Пресс-конференция Председателя ГТК о новом Законе о таможенном регулировании
27 января 2022
Итоги работы таможенных органов за 2021 год
В республиканский бюджет в 2021 году поступило 10 млрд. 565 млн. рублей платежей, контролируемых ГТК, что на 19 % больше, чем в 2020 году.
Рост доходов от правоохранительной деятельности в бюджет на 61 % больше, чем в 2020 году. Поступления составили 41,2 млн. рублей.
В прошедшем году таможенными органами выявлено 28.7 тыс. административных правонарушений и 279 преступлений.
Выявлено 532 факта незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств и психотропных веществ. По таким фактам возбуждено 144 уголовных дела. Всего из незаконного оборота изъято более 682 кг. наркотических средств и психотропных веществ.
Также в 2021 году при незаконном перемещении через границу изъято 258 ед. оружия и составных частей к нему, 490 ед. холодного оружия, 5,5 тыс. боеприпасов, 689 предметов представляющих культурную ценность, более 1 тыс. средств связи и аппаратуры для негласного получения информации, предметов экстремистского характера.
Сохраняется тенденция к увеличению трансграничного грузопотока. В 2021 году через таможенную границу проследовало свыше 2,4 млн. грузовых автотранспортных средств – на 5,6 % больше, чем за 2020 год. Объем товаров, перемещенных автомобильным транспортом, составил почти 32 млн. тонн – на 7,7 % больше.
В связи с наличием очередей грузовых транспортных средств на польском и литовском направлениях, усиленными темпами развивали площадки ожидания перед пунктами пропуска.
Сегодня система электронной очереди создана в 7 пунктах пропуска – 2 на белорусско-польской границе – Брузги и Брест, 2 на белорусско-латвийской – Григоровщина и Урбаны, 3 на белорусско-литовской - Котловка, Каменный Лог, Бенякони. На 2022–2023 годы запланировано строительство зон ожидания с внедрением системы электронной очереди перед пунктами пропуска Новая Гута, Берестовица и Привалка.
В части развития инфраструктуры пунктов пропуска в июле 2021 года введен в эксплуатацию реконструированный пункт пропуска «Верхний Теребежов». Как итог, общая проектная пропускная способность пунктов пропуска увеличилась на 930 автомобилей в сутки.
Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании»
19 июля 2021 года принят Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», который вступит в силу с 25 июля 2022 г.
Нормы Закона направлены на совершенствование правового механизма регулирования отношений в сфере таможенного дела, приведение законодательства Беларуси в соответствие с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, иными международными договорами и актами ЕАЭС, а также сокращение административных барьеров и упрощение порядка совершения таможенных операций.
Для удобства применения структура Закона приведена в соответствие со структурой Кодекса и состоит из 9 разделов, 62 глав и 354 статей.
Законом скорректированы правила по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых компенсационных пошлин; совершению таможенных операций, проведению таможенного контроля и осуществлению таможенных процедур, определены новые особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС отдельных категорий товаров, а также регламентирована деятельность в сфере таможенного дела.
Основные изменения:
- В части уплаты таможенных платежей
1.1. Новым Законом увеличивается с двух до шести месяцев срок предоставления отсрочки либо рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость.
1.2. Субъектам хозяйствования необходимо обратить внимание на новеллу, касающуюся установленных Законом конкретных сроков представления корректировки декларации на товары при уплате таможенных платежей, в отношении которых предоставлены отсрочка или рассрочка. Данная норма будет мотивировать плательщиков добросовестно и своевременно исполнять свои обязанности.
1.3. Для упрощения администрирования субъектами хозяйствования денежных средств в Законе закреплена норма о возможности получения плательщиками информации о невостребованных денежных средствах. Это касается как авансовых платежей, так и денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, излишне уплаченных таможенных платежей. Новые подходы позволят расширить перечень запрашиваемой информации, упростить и оптимизировать порядок ее получения.
Реализация указанных положений стала возможной благодаря активной работе таможенных органов по информатизации и цифровизации процессов в сфере администрирования таможенных платежей.
1.4. Также унифицированы сроки возврата таможенных платежей, авансовых платежей, обеспечения исполнения обязанности по их уплате.
В действующем налоговом и таможенном законодательстве срок возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей составляет 5 лет со дня их уплаты, а авансовых платежей и обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей - только 3 года. С 25 июля 2022 г. для всех указанных платежей срок возврата составит 5 лет.
1.5. Существенные изменения коснулись вопросов выдачи банковских гарантий. В настоящее время реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, ведет Государственный таможенный комитет. С момента вступления в силу Закона такой реестр вестись не будет, а таможенные органы в качестве обеспечения будут принимать банковские гарантии, выданные банками, которые имеют в наличии выданную Национальным банком лицензию на осуществление банковской деятельности.
1.6. Закон закрепил нормы о возможности исполнения обязанности по уплате таможенных платежей за плательщика иным лицом.
- Осуществление таможенных операций
2.1. Документом предусмотрена возможность не размещать экспортные товары в зонах таможенного контроля, то есть помещение товаров под процедуру экспорта без фактического предъявления таможенному органу.
2.2. Исключена обязанность заинтересованных лиц получать разрешение таможенного органа на удаление наложенных таможенных пломб или печатей после завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита.
2.3. Упрощен и порядок декларирования в таможенной процедуре таможенного транзита товаров, имеющих характер иностранной безвозмездной помощи. При соблюдении определенных условий в транзитной декларации разрешено не указывать классификационный код в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
2.4. Нормы Закона предусматривают упрощение порядка перемещения товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных из таких товаров, между отдельными участками СТЗ. Такое перемещение уже будет осуществляться без уведомления и разрешения таможенного органа.
2.5. Нормы нового Закона расширили применение института приостановления деятельности для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а именно владельца свободного склада и владельца магазина беспошлинной торговли, при наличии нарушений, которые Таможенный кодекс относит к основаниям для исключения из соответствующих реестров. В случае исключения их из реестра потребовалось бы заново проходить процедуру включения, а нововведение позволит юридическим лицам, устранившим нарушения, в короткие сроки возобновить свою деятельность.
- Посттаможенный контроль
Для целей более четкого и однозначного регулирования порядка проведения таможенного контроля после выпуска товаров в Закон включены новые нормы, регулирующие особенности проведения тех или иных форм таможенного контроля.
3.1. В отношении камеральных таможенных проверок определен срок вынесения решения по акту проверки, установлен порядок внесения изменений в акт проверки, конкретизирован состав сведений, которые должны отражаться в акте проверки.
3.2. Отдельно включены в Закон положения, регламентирующие порядок ознакомления представителей проверяемого лица с материалами таможенных проверок. При этом аналоги таких норм в законодательстве о контрольной (надзорной) деятельности отсутствуют.
3.3. Также следует отметить включение в Закон норм, регулирующих вопросы порядка проверки таможенных, иных документов и сведений. В дополнение к мерам, обеспечивающим проведение таможенного контроля, предусмотренным Таможенным кодексом ЕАЭС, Законом вводится такая мера, как таможенный анализ информации.
3.4. В рамках реализации принципов взаимодействия государства с бизнесом, определенных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» для развития саморегулирования бизнеса, включены нормы, предусматривающие возможность использования для таможенных целей аудиторских заключений.
Остальные новости организации На страницу организации
Всего комментариев 0
Поделиться:
Другие новости раздела