Встреча на аллее Памяти
27 апреля 2018
настоящая трагедия. Для тех, кто жил вблизи и кому срочно пришлось уезжать из родных мест, для тех, кто, выполняя свой служебный долг, не задавая никаких вопросов, направлялся в зону заражения, оставляя дома свои семьи. Да, никто тогда ещё и не думал о последствиях. Главной задачей перед сотрудниками милиции, была в первую очередь эвакуация людей из зараженных деревень и хуторов, а также охрана имущества граждан, покидавших свои места жительства.
Все понимали значимость своего пребывания там. Кто, если не они? С честью и достоинством они вынесли на своих плечах ту опасную командировку.
В управлении внутренних дел Бобруйского горисполкома прошла встреча ветеранов-чернобыльцев. Традиционно, в этот день ветераны милиции собрались на аллее Памяти и возложили цветы к памятному знаку.
Заместитель начальника управления полковник милиции Василий Прокопович Савельев и председатель городского Совета ветеранов ОВД и ВВ Леонид Никитович Сычев встретились с чернобыльцами, довели обращение начальника УВД Могилевского облисполкома полковника милиции Игоря Владимировича Щербачени.
Медали «100 лет милиции Беларуси» вручены ветеранам милиции Виктору Фомичу Власову, Валерию Владимировичу Каранкевичу, Александру Максимовичу Свиркову. Председателям первичных ветеранских организаций, чернобыльцам Василию Сергеевичу Максимовичу, Владимиру Ильичу Карташеву, Виктору Анатольевичу Дедушкину вручена книга «Главное – сердцем не стареть», посвященная 25-летию Белорусской общественной организации ветеранов ОВД и ВВ.
Во время встречи ветераны посмотрели фильм о Чернобыльской трагедии, поделились воспоминаниями.
Из воспоминаний ветеранов-чернобыльцев:
Алексей Тихонов: Что больше всего запомнилось и что никак не могу забыть, так это глаза людей, которым приходилось прощаться со своим родным домом навсегда, бросая все – ведь разрешали брать только самую необходимую одежду. И все, никаких лишних вещей. Как говорят, в чем стояли, в том и уезжали. Были, когда старые люди не хотели покидать родные места. Однако методами убеждения и уговорами приходилось людей заставлять уезжать. Во имя спасения их жизней, здоровья их детей и близких.
Каждый наш день был расписан по минутам. От слаженных действий всех зависела обстановка на охраняемом участке. Приходилось тяжело, работали в несколько смен, минимум отдыха. Помогла выдержать в то время и поддержка ребят, кто был рядом – Виктора Дедушкина и Геннадия Винокурцева. Вместе делили все – еду, одежду, кров. Ответственность за порученное дело, чувство долга и патриотизма присутствовало у каждого.
Юрий Руденков: 16 июля 1986 года перед сводным отрядом милиционеров Могилевщины выступил начальник УВД области Борис Алданов. Он призвал нас быть верными долгу и своему народу. И этими словами тогда прониклись все. Помню, как ехали в Наровлянский район, каждый наедине со своими мыслями. Никто друг с другом не разговаривал, впереди была неизвестность, о масштабах трагедии представления у нас не было. Оно появилось позднее, когда увидели опустевшие деревни и зараставшие бурьяном поля. Работал в паре с земляком Владимиром Яковлевым. Порядок обеспечивали в деревне Бук, это уже была территория Украины. Владимир Александрович стал для меня, молодого лейтенанта, наставником. Его взгляды на жизнь, мудрость и опыт помогли тогда не только мне, но и другим сотрудникам. Люди уезжали, забирая только самое необходимое. Это привлекало мародеров. Борьба с ними была основной обязанностью сотрудников милиции. Таких случаев было много, но справлялись, перед желающими нажиться на беде стоял надежный заслон.
Многое пережили мы в те месяцы. Однажды при въезде в отселенную деревню, где мы несли службу, к нам подошла пожилая женщина и попросила: «Сыночки, там у меня курочки некормленые, пустите». Она была босая, за плечами мешочек с зерном. Мы не имели права её пускать в родную деревню. Но пустили на два часа. Подъехали потом к её дому и от увиденной картины у самих слезы выступили на глазах. Женщина сидела на крыльце и горько плакала, уронив голову на колени. А вокруг была пустота…
Виктор Дедушкин: Трагические события апреля 1986 года помню хорошо. В ту пору я был старшим лейтенантом милиции, и сообщение об аварии на Чернобыльской АЭС застало меня на службе. «Жертв нет», – услышал из радиоприемника и внутренне успокоился. Масштабность трагедии ощутил позднее, когда побывал на зараженной территории…
6 мая в шесть часов утра подняли по тревоге и дали команду сформировать отряд из 30 человек. Для чего – не говорили. Все ребята были из патрульно-постовой службы, и именно они – Алексей Тихонов, Анатолий Володько, Сергей Хохлов, Геннадий Винокуров и другие – были первыми бобруйскими милиционерами, отправленными на ликвидацию последствий аварии на атомной станции. Призыв начальника УВД горисполкома Александра Казусенка отдать свой долг Родине мы с честью выполнили. Все как один. Я был назначен заместителем командира Гомельского сводного отряда. Местом его дислокации стал Наровлянский район, от границы которого до реактора, было около шести километров, и милиционеры видели, как велись работы на дышащей смертью станции. Но самое страшное воспоминание – это отселение людей из зараженных деревень. Они собирали самое необходимое и садились в автобусы, которые увозили их к новым местам жизни. Там их долгое время называли «переселенцами». Случаев мародерства я не помню, хотя люди и оставляли в своих домах и квартирах ценные вещи. Мы тушили пожары в деревнях, охраняли радиационную зону, помогали чем могли местным жителям.
Валерий Каранкевич: Не хочется вспоминать те дни, ведь память запечатлела на всю жизнь жуткую картину. До сих пор перед глазами одна картина: деревня, дома, в домах вещи, обычная обстановка, все на своих местах, но нет людей. Все как будто вымерло. На память приходят те ребята, с которыми был в опасной зоне, но которых уже нет в живых. Это – Александр Новицкий, Владимир Новицкий, Федор Шех, Михаил Чижонок, Михаил Лобан, Геннадий Винокуров, Леонид Евстратчик, Владимир Шаблинский, Александр Долгий ....
Василий Тупица: В командировках в загрязненной зоне побывал не один раз. Впервые в Наровлянский район поехал летом 1986 года. То, что увидел, буквально поразило. Вымершие деревья, стаи голодных бродячих собак. Жуткая картина. Казалось, жизнь здесь остановилась навсегда. Чувства страха перед радиационной опасностью не было. Честно несли свою службу, не допуская случаев мародерства в отселенных деревнях. В памяти же навсегда остались слова, сказанные с болью 90-летней женщиной, которая одна осталась в покинутой деревне: «Куда мне идти от родных мест…».
Пока в строю ветераны-чернобыльцы, память о тех днях живет, они оберегают ее и передают молодым сотрудникам.
Официальный представитель УВД Бобруйского горисполкома
Татьяна ГОРБАНЮК
Фото автора
Всего комментариев 0
Поделиться:
Другие новости раздела