Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
22 января 2024
В рубрике «Я хочу твою работу!» BOBR.by рассказывает о разных профессиях, их плюсах и минусах.
Алеся Манько, учитель театральных дисциплин, руководитель образцового театрального коллектива «На Бис!»
О профессии
Это публичная профессия, объединяющая все виды искусств. Учитель театральных дисциплин работает с детьми разного возраста: от 6 до 16 лет, поэтому эта деятельность требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Мы открываем в них таланты и помогаем им раскрыться. Бывает, ученик настолько тихий, что даже не ожидаешь от него яркости на сцене, однако через время он выдает такое, что сложно сдержать удивление. Тогда радуется сердце.
С чего начать?
Начала заниматься театральным искусством еще со школьных лет. Тогда я занималась вокалом, музыкой, но мое сердце выбрало путь к театру. Пропускала занятия и убегала в театральную студию. Я горела этим. Когда пришло время выбора профессии, не сомневаясь сказала маме, что хочу связать свою жизнь со сценой.
Поступила в Могилевский колледж искусств. В первый год обучения было ощущение, что я не в своей тарелке. То, что когда-то выглядело простым, оказалось сложным. Например, при подготовке к спектаклям мало просто выучить текст, надо полностью перевоплотиться в героя. А этому надо долго учиться.
Я в этой профессии уже 13 лет. И как показывает практика и результаты работы, справляюсь с ней неплохо. По первому образованию я актриса, по второму режиссер, а по третьему дефектолог.
Всегда мечтала выступать в бобруйском театре. Когда окончила колледж в Могилеве, приехала с другими ребятами на показ в Бобруйск, чтобы получить распределение. Мы прошли вступительные испытания, но так получилось, что одновременно с этим пришел запрос из музыкальной школы. Долго колебалась между предложениями. В итоге сделала выбор в пользу школы.
Я благодарна тому, что так сошлись звезды и я пришла туда работать. Ни капли не жалею, что так получилось. После мне поступало много предложений о работе в театре на разовых ролях, но я решила, что нужно заниматься одним делом и заниматься им хорошо.
Новичкам хочу посоветовать не бояться. Страх стопорит. Своим ученикам перед выступлениями я всегда говорю, что бездействие порождает панику и страх, а действие – решительность и смелость. Чтобы ни случилось, нужно действовать.
Где учиться и как готовиться?
Обучиться этой профессии можно как в университете, так и в колледже. Получив базовое (9 классов) и среднее образование (11 классов) можно поступить в Могилевский или Витебский колледж искусств на специальность «Актер театра и кино». Высшее образование по этому направлению можно получить в двух вузах: университет культуры и академия искусств. Учеба в университете или в колледже займет около 4 лет.
Ребят, которые у меня обучаются и желают связать свою жизнь с актерским мастерством, я готовлю для поступления в университет культуры. Там достойный уровень образования. Сейчас они выходят на новый уровень: приглашают артистов из зарубежья, которые дают мастер-классы.
Что касается подготовки к поступлению, то, как показывает практика, комиссия хочет видеть еще не обрамленный алмаз. Но при этом, когда абитуриент ничего не знает о специальности, на которую поступает, он не готов к подводным камням, которые его поджидают. Поэтому лучше перед поступлением заниматься со специалистом, который поможет выбрать подходящий репертуар для вступительных испытаний. Также важно посещать уроки актерского мастерства и сценической речи.
Об учениках
Я боялась расставаться с детьми из первого выпуска, казалось, больше не наберу таких учеников. Когда они пошли каждый по своему направлению, я поняла: если отдавать свою любовь каждому ребенку и полностью погружаться в профессию – будет расти достойная смена. На одних ребятах все не заканчивается. Если вкладываться в свое дело, оно будет расти.
За время моей работы было 5 выпусков. Обучение длится 5 и 7 лет в зависимости от того, в каком возрасте ребенок приходит на занятия. У нас нет жесткого отбора в группу. Каждый ребенок по-своему талантлив: один может петь, другой хорошо чувствует ритм, третий умеет перевоплощаться на сцене. Поэтому наш коллектив – это большая семья, откуда порой дети не хотят идти домой. Здесь мы слышим и слушаем, а также учимся друг у друга.
На пути к театральному искусству не обязательно иметь талант. Важно иметь желание этим заниматься, быть трудолюбивым и заряжаться поддержкой окружающих. Так, мне помогают ученики и их родители. Они ничего не боятся и следуют за мной, поддерживая любую идею. Иногда складывается впечатление, что дети – вундеркинды. Они умудряются за одну ночь выучить большой текст для неожиданно нагрянувшего мероприятия и при этом рассказать его без папки с подсказкой в руках.
У меня нет любимчиков. Я люблю каждого ученика и учу их помогать друг другу и принимать ошибки. Только так можно двигаться вперед. Если появились разногласия, то мы останавливаем урок и обсуждаем проблему до тех пор, пока дети не помирятся. Тогда они уходят с занятий счастливые и держась за руки.
О сложностях
Для меня самое страшное – это услышать от ребенка, что ему не интересно. Я стараюсь строить занятия таким образом, чтобы детям было нескучно и хотя бы на час они забыли про телефон, трудности в школе, погрузившись в волшебство театра. Когда в конце урока ученик говорит, что ему было неинтересно, я начинаю искать проблему в себе: может я не так преподнесла или построила занятие.
Позже поняла, что многое тянется из семьи. Часто один из родителей не одобряет и не воспринимает всерьез хобби ребенка, а второй настаивает на том, что он ходил на дополнительные занятия. Дети слышат мнение родителей и транслируют это в жизни. В таких ситуациях надо разговаривать с родителями, а после изменится и отношение детей.
О тематиках спектаклей
В среднем, если хорошо потрудиться, за год мы можем выпустить 3 полноценных спектакля. Так как коллектив детский, ставим мы в основном сказки. Это развивает детей, а также учит их доброте.
Ошибка многих молодых педагогов – давать детям материал, не соответствующий их возрасту. Ребенок 12 лет не сможет сыграть Маргариту Булгакова, потому что не будет понимать, о чем говорит. Молодой учитель стремится внедрить в ребенка заученные интонации, позы и жесты, забывая о личности ребенка.
Занимаясь с детьми, главное – подавать правильный репертуар. Так, я никогда не беру военную тематику. Если мы говорим о детях, то сцена любит радость и красоту. Они могут поделиться воспоминаниями своих дедушек и бабушек, но не сыграть детей войны.
О плюсах и минусах
Для меня эта профессия не имеет минусов. Нет ни минуты страха, ни минуты сомнений, что ребята не справятся. Видеть желание, радость, стремление и блеск в глазах детей – это самые большие плюсы. Ради этого стоит творить.
О заработке
Эта профессия – возможность проявить себя с разных сторон. Если заниматься только ведением занятий, получается около 800 рублей. А если вкладываться: писать проекты, сценарии, методические пособия, то намного больше. Любой труд оплачивается, а идеи ценятся.
История от героини
Для коллектива непросто получить звание «образцовый». Это кропотливый и объемный труд. В 2017 году, когда Бобруйск был культурной столицей, звезды так сошлись, что у меня возникла идея поставить небольшой номер о наших истоках. На ум пришла история родом из Несвижского замка, а именно история Барбары Радзивилл. Перечитав несколько пьес о ней, эта тема зацепила меня еще больше.
Так как я работаю с детьми, то поставить всю пьесу невозможно, а вот небольшую часть – вполне. Я нашла отрывок бала и на его основе сделала номер на 15 минут. Наши музыканты расписали музыку, потом мы пошили 38 костюмов по эскизам оригинальных костюмов того времени, которые сейчас находятся в замках.
С этим номером мы выступили на первом конкурсе «В свете софитов Бобруйск». Зрителям очень понравилось выступление. Нам аплодировали стоя.
После этого у меня словно выросли крылья. Мы выступили еще на нескольких крупных площадках города и начали собирать необходимые документы для подачи на звание. Показали этот номер комиссии и получили заключение, что достойны зваться «образцовым». Теперь стараемся соответствовать и поднимать планку.
Если вы хотите узнать или рассказать о какой-либо профессии – напишите нам!
В материале использованы фото из архивов героини.
Всего комментариев 0
Поделиться: