Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
29 февраля 2024
Мария Оксейчук, СММ-менеджер
О профессии
На английском SMM расшифровывается как Social Media Marketing. СММ-менеджер – это специалист, который занимается продвижением бизнеса, услуги или товара на просторах социальных сетей. Можно сказать, что это маркетолог, работающий в узком направлении: соцсети и, за редким исключением, сайты.
Основная задача СММ-менеджера – продвижение. В его обязанности входит бриф с клиентом, составление стратегии, анализ конкурентов и рынка продукции, контент-план.
С чего начать?
Вообще пришла в это направление случайно. По образованию я филолог. Училась в Гомеле и азы этой профессии начала постигать в 2020 году на 4 курсе. Все началось с того, что стала замечать разницу между социальными сетями и реальностью, во многих кафе и ресторанах. Атмосфера, отношение к клиентам и другие составляющие отличались. Менеджеры, ведущие соцсети остро воспринимали любую критику в адрес заведения и не стеснялись грубить. Я подумала, что не нормально.
Тогда я решила купить книгу об основах маркетинга и экономики, а после попробовать найди работу по этому направлению на удаленке. Не прошло и месяца, как ко мне пришла с предложением одногруппница. Она рассказала, что недавно устроилась в агентство таргетологом и сейчас они ищут комьюнити-менеджера.
Первый вопрос, который возник: «А кто это?» Она прислала мне вакансию, и я откликнулась. Написала тестовое задание как попало. Ни на что не надеялась и подумала: «Возьмут, так возьмут, нет – значит нет». На удивление, меня пригласили на собеседование. К нему я тоже не готовилась и сразу сказала, что никогда не работала в маркетинге и ничего об этом не знаю. Каким-то чудом меня взяли на работу. Моя одногруппница уволилась спустя две недели, а я проработала несколько лет.
Комьюнити-менеджер это почти то же самое, что и СММ-менеджер. Он отвечает за постинг, анализ статистики, рубрики, хэштеги, контент-план и составляет темы для копирайтера и дизайнера. При работе в компании комьюнити и СММ-менеджер являются частью большой команды, которая работает над проектом. Однако, если работать на фрилансе, то обязанности всей команды ложатся на одного человека. Основу профессии СММ я получила именно на своей первой работе. Мне составили программу обучения на полгода, раз в неделю я созванивалась с заместителем директора для опроса по теме материала.
Сейчас я делаю проекты под ключ: постоянно нахожусь на связи с клиентом, продумываю стратегию, пишу тексты, делаю визуал и коммуницирую с блогерами.
Новичкам советую не брать слишком много проектов одновременно. Лучше заниматься 2-3 качественными проектами, которые принесут доход, чем 10-ю мелкими, которые почти не оплатятся. Как правило, малобюджетные проекты самые сложные. Качество важнее количества. Также нужно постоянно развиваться, ведь это динамичная профессия, в которой новинки появляются каждый день.
Об ошибках новичков
Как я уже говорила, самая распространенная ошибка – ведение большого количества проектов одновременно. Также новички часто поддаются веянию модных курсов, которые обещают научить всему за неделю, и такой заработок, что хватит на Бали. Здесь важно понять, что сфера СММ – это не волшебная таблетка, которая сразу принесет огромный доход. Это может не произойти даже в первые пару лет. Для того чтобы переехать на Бали, придется изучить большое количество информации, создать свою систему работы и наработать репутацию. Отсутствие результата в первые полгода-год работы – это нормально. Главное не опускать руки, продолжать развиваться и работать.
Где учиться?
Обучаться можно онлайн и офлайн. Сейчас существует множество различных курсов и вебинаров. Однако не все они хорошие. Иногда даже дороговизна курса не гарантирует его качество, поэтому важно подойти к этому вопросу с особой внимательностью.
Стоимость обучения зависит от продолжительности и от преподавателя. Цены стартуют от 700 белорусских рублей за базовый курс.
Также многие агентства и компании готовы брать новичков без опыта и обучать их для работы в своей организации. Такой вариант выгоднее.
Где работать?
Любой бизнес, услугу и товар можно продвигать. Это может быть B2B (бизнес для бизнеса) или B2C (бизнес для клиентов). Все эти сферы нуждаются в хороших специалистах. Можно работать в компании или на фрилансе.
В каждом из направлений есть как плюсы, так и минусы. Например, работая в агентстве, сотруднику гарантируют оплачиваемый отпуск и больничный, оклад, фиксированный график рабочего дня. Но при этом есть человек, который будет контролировать работу, а результат зависит от команды, которая не всегда готова приложить должные усилия к проекту.
Работая на себя, можно составлять удобный график работы, но при этом нет социального пакета, гарантированного заработка и баланса между домом и работой.
О сложных клиентах
В профессии СММ тоже есть сложные клиенты. На фрилансе с такими заказчиками чуть проще. Если за 1,5-2 месяца не складываются рабочие отношения и не удалось найти общий язык, а собственное самочувствие ухудшается, то лучше прекратить сотрудничество с таким клиентом. Как правило, такие трудности негативно сказываются на обеих сторонах.
Однако, работая в компании, так просто разорвать сотрудничество не получится. В этом случае стоит научиться не воспринимать всерьез негатив, исходящий от клиента. Часто заказчик критикует не работу, а подвергает сомнению квалификацию специалиста. Ни в коем случае не нужно идти на конфликт. Важно быть гибким и уметь находить общий язык, ведь идеальных клиентов не бывает.
Можно ли продвинуть собственный бренд без помощи СММ-менеджера?
Это возможно, но очень сложно. Люди не знакомые с этой профессией думают, что работа СММ-менеджера – это написать интересный текст и сделать к нему красивую картинку. Да, это часть работы СММщика, но не вся. Мы не просто создаем пост, а продумываем, что он должен принести, на какую аудиторию рассчитан и кто будет его читать. Без стратегии, анализа рынка и аудитории текст – это просто текст. Поэтому бизнес и нанимает обученных специалистов, которые предлагают готовое решение. СММ-менеджер помогает сэкономить время и деньги.
О стереотипах
Вокруг этой профессии сложилось большое количество стереотипов. Из-за незнания специфики профессии, многие считают, что наша работа заключается в простом нажатии на кнопочку. Из-за этого некоторые не понимают, почему такая высокая стоимость за услуги.
Также часто думают: для того, чтобы стать СММ-менеджером, достаточно один раз пройти курсы. Нет, это так не работает. Тренды и рабочие инструменты меняются каждый день и за этим надо следить. СММщик должен первым задействовать в своей работе новинки.
И еще один распространенный стереотип – СММ-менеджер принесет заказчику кучу новых клиентов и денег. Здесь стоит помнить, что специалист цепляет интерес потенциальных покупателей к продукту. Мы лишь одно маленькое звено в большой цепи бизнеса. Если другие звенья слабые, то СММ-менеджер не сможет принести золотые горы.
О плюсах и минусах
Это морально тяжелая работа. После сотой правки начинаешь сомневаться в своей стрессоустойчивости, особенно когда ее присылают ночью, а утром уже нужно все сдать. Также минусом являются переработки и работа больше своих обязанностей. Нужно искать баланс.
Но при этом есть и множество плюсов. Например, часто это удаленная работа, благодаря чему можно работать где угодно. Еще одна положительная сторона для меня – доход зависит от того, сколько и как продуктивно поработаешь.
О заработке
Как уже было сказано, на фрилансе доход зависит от количества проделанной работы. Можно заработать 1000 рублей, а можно 5000. Работая в офисе, работник получает оклад и премии. В этом случае доход зависит от компании.
История от героини
В рамках работы с агентством мне удалось посотрудничать с крупнейшим дистрибьютором косметики для волос в России. Один из их брендов производит косметику, в состав которой входит особый комплекс из водорослей. Объемы работы были большими, нам пришлось дополнительно искать копирайтера. Для тестового задания мы давали кандидатам информацию о бренде и конкретное техническое задание. Совсем скоро мы стали получать отклики, и один из них очень нас удивил.
При прочтении текста стало понятно, что его писал не человек, а искусственный интеллект. Но еще больше нас удивило то, что ничего общего с темой косметики он не имеет. Текст содержал информацию о невероятных блюдах из морепродуктов и пользе водорослей для организма. При отклике на вакансию, кандидат даже не прочитал текст, который отправил.
Если вы хотите узнать или рассказать о какой-либо профессии – напишите нам!
Всего комментариев 1
Поделиться: