла 65 рублей, а за обучение закону еврейской веры взималась дополнительная плата в размере 4 рублей. Для Бобруйской  гимназии был приобретен  Городским Управлением  каменный 2-этажный дом  за 52 353 рубля.
С именем Государя Императора  Александра II  связан вопрос и об открытии в Бобруйске  Минской губернской женской учительской семинарии.
В 1910 году  Минский губернский  комитет по делам  земского хозяйства, в честь 50-летия  освобождения крестьян от крепостной зависимости предложил открыть на средства земства в Минской губернии женскую  учительскую семинарию. Семинарию было решено открыть в Бобруйске с присвоением ей названия: «Семинария имени Императора Александра II , в память 19 февраля 1861 года». Семинарию разместили в упраздненной в этом году школе садоводства. Приближалось время производства приемных испытаний, но подходящего помещения не оказывалось. Воспользоваться уступленными Бобруйским  Городским Общественным Управлением зданиями, в целях открытия семинария, по военным обстоятельствам (1916 год)  не представлялось возможным, отыскать подходящее помещение было трудно. Большое участие в данном деле приняла Бобруйская земская управа и в частности  ее председатель -  Михаил Павлович Воронцов-Вельяминов,  (сын Натальи Александровны Воронцовой-Вельяминовой, урожд. Пушкиной, внучки А.С.Пушкина),  по инициативе которого под семинарию сроком на 2 года, было отдано земское здание бывшего арестного дома.  Здание это  было необходимо самой Управе, для ее собственных нужд, и  не было готово к открытию в нем семинарии,  из-за производимых ремонтных работ, а нижний этаж был занят другими  учреждениями. Для принятия экзаменов пришлось воспользоваться  гимнастическим залом мужской гимназии. Прошений о приеме в семинарию было подано 132, поступило в семинарию 34, причем предпочтение отдавалось уроженцам Минской губернии. Причем ввиду тяжелого материального положения  некоторых из принятых,   18 лиц были зачислены по ходатайству  Педагогического совета семинарии  казенными стипендиатами. Особо было отмечено то, что М.П.Воронцов-Вельяминов снабдил  семинарию   классной доской, 15 кроватями и комплектом столиков для общежития, а так же « обеспечил существование общежитие  разрешением пользоваться  по льготной цене  печеным черным хлебом  из хлебопекарни  Всероссийского Земского  Союза и получать другие продукты  из Бобруйского Земского Склада».
Однако  17 мая 1917 года  новый состав Бобруйской Государственной Думы аннулировал постановление старой Думы  о продаже Губернскому  Земству  школы садоводства. Педагогический совет семинарии в свою очередь  обратился в Бобруйскую городскую управу с ходатайством оставить в силе решение  старой Думы, однако в июне 1917 года оно было отклонено и постановление осталось в силе. В этом же году  семинария реорганизована  в среднее  педагогическое училище для «особ обоих полов». А с октября 1918 года  училище было переименовано  в пятиклассное, которое готовило  преподавателей трудовой школы 1 ступени. Были введены новые предметы: белоруссоведение, иностранные языки, гигиена.  В 1918/1919 учебном году в училище обучалось  193 человека. В 1919 году училище переименовано в 3-годовые педагогические курсы.
На 1913-14 годы в городе действовало Общество помощи  бедным ученицам, председателем которого был г-жа Е.В.Королькова.
Учебные заведения:
Алексеевская гимназия -  - ул.Муравьевская (Социалистическая)  начальник И.В.Орловский.
Мужская гимназия – ул.Казначейская. Директор И.В.Орловский.
Городское мужское 4-классное училище  - угол ул.Пушкинской и  Адамовской, ( ул.Пушкина и Комсомольская), директор Костюкевич И.Ф.
Женское 2-классное училище с 3-м рукодельным классом – угол ул. Муравьевской и ул.Казначейской.
Бесплатная женская школа – угол ул. Клименковской и Минской (ул.Урицкого и Минская) ул. Начальница – З.И. Посяда.
Начальное одноклассное еврейское училище – ул.Романовская ( Советская).
Еврейское народное одноклассное  с ремесленным отделением училище. Заведующий Я.С.Виленский.
Талмуд-Тора – ул. Розенмарковская (Октябрьская), заведующий учебной частью – А.М.Нисенбаум.
Женское 2-классное еврейское училище ул Розенмарковская (Октябрьская), заведующая Я.Пескина.
Частная мужская 8-классная гимназия с приготовительным классом – ул.Шоссейная (Бахарова), содерж. И.Р.Годыцкий-Цвирко.
Часитная женская гимназия – ул. Муравьевская (Социалистическая), содерж. М.Н.Ильинская.
Частная женская 4-классная  еврейская прогимназия  - ул. 2-ая Слуцкая, Содерж. Х.А.Лазарева.
Частная женская четырехклассная  еврейская прогимназия  - ул.Романовская (Советская),  содерж. А.Якерсберг.
Частная музыкальная школа – ул.Муравьевская, (ул.Советская) дом Палея. содерж. С.Х.Гордина-Газман.
После освобождения города  в 1920 году  на базе ликвидированных  гимназий, прогимназий, городских училищ и церковно-приходских школ советской властью была  введена единая система  четырехлетних и семилетних школ. Газета «Красноармеец» от 14 сентября 1920 года писала «Советской властью за 4 месяца, в деле народного просвещения,  сделано следующее:  в г Бобруйске открыты 12 школ 1 и II ступени, 6 школ грамоты, 2 народных и  2 детских дома, 11 районных библиотек-читален, 1 центральная библиотека, 1 народный университет и 2 советских театра».
Во исполнении указа Военно-революционного комитета  ССРБ «О мобилизации школьных работников на ликвидацию неграмотности», от 20 сентября  1920 года, все школьные работники считались мобилизованными, ни один из них не имел права отказаться от вечерних занятий  в школах грамоты  со взрослыми. В 1922/23 учебном году  в Бобруйске было открыто 22 школы, где обучались 3870 детей, 5 школ по ликвидации неграмотности, и 3 школы для взрослых.
Согласно архивным сведениям   преподавание белорусского языка и белоруссоведение  было введено в 1-й бобруйской  школе  2-й ступени имени Янки Купалы, в 1  семилетней и в 19-й еще в 1922 году. Был открыт Дом  белорусской культуры и искусства.  Вторая сессия ЦВК БССР в 1924 году  ввела белорусский язык, как официальный государственный.  В 1924-25 годах развернулась большая работа, основной задачей которой было введение  белорусского языка  в ежедневный быт и культуру.  В ходе белоруссизации образовательных учреждений  исходным принципом считалось  обеспечение прав  и возможностей каждой национальности  обучать детей на родном языке.  В Бюллетени № 5 за 1926 г. Бобруйского окружного исполнительного комитета  читаем: « В 1926/27  учебном году  в городе Бобруйске преподавание всех предметов в 4-х белорусских и 4-х еврейских  семилетках повсеместно переводится  на родные языки…». В Бобруйском уезде  в это время действовали  18 польских школ, где учиельствовали  21 преподаватель.

На 1922 год  по данным Бобруйского отдела народного образования было:

1.Полных семилеток – 7, учителей – 96, детей – 2471.
2.Неполных семилеток – 9, учителей – 41, детей – 1305.
3. Детских домов  - 12, педагогов и технического персонала – 86, детей – 450. 4. Детских садов  - 6, педагогов и технического персонала – 31, детей – 315.
Детских домов при дивизии – 2, педагогов и технического персонала – 20, детей – 186.
В введении еврейской секции:
Неполных семилеток – 3, учителей -44, детей – 228.
Детских домов – 7, учителей – 22, детей – 228
Детских садов – 4, воспитателей -13, детей -245.

Но в конце 20-х, начале 30-х годов  ярлыком «националистического» клеймилось все, что имело национальный колорит. Позднее те же силы  возьмутся за физическое уничтожение  белорусской элиты. Возникла система  идеологических запретов, началась борьба с религией.
Рост промышленности в 30-е годы  не только  ликвидировал безработицу, но и привел к нехватке рабочей силы. До конца 1931 года  на предприятиях города не хватала  1200 человек. Велась  подготовка  рабочих через систему  трудовых резервов. В 1931 году  в Бобруйске  действовали: ФЗО металлистов на 225 человек, дорожно-строительная школа на 90 человек, профтехшкола мебельщиков, ФЗО деревообрабатывающего комбината на 270 человек, курсы шоферов, десятников, мотористов и т.д.
Для обеспечения  деревообрабатывающего комбината  инженерно-техническим персоналом в 1930 году  был открыт техникум  механической обработки древесины на 120 учеников.  Кроме этого в городе были: дошкольное педагогическое училище, фельдшерская школа, педрабфак, который  готовил учителей для начальных и средних школ.
В 1922 году в городе насчитывалось 27 школ, столько же, сколько и в настоящее время, а в 1940 их было уже – 30.
22 июня 1941 года началась  Великая Отечественная война, а 28 июня город  был оккупирован. За время оккупации фашисты сожгли полностью 10 школ. Если в 1919 году в Бобруйске проживали 84 107 человек, то после освобождения осталось 28 352. Настоящим праздником  для горожан, а особенно для детей стало начало учебного года.  Свыше  4000 тысяч  детей в 18 школах приступили к занятиям. В том же 1944 году Бобруйск стал областным центром.  Согласно данным на 1945 год  в городе числится 18 школ, из них начальных - 3, НСШ  - 8, средних - 7. Всех учащихся – 9024 человек.  Имеется одно ремесленное училище, в котором обучается  108 человек, две школы ФЗО, в которых 370 учащихся, лесотехникум  - 300 чел., фельдшерская школа – 392 человека, школа медсестер- 240 чел., педучилище - 619 человек, автошкола – 350 человек.
За годы первой послевоенной пятилетки  была налажена работа школ, детских и медицинских учреждений.  Если в 1940 году в городе действовало 30 школ,   в которых обучалось 14 тыс. школьников, то в конце 1950 года  было 23 дневных и 5 школ  рабочей молодежи, в которых обучались 14880 учащихся.  В 4-х техникумах получали специальности  1072 студентов. В 1964 году была открыта новая    школа № 29.
В настоящее время в системе образования: 2 высших учебных заведения, 2 техникума;  3 училища;  7 колледжей;  1 лицей;  4 гимназии;  27 средних школ;  2 базовые школы;  2 вечерние общеобразовательные (сменные) школы;  школа-колледж;  10 учреждений внешкольного воспитания и обучения; 4 детско-юношеские спортивные школы;  60 детских дошкольных учреждений;  7 учреждений специального образования;  детский социальный приют;  2 социально-педагогических центра.

ОБСУЖДЕНИЕ
Комментарии отсутствуют