5 января исполняется 95 лет со дня основания органов социальной защиты в нашей стране. Основой службы социальных работников смело можно назвать помощь всем социально незащищенным гражданам.
Социальным работникам по долгу службы постоянно приходится посещать пенсионеров, ветеранов, инвалидов, а иногда и просто обездоленных, одиноких стариков. Работа в Центре социального обслуживания населения позволяет увидеть жизнь социально незащищенных категорий граждан что называется изнутри. Заполняя акты обследования материально бытового положения пенсионера, социальным работника необходимо внимательно вникать в жизненную ситуацию человека, узнавая при этом полные сведения о ближайших родственниках, чтобы потом определить, в каком виде социальной помощи человек нуждается. И случается, встречаешь пенсионеров, которые являются настоящим примером для подражания, их жизнь, как правило, совсем непроста, год за годом испытывает на прочность. Но они не отчаиваются и извлекают из каждого её урока полезный для себя опыт. Такие умудренные годами старцы могут научить нашу молодежь многим важным вещам. К сожалению, современное поколение всё меньше и меньше прислушивается к их советам… С одним из таких, умудренных жизненным опытом, людей я повстречалась на очередном обследовании материально-бытового положения пенсионеров. Николай Владимирович Курильчик - ветеран Великой Отечественной войны, имеющий удостоверение заслуженного рационализатора. В свои почти 90 лет старается сохранять бодрость духа и… тела! Рано утром я перезвонила Николаю Владимировичу напомнить о нашей встрече и прервала его во время двухчасовой утренней зарядки, которую он, как оказалось, старается добросовестно выполнять каждое утро.
Костер памяти пылает,
В небо искры посылает.
Бились мы в краях лесистых,
Степях, топях болотистых…
Ты солдат и я солдат,
А тот, кто не вернулся,
Кто остался на полях,
Тот звездою обернулся в необъятных небесах…
(Н.В. Курильчик «Память»)
Сложная жизнь в военное время не сломала, а только закалила нашего ветерана. Кто бы мог подумать, но именно в военные годы у Николая Владимировича раскрылись таланты поэта и техника-изобретателя. А еще, сражаясь на линии фронта, солдат Николай Курильчик был в составе агитационной окопной бригады. В обязанности ее участников, обладавшим каким-либо творческим талантом, входило поднятие боевого духа солдат. В затишье между боями играла гармонь, пели, танцевали, читали стихи…
Получил ранение, но помог собрату по несчастью
Зимой 1945 года стрелковый полк, в котором проходил службу Николай Курильчик, взял замок Домерау и даже захватил знамя фашистского рейха. Рота Николая продолжала наступление вдоль Балтийского моря. «Фрицы вели ожесточенный пулеметный огонь. Мы короткими перебежками продвигались к цели. Добегаем до первой линии заграждений из колючей проволоки. Только я перекидываю правую ногу через ограждение – успеваю заметить, как от деревянного столбика его укрепления отлетают щепки, чувствую, что мой сапог наполняется теплой влагой. Это автоматная очередь, прошившая дерево, осталась в моей ноге. Прихожу в себя, бинтом перетягиваю ногу выше раны и направляюсь в медчасть. Не успел проковылять десяток метров, как встречаю раненого разрывной пулей. Хорошо, что у меня в мешке были двухметровые обмотки (подарок английской королевы советским солдатам). Из них я соорудил тугую повязку поверх набрякших от крови самостоятельных перевязок солдата. Помогая друг другу, движемся дальше, обмениваемся тревожными мыслями насчет большой потери крови и гангрены. Слава Богу, доползли…» Как потом стало известно, немало солдат той роты отдали свои жизни за победу на побережье Балтийского моря. Из медчасти раненых на машине отправили в тыл. И тут смерть второй раз совсем близко подошла к Николаю. Видимо, не хотела сдаваться без боя и предприняла вторую попытку. «В тыл мы ехали на большой скорости, как вдруг по машине открыли пулеметный и минометный огонь. Повезло тем, кто сидел у двери, мы выскочили и успели отползти в кювет. В следующий момент от прямого попадания мины машина загорелась. Уцелели только те, кто выскочил…».
Впоследствии это ранение привело к получению «звания» Инвалида Отечественной войны.
Взятие грозной крепости Кенигсберг
В Восточной Пруссии Николай Курильчик сражался в звании командира стрелково-минерного отделения полка. «Тогда офицеры с переднего края линии фронта каждый день приезжали отбирать бойцов, так меня определили в часть, готовившуюся к взятию Кенигсберга. Тысячи снарядов израсходовала наша артиллерия, чтобы подавить сопротивление фашистов Кенигсберга. Это была величественная крепость: 15 фортов – многоэтажные железобетонные сооружения со своими электростанциями, складами продовольствия и боеприпасов, десятками пулеметов и артиллерийскими батареями, с широкими и глубокими рвами, наполненными водой. И Победа оказалась за нами!»
Находчивый рационализатор
Рационализаторские способности Николая раскрылись ещё в детстве. Тогда с ребятами со двора изобретали «машину» - какое-то невообразимое механическое колесное сооружение (но оно работало!). Соседи по улице прозвали их кулибиными. Спустя годы тяжелые солдатские будни со своими тяготами и лишениями подтолкнули этот талант, стали для него благодатной почвой, и он начал стремительно развиваться. В послевоенное время, работая на фабрике художественных изделий, Николай Владимирович был в десятке лучших рационализаторов г. Бобруйска.
Зимой 1945 года после ранения командира Н.Курильчика направили в 208-ой запасной полк. «Питание было так себе: на десять человек за столом ставили банный тазик супа, которого не всегда хватало. В суматохе военных будней я потерял ложку и по строгому уставному распорядку новую мог получить только по возвращению в свой полк. Пришлось проявить смекалку. В расщепленную березовую палочку вставил найденную на речной отмели ракушку перловицу и закрепил ее ниткой. Благодаря этому изобретению черпал вкусную перловку с самого дна таза. Потом старший за столом сержант в конце трапезы укорил меня за длину ложки».
Я иду среди лесного гама,
Листья то цепляются, то жгут…
Согнут столбик давнего замера,
Где-то рвется птичий голосок,
Да ещё вдали везут грузовые чудища песок.
Я ли после двух больниц
Шагаю мокрою, извилистой тропой
На ходу стихи слагаю,
По-мальчишески доволен я собой. (Н.В.Курильчик)
Сегодня Николай Владимирович живет один в квартире социального пользования, предоставленной ему городскими властями как ветерану Великой Отечественной войны. От услуг социального работника ветеран категорически отказывается, с бытовыми делами старается справляться сам и о помощи постороннего человека даже не хочет слышать. Дети и внуки часто навещают Николая Владимировича, помогают в уборке квартиры, готовке, да и просто приходят поделиться последними новостями, спросить дедушкиного совета. К слову отмечу, решением администрации Первомайского района всем ветеранам Великой Отечественной войны услуги социального работника предоставляются бесплатно.
2 января Николаю Владимировичу исполняется 90 лет. Коллектив Территориального Центра социального обслуживания населения Первомайского района г. Бобруйска от всей души поздравляет ветерана с юбилеем. Желаем крепкого здоровья, долголетия и неиссякаемого жизнелюбия ещё на многие годы!
Сам Бог возможность дал
И мне родиться и уйти обратно,
Чтоб послужив своей стране,
Я создавал все аккуратно.
И очень важно, как и чем
Здесь на земле себя прославлю.
Чтоб плод труда был нужен всем,
Который людям я оставлю. (Н.В. Курильчик)
Алена Стригунова, специалист по социальной работе.
Остальные новости организацииНа страницу организации
Всего комментариев 0
Поделиться:
Другие новости раздела