Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска


21 июня 2025
В рубрике «Я хочу твою работу!» BOBR.BY рассказывает о разных профессиях, их плюсах и минусах. Сегодня мы беседуем с с Татьяной Уваровой-Ковалевской, дирижером оркестра белорусских народных инструментов, которая успешно руководит коллективом юных музыкантов и педагогов, создавая значимые музыкальные проекты.
- С чего начинается Ваш день дирижера?
- В моем недельном рабочем графике оркестру отводится суббота. Это самый удобный день, когда можно вместе собрать детей первой и второй смены, а также подключить сюда учителей. Для того, чтобы репетиция прошла максимально полезно и качественно, планировать я начинаю ее еще в начале недели. До этого я разговариваю с педагогами по специальностям и руководителями групп о том, какой конкретно материал должен быть освоен к сводной репетиции (что будем играть, сколько нужно выучить, в каком темпе и т.д.). Дети должны приходить с разобранным музыкальным текстом, уверенные в себе и в своих силах. Только тогда будет польза…и радость от совместного музицирования.
Накануне я должна просмотреть партитуру, поставить цели, конкретные задачи. Когда мы только начинаем разбирать новое произведение, я должна максимально собрать информацию о чем оно, что мы хотим сказать своим исполнением, историю создания композиции. Нередко я ставлю задачи – посмотреть какой-либо фильм, прочитать книгу, послушать дополнительно музыку, почитать биографию автора. Так, например, когда мы учили саундтрек к «Хороший, плохой, злой», мы смотрели фильмы с Клинтом Иствудом. Когда разбирали «Список Шиндлера», много говорили о концлагерях и военной истории, когда играли «Белорусскую котовасию» слушали народную музыку и т.д. Только тогда в музыке появляется осмысленность, идея, сюжет.
- Ваша карьера началась с аккордеона, а на 3-м курсе университета вы выбрали дирижирование. Что стало решающим моментом в этом повороте?
- Моя работа до сих пор связана с аккордеоном. Оркестр просто дополнил мою профессиональную деятельность, привнеся одновременно и сложности, и яркие краски.
Когда стал выбор специализации, сомнений не было совсем. Еще маленькой девочкой, обучаясь в своей школе, я попала в Образцовый оркестр русских народных инструментов, которым руководила/руководит Наталья Юрьевна Костеневич (ныне директор школы). Это было удивительное время, именно игра в этом оркестре во многом определила мой выбор профессии. Наталья Юрьевна умеет вдохновлять, увлекать. Для меня это был глоток воздуха, комфортным уголком, где я находила поддержку, понимание и единомышленников. Во многом я продолжаю традиции, заложенные Натальей Юрьевной.
После были и другие, не менее значимые коллективы. Но осознание насколько это интересная и сложная профессия пришло в университете культуры и искусств. Именно там я попала в оркестр белорусских инструментов и поняла, что этому составу может покориться любая по стилю музыка.
Как только ты пробуешь свои силы в качестве дирижера, назад дороги, фактически нет. Это непередаваемые ощущения, когда ты становишься лицом к оркестру, видишь множество внимательных глаз, готовых ловить твой жест, мимику, дыхание, а потом вместе с музыкантами управлять музыкой, звуком, динамикой. А еще этот едва уловимый промежуток тишины между звуком последнего аккорда и аплодисментами зрителей… Нет, это волшебная профессия, поэтому выбор был очевиден.
- С какими трудностями Вы столкнулись возглавив Оркестр белорусских народных инструментов? Как вам удалось зажечь идеей детей?
- В 2020 году руководитель Образцового ансамбля цимбалистов, Анжелика Александровна Анищенко, предложила мне взять руководство над коллективом. Поразмыслив я согласилась, но с оговоркой – превратить ансамбль из однородных инструментов в полноценный оркестр.
Всегда сложно что-то начинать, но у меня быстро появилась целая команда помощников. Во-первых, учителя, которые учат с детьми партии, руководители групп. Чего стоит только настройка инструментов. К слову, на цимбалах 29 рядов струн по 2-3 струны в каждом. В оркестре 14 цимбал. Каждый инструмент нужно настроить к репетиции. Простая арифметика…Без помощников здесь никак. А еще цимбалы очень капризны, они меняют строй от перепада температуры, изменения влажности. Буквально ветерок подует, и инструмент требует настройки.
У меня шикарный штат иллюстраторов. Это наши педагоги, талантливые музыканты, которые с удовольствием играют в коллективе, предлагают свои решения, волнуются за наши выступления. Я им очень благодарна и очень их люблю. Иногда, ведь просто достаточно услышать короткое – «ты молодец», чтобы за спиной выросли крылья.
А кроме того, у меня отличные примеры перед глазами, которые вдохновляют. Например, у нас в школе есть образцовый симфонический оркестр, которым руководит Владимир Васильевич Пиляев. В этом году ему исполнилось 80 лет, а он полон идей, проектов, замыслов желания работать. Ну как здесь ссылаться на усталость или выгорание, когда такой пример для подражания рядом. К слову, вспомнилась история с великим дирижером Артуром Тосканини. Когда-то его спросили, сколько ему лет и он не мог вспомнить – 86 или 87. А в ответ на недоуменный взгляд ответил: «я веду точный учет всех партитур, концертов, репетиций. Неужели я должен еще вести точный учет моих лет?!» Так, что 80 лет для дирижера это рабочий возраст и наш Владимир Васильевич яркий тому пример.
Дирижер – это профессия динамичная и требующего постоянного обучения. Меняются музыкальные тренды, появляется новая музыка, интересные интерпретации и нужно держать руку на пульсе, чтобы быть интересным публике. Кроме того, всегда есть у кого учиться – это дирижеры коллективов нашей школы, также у нас прекрасная детская школа искусств №1, где тоже свои самобытные оркестры со своим видением музыки, репертуарной политикой. Всегда интересно наблюдать за другими музыкантами, коллегами и брать пример. Как только ты сказал себе – я все знаю, можно ставить точку на себе, как на специалисте. Я думаю, это правило применимо и к другим профессиям.
- Успехи оркестра за 5 лет поражают: 3 Гран-при и 22 первых места! В чем, на ваш взгляд, секрет такого стремительного взлета?
- Оркестр – это такой концепт, к которому дословно применима пословица «один в поле не воин». Это коллективный труд. Дирижер выступает как интерпретатор произведения, безусловно, но самое главное, наверное, это организовать работу и увлечь идеей. Тогда все пойдет. Я стараюсь, относится к своим ребятам, как молодым, юным, но настоящим музыкантам. Требовать, но уважать; учить, но и учиться у них самих; где-то строго объяснять, а где-то от души смеяться. Я очень люблю свой оркестр и каждого музыканта и верю, что именно в этом секрет нашей сплоченности.
- Вы работаете с уникальным составом: в оркестре играют дети и учителя школы. Как вы выстраиваете отношения и атмосферу в таком разновозрастном коллективе?
- Я помню из детства – играть с учителями на одной сцене это очень почетно и приятно. Я думаю, современные дети испытывают тоже самое. Что касается самих детей, то здоровая доброжелательная атмосфера помогает найти им общий язык, совместные поездки на конкурсы способствуют сплочению. Да и в общем, когда ты делаешь общее дело, причем хорошее, красивое. А исполнение музыки оркестром, несомненно, относится к этому, то энергия внутри коллектива рождается исключительно созидательная и творческая. Вот и вся психология!
- Как вы выбираете произведения? Что важнее: продемонстрировать технику, увлечь зрителей или воспитать музыкальный вкус оркестрантов?
- Я всегда хотела разрушить стереотип – на белорусских цимбалах можно играть только народную музыку, польки, танцы, народные песни и т.д. Это далеко не так. Выбор репертуара для народного оркестра – это сложная задача для любого дирижера. Музыки пишется очень мало, и не все новое соответствует высоким художественным ценностям, а постоянно хочется что-то свежее и оригинальное. Спросите любого дирижера народного оркестра и вам скажут, что самая главная головная боль – это репертуар.
Для школьного оркестра, конечно, необходим баланс. Нужно и технику показать, и жанровый диапазон продемонстрировать, и чтобы детям было интересно, и отвечало неким просветительским задачам. Уравнение с тремя неизвестными!
Безусловно, оркестр играет музыку, которая нравится самому дирижеру. И если кто-то скажет что это не так, наверняка соврет. В этом году мы сыграли «Список Шиндлера», моя мечта долгие годы, а вместе с этим и Попурри на белорусские темы в современной стилизации, но мне, кажется, самым большим удивлением этого года для зрителей было исполнение Фантазии на темы Фредди Меркюри. То, что на белорусских цимбалах можно сыграть мировые шедевры, относящиеся к рок-музыке, для многих было открытием. Я думаю, это очень важно и для популяризации народных инструментов в целом, которые претерпевают некий имиджевый спад, что очень зря.
- Оркестр активно сотрудничает с вокалистами и инструменталистами. Как рождаются эти коллаборации?
У нас в школе создана такая атмосфера, которая способствует творчеству. У нас много концертов, в том числе на наших самых больших площадках. Это очень важно для музыкантов, как взрослых, так и юных. Какой интерес играть самим себе за закрытой дверью?! Поэтому, зная план мероприятий на год, мы уже с лета начинаем подбирать репертуар. Нужно быть очень внимательным, чтобы не пропустить что-то важное. Так, например, Ольга Авсейко сказала мне как-то, что у ее ученицы Ульяны Шуриной голос похож на Адель. Так родилась идея спеть SkyFall из «бондианы». Или, например, замечательный скрипач, учитель, отличный музыкант Сергей Митченков. Априори пригласить его в солисты, значит быть уверенным в будущем успехе. Самый главный вопрос, что наши педагоги не отказывают в таких вот творческих коллаборациях и сотрудничестве. Видят в этом возможность не только помочь коллективу, но и самим реализоваться на сцене. В этом большая заслуга школы, которая подобрала в свои ряды такую творческую команду.
- Дирижирование – это не только взмахи руками. Что самое сложное в этой профессии?
- Дирижером при желании может стать музыкант абсолютно любо й специальности. Приведу примеры. Артуро Тосканини был виолончелистом, Евгений Мравинский, Герберт фон Караян и Леонид Бернстайн пианистами, как скрипач начинал Клаудио Аббадо и т.д. За управление народными оркестрами, как правило, становятся «народники» - баянисты, домристы, балалаечники, цимбалисты и т.д. К слову Национальный академический оркестр имени И. Жиновича создал цимбалист (собственно Жинович),его дело продолжил Михаил Козинец, баянист, а ныне коллектив выступает под управлением Александра Кремко, специалиста по народным духовым инструментам, а также Александра Высоцкого, ударника по специальности. Так что инструмент не имеет значение для этой профессии.
Что должен знать дирижер? Несомненно, будущие дирижеры изучают технику дирижирования. Все эти взмахи руками, основаны на конкретных схемах, размерах, точках и ауфтактах (очень короткий импульс предваряющий движение, в котором «заложен» темп, динамика и характер музыки). Все движения детально изучаются, отрабатываются, а позже, на этой основе каждый дирижер вырабатывает свой стиль, понятный коллективу.
Я помню, как в период обучения, меня выставили из класса упражняться, пока у меня не получится нужный жест палочкой – палочка должна была рассекать воздух с характерным свистом. И я минут 20 пыталась добиться этого эффекта. Так что все взмахи руками, это большая наука.
Пару слов о палочке. Многие думают, что это что-то типа указки. Палочки изготавливаются из дерева или пластика, имеют наконечник, позволяющий удобно держать палочку в ладони – крепко, но, не зажимая при этом кисть. Палочка должна быть «отцентрированной». То есть если положить палочку на указательный палец где-то посередине, она должна горизонтально ровно держаться на пальце. Длина палочки проверяется также с помощью руки. Основание кладется с обратной стороны локтя, а конец должен совпадать с окончанием указательного пальца. Это идеальная длина. Впрочем, многие дирижеры предпочитают работать без палочки, ведь палочка это просто продолжение рук, а у ряда специалистов руки и так очень выразительны.
Также дирижер должен хорошо ориентироваться в музыке. Он должен обладать большим музыкальным кругозором, много слушать, уметь сравнивать стили, трактовки и т.д. В общем, просто должен быть грамотным музыкантом.
- Должен ли дирижер уметь играть на всех инструментах?
- Нет. Это просто невозможно. Однако дирижер должен знать про каждый инструмент в своем коллективе, его диапазон, тембр, приемы игры. Это как художник с палитрой: только зная, какие краски у тебя есть, можно писать полотно.
Дирижер должен обладать навыками инструментовщика и аранжировщика. Очень часто возникает потребность адаптировать музыку под состав конкретного оркестра (то есть какие инструменты имеются в наличии), и это тоже большой труд. Справедливости ради замечу, что в профессиональных серьезных коллективах этой работой занимаются специально обученные люди. А мы, дирижеры музыкальных школ, все делаем самостоятельно.
- Удобно ли стоять дирижеру спиной к зрителю?
- Сперва, не очень, но быстро привыкаешь. Я когда выбираю костюм для сцены, всегда смотрюсь в зеркало спиной, чем удивляю продавцов. Здесь есть и свои правила. Например, длина пиджака, закрытая обувь, длинный рукав и прочее.
К слову, пока зритель видит спину, самое динамичное представление видят музыканты оркестра – тут тебе и мимика, и строгий взгляд, и волнение, и шепнуть даже можно что-нибудь, в крайнем случае…
Искусство дирижера – это не движение рук на выступлении, а огромная предварительная работа с музыкантами. А не сцене зритель лишь видит лишь эпизод этой работы, состоящий на 20 процентов из управления, а остальные 80 отводятся шоу.
- На юбилейном концерте "Юбилей в кругу друзей" в 2025 году оркестр получил Почетную грамоту. Что для вас лично значат эти 5 лет?
- Я хочу сказать, что мы с удовольствием готовились к этому мероприятию. Здесь выступили сразу три коллектива. Кроме нашего оркестра замечательный Народный ансамбль народных инструментов «Гротеск», в который входят учителя школы, все замечательные музыканты, и Образцовый духовой оркестр под руководством В. А. Писляка. У них очень уважаемые юбилейные даты – 35 лет, и наш коллектив на фоне остальных больших юбиляров, выглядит вовсе «зеленым». Но я очень благодарна руководству школы за то, что предоставили такую возможность и мы тоже отметили свою самую первую, «полукруглую», дату. И, наверное, выступление на этом концерте, возможность исполнить довольно большую программу – это и был самый запоминающийся и эмоциональный момент за 5 лет.
- Как ваши научные интересы влияют на практическую работу с бобруйским оркестром?
- Многие считают, что исследовательский опыт – занятие монотонное и скучное. Но это неправда. В свое время я изучала народные оркестры разных стран, и это был очень интересно и полезно. Каждый народный оркестр, будь то казахский, китайский, узбекский, белорусский, сделан на подобии симфонического оркестра. Очень интересно исследовать, как каждый из них воплотил базовые идеи симфонического состава, используя самобытные народные инструменты.
- Ваша награда от Министра культуры в 2024 году – признание на высшем уровне. Что для вас значит эта оценка?
- В прошлом году наша школа отметила большой юбилей – 50 лет. Вот уже полвека двери в школе открыты для всех желающих познать сложную, но самую прекрасную науку – музыка. В рамках большого юбилейного концерта были награждены педагоги. И мне, безусловно, приятно было получить благодарность, да еще от Министерства. Красивый диплом висит теперь в классе, вдохновляя на еще более плодотворную работу. Надо оправдывать почетную награду.
Кстати, все желающие могут посмотреть юбилейный концерт (и не только) на ютубе – очень яркое и интересное получилось мероприятие.
- Представьте, что к вам подошел подросток и сказал: "Я тоже хочу стать дирижером, как вы!" Что бы вы ему посоветовали?
- Заканчивая нашу школу, часть ребят поступают в музыкальные колледжи. Каждый год мы кого-то готовим, настраиваем, вдохновляем, ведем ребят на каникулах, вплоть до самых вступительных экзаменов. Советы в этом плане абсолютно одинаковы, неважно кем видят себя в будущем наши выпускники – солистами, артистами оркестров, дирижерами, руководителями ансамблей, учителями, а может, исследователями в области искусства… Много работать, слушать педагогов, свой внутренний голос, быть открытыми ко всему новому, не забывая опираться на классику, которая является образцом. Любить то, что ты делаешь. Всегда сомневаться, потому что именно сомнения порождают поиск и совершенствование.
- Какие мечты и планы у вас и вашего оркестра?
- Если говорить про мечты – мечтаю свозить оркестр куда-нибудь подальше. Например, на какой-нибудь российский конкурс. Вот, к примеру, сейчас выслали свои записи на российский музыкальный проект «Музыка и Развитие», организованный Российским фондом культуры и продюсерским центром Александра Яковлева. Лучших они приглашают на Гала-концерт в Москву.
В годы обучения в университете культуры, мы ездили оркестром на конкурс в Санкт-Петербург, и я помню какой переполох там вызвали цимбалы. Для них это почти диковинный инструмент. Хотелось бы и детским коллективом, всколыхнуть, так сказать, российскую музыкальную общественность.
Всегда хочется чего-то большего – выше лауреатство, больше концертов, лучше инструментарий, громче аплодисменты и т.д. Но будем благодарны тому, что имеем. Будем это сохранять и развивать!
Всего комментариев 0
Поделиться:
Произошла ошибка
Последние 0 комментариев