close.svg

Авторизация

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь

Культура, отдых, развлечения

18 января 2021

Прием от имени Александра Лукашенко. За что в соцсетях раскритиковали Михайлова, Сюткина и Зару?

Культура, отдых, развлечения

«Я хочу твою работу». Актриса театра

«Я хочу твою работу». Актриса театра


В рубрике «Я хочу твою работу!» BOBR.BY рассказывает о профессиях и ремёслах, их плюсах и минусах.

 

Мария Дорогобед, актриса театра.

С чего начать?

Я актриса без образования. Училась в институте культуры, но ушла. Потому что мне было неинтересно. Я в театре получила больше, чем там. Учиться ради корочки не вижу смысла.

Моя мама - актриса и режиссёр Татьяна Дорогобед, в своё время окончила этот институт. Наверное, её профессия повлияла на мой выбор.

В детстве мне, как и всем, задавали вопрос: "Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?". И среди огромного количества вариантов всегда присутствовала актриса. На что мама говорила: "Только через мой труп!". У неё есть чёткое видение женского счастья, и она не желала мне такой судьбы. Обе её театральные профессии - тяжёлые и неблагодарные. Часто видела маму в грустном настроении. Тем не менее она уже 25 лет в театре, значит, что-то держит! Театр такая трясинка, затягивает.

Я в театре шестой год. А по факту - с раннего детства. Вместо мамы в декретный со мной ушла бабушка, и до определённого момента я была у неё на попечении. А когда меня уже можно было брать с собой, начала тусоваться в театре. У всех на руках пересидела и на гастроли поездила. Для меня вся эта театральная жизнь была нормой.

Сейчас я понимаю, что многое из происходящего в театральной жизни, особенно если там присутствует ребёнок - для многих не норма. Но она у каждого своя, в зависимости от социальной среды.

 

 

О детстве и музыкальной школе

Театр не лишил меня детства. А вот музыкальная школа... Я сама себя туда отдала, вытребовала, а потом пожалела много раз. Первые года четыре из девяти я там радостно училась. Причём в обычную школу я пошла в 8 лет, а в музыкальную в 4,5 года.

Училась игре на скрипке. Хотела быть как мама, она тоже играла на этом инструменте.

Последние пять лет я ненавидела скрипку. Снилось, что она горит в печке. И когда окончила школу, сказала: "Я всё".

Очень редко беру её в руки, например, в постановке "Тень Гамлета". Слух остался, но навык стал хуже. И когда слышу этот звук - кровь из ушей. Всё ещё не проснулась во мне любовь к инструменту.

 

О первых ролях

Если говорить об осознанных выходах на сцену, мне было лет 15. Потому что в детских массовочках часто приходилось участвовать и до этого, с раннего возраста.

Первый спектакль - мюзикл "Вестсайдская история". С серьёзной подготовкой, с освобождениями от школы на репетиции, приезжали столичные хореографы и режиссёры. И хоть я в нём была задействована лишь в массовке, пришлось потрудиться и много танцевать.

Очень долго я сидела в массовках. Но уже в первый год посчастливилось сыграть большую роль - в сказке. Меня взяли в пару к Ольге Матвеевой на роль Белки. Это была одна из главных ролей. Отползать на коленках почти час - незабываемо!

 

О таланте

Думаю, талант и упорный труд в соотношении 50 на 50 должен присутствовать в нашей профессии. Но у каждого эта схема работает по-разному. Кому-то достаточно 10 процентов таланта и 90 - труда. А другие вообще на голом таланте выезжают, просто выходят на сцену и выглядят органично, остаётся только удивляться.

 

О танцах

Умение танцевать для актёров - желательное. Так же как и умение петь или играть на музыкальных инструментах.

Думаю, танцевать умеют все - это надо раскрыть. И многое зависит от балетмейстера. В спектакле "Сиртаки" затанцевали все, спасибо за это Валерию Султанову.

 

 

Мне нравится танцевать. Душа и тело к этому тяготеют. Поэтому, наверное, чуть легче всё даётся. Я быстро схватываю и неплохо запоминаю движения, но физически сложно. У меня артроз, больные колени. Но самое важное - хотение. И упорный труд!

 

Что ещё нужно уметь?

Нужно иметь хорошую память, чтобы запоминать много текста.

Очень важно воображение - это даже важнее, чем первый пункт. Оно должно быть живым и пластичным. Способность верить в то, что ты делаешь. Честно и искренне.
Также пригодится способность стойко переносить всё, что на тебя сваливается. Если абстрагироваться, это довольно легко.

Во время работы в спектакле "Серебряные крылья" я дралась на деревянных мечах с коллегой на сцене и вдруг подумала: "Твою дивизию. Мне 25 лет, я играю в "казаки-разбойники" и мне ещё за это что-то платят! Это работа мечты".

Это, конечно, моментное ощущение. В основном подготовка к спектаклям - тяжёлая работа.

Также вам понадобится умение импровизировать. Например, Анатолий Васильевич Дворянников всегда очень строго следует тексту. Ему импровизировать не надо, а многим это умение очень даже не помешает.

 

О графике

Если есть материал, в котором я задействована, тогда график стандартный: утром репетиция с 11.00 до 15.00, вечером с 18.00 до 21.00. И не всегда всё это время ты на сцене.

Непонятно что хуже: сидеть и ждать, пока ты пригодишься, или работать. Потому что время в комнате выхода тянется бесконечно.

Если два проекта идут параллельно, что бывает редко, тогда работы много. А если есть ещё и выезда в детские садики, сказочки, тогда нагрузка большая.

 

 

О плюсах и минусах

Эта профессия постоянно развивает воображение.

К плюсами и минусам одновременно: голова работает 24 часа в сутки, без отдыха. Нет такого, что ты закончил работу, всё оставил и пошёл. Приходишь домой, и крутишь всё в голове, этот процесс остановить сложно, заставить себя отдыхать.

Минус - наша профессия не ценится. Она действительно нищая, особенно на периферии. Я получаю в среднем 200 долларов. Кому-то удаётся подрабатывать, я пыталась - не вышло. Поняла, что распыляться не умею, и в итоге нигде не успеваю.

Ещё один момент: всем нам хотелось бы работать в театре, где ставят Шекспира, Чехова. Заниматься большими, серьёзными проектами, классикой. Но в нашем городе, за исключением театральных завсегдатаев, живут люди, которые очень устают на своих работах. Им хватает драмы в жизни, и это я могу понять, хоть не очень хочу принимать.

Они идут в театр чтобы развлечься. Поэтому большие и серьёзные работы "на подумать" здесь не в цене. Катарсис на очищение не через смех - не заходит. Как следствие - деформация.

Мы заточены на комедии. Но и здесь есть свои проблемы. Например, я очень люблю английский юмор - тонкий и едкий, но люди его не понимают. Поэтому мы играем российский юмор, а он не весь хорош.

Это вкусовщина. Минус в том, что ты стараешься воспитать в себе хороший вкус, что тоже понятие субъективное. А потом приходишь в театр и периодически работаешь с тем, с чем твой вкус не согласен.

 

Об узнаваемости

Случается, меня узнают. Это происходит редко и всегда очень неловко. Обязательно в каком-нибудь магазине, когда ты выглядишь максимально непарадно.

Например, покупаю корм животным, делаю заказ, а мне параллельно: "Ой, а что у вас планируется на Новый год?".

Но самое любимое - в общественной бане! Сижу в парилке, ничто не предвещает беды: в шапке, в полумраке. И тут одна женщина говорит: "А мы были у вас на "Коньке-горбунке"! Нам так понравилось! Вы так прыгали, такая молодец!". А я думаю: "Ну как вы вообще смогли опознать меня?". Вот она - слава!

 

 

О ролях

Я стараюсь любить все роли, которые играю.

Получить роль - очень здорово, это радость! Мне в этом плане повезло. Я трусливая, и поэтому всё ещё здесь. Я бы может и хотела изменить свою жизнь, но сейчас даже ситуация в мире этому не способствует.

Из театра ушли две хорошие девочки, одна из них моя подруга. Не выдержали. А мы очень много потеряли. И эта ниша молодых персонажей осталась не заполнена. Меня стали вводить на освободившиеся места.

Вдруг оказалось, что я что-то могу. То есть, это случайность, что я вдруг получила столько ролей. Так бы я до сих пор играла только в сказках.

Амбивалентная ситуация: я работаю в театре и должна любить внимание. Но по жизни я не умею этого делать. Главной героиней "Сиртаки" тоже должна была быть другая девочка. Я лишь хотела читать ремарки, о чём и сказала режиссёру. Но вышло так, что актриса уволилась, и в спектакль попала я.

Получить главную роль - значить получить определённую долю негатива. Кто-то позавидует, или посчитает, что это несправедливо. Их можно понять. Есть люди, которые долго работают в театре, но при этом долго сидят без больших ролей. Это несправедливо. Все хотят главные роли. А я - нет. Наверное, нужно не хотеть, но я не уверена, что это рабочая система.

 

О помощи мамы

До театра я училась на дизайн, работала, и не думала про высшее образование. Мама сказала: "Маш, может хоть на актрису?".

И в тот момент, когда я без огромного желания поступала в институт культуры, не хотела идти в театр.

На экзамене рассказала прозу Веры Полозковой, не очень цензурную. На уровне "что помню". Сидит приёмная комиссия, и одна из преподавателей услышав мою фамилию буквально меняется в лице. Оказалось, она в своё время должна была ставить что-то своё вместо "Вестсайдской истории" в нашем театре, но мама её не пригласила.

Возможно, благодаря маме в самом театре меня обошли внутренние склоки. Ввиду того, что ещё до меня все успели здесь передружить, перессориться и снова подружиться.

Мама занимала меня в своих спектаклях, но не в главных ролях. И она не будет продвигать, просить за дочь кого-то другого. Я считаю, это правильно. При этом она всегда поможет в работе над персонажем или голосом.

Помню, когда я готовилась к первой большой роли в сказке, режиссёр горестно вздыхала, когда видела мою неподготовленность, слышала непоставленный голос: сроки маленькие, а с актрисой надо заниматься! И вот тогда Татьяна Васильевна ставила меня перед собой и учила. И благодаря этой совместной работе я вышла на сцену.

 

О самостоятельной работе и ориентирах

Актёрство - бесконечная и большая самостоятельная работа.

Не могу сказать, что я на кого-то ориентируюсь. Но я очень люблю Хабенского. На мой вкус это один из самых сильных актёров и людей. Если брать в масштабах СНГ. И Чулпан Хаматова. Они первыми приходят на ум.

Из зарубежных - всегда Мерил Стрип! Также мне импонирует Дженнифер Лоуренс. Она производит впечатление девушки без понтов и вычурности.

 

 

О стереотипах

Я не замечаю, чтобы знакомые актёры как-то особенно вели себя, "актёрствовали" или не выходили из ролей. Естественно, мы не видим друг друга в кругу семьи, возможно там другое поведение.

За себя могу сказать, что дело не в ролях. Надо в принципе понимать, кто ты. Это самое сложное: я до сих пор не могу сказать, кем хочу стать, когда вырасту.

А что касается стереотипов, то номер один: "Все актёры пьющие. Запойные".

Второй - что в нашей профессии беспорядочные половые связи, это норма. И всё происходит прямо за кулисами. То есть, покинул сцену и сразу за дело.

Ещё считается, что мы очень надменные и высокомерные.

А вообще сложно узнать о стереотипах, когда в нашем городе многие даже не знают о существовании театра!

 

О внешнем виде

Думаю, для актёров главное - харизма. Просто для кого-то важно следить за внешностью.

Понятно, если я из 44-го сразу бахну в 50-й размер, ролей у меня поубавится. И они сразу в корне изменятся, это будут другие роли. Возможно, даже интереснее, характерные.

Как не крути, внешность играет роль. У нас есть барышни, которые следят за собой, сидят на диете, но в основном это делается для собственного комфорта.
Среди актёров больше ценятся интересные типажи.

При этом я понимаю, какие стереотипы навязывает общество, даже при наличии бодипозитива, идеи любви к себе, стремления к психологическому комфорту. Это всё замечательный пласт. Но помимо него есть Instagram с одинаковыми, стройными, губастыми, с бровями и попами, спортивными, сидящими на салатиках и воде девушками. Это очень похожая масса, подходящая под один фоторобот. И в этом нет ничего плохого, если им замечательно в их образах. Но в нашем театре таких типажей нет. Вообще. Здесь каждая и каждый - индивидуальны.

 

О востребованности

Я подписана на информацию о кастингах, которые проводятся в Беларуси - в кино, рекламу, телешоу. Сама не езжу на них, но вижу что предложений хватает.

Спрос есть. Касательно театральных актёров, наверное, нет. Например, в этом году перестали набирать заочку. Значит, у нас переизбыток актёров театра. Но у меня возникает вопрос: где все эти люди?

Каждый год поступает куча людей. Куда они все потом деваются?

В Бобруйске довольно часто снимают кино. Но опять же, я ни разу не ходила на эти съёмки. Коллеги участвуют. В основном это мужчины, на них больший спрос в нашей профессии. Потому что мальчикам говорят о том, что нужно обеспечивать семью. Как следствие - девочек в актрисы идёт больше, и они не так востребованы.

 

О миссии

Хочется верить, что она есть. Наверное, в идеальном театре миссия - быть зеркалом и транслятором.

Мы должны давать людям возможность задумываться, не делать каких-то ошибок. Это, также как в кино, возможность увидеть себя со стороны, подумать о своей жизни.

И отдохнуть от того, что происходит, прожить другую жизнь за час-два спектакля.

 

 

О требованиях к театру

Я абсолютно спокойно отношусь к современному театру, с нецензурной лексикой на сцене, раздеваниями и прочим. Нельзя сказать что Чехов - это театр, Мольер тоже, а Королёв с Ивановым и Вырыпаевым - нет.

Музыка разная. Моцарт музыка? Да. Фараон так или иначе тоже музыка.

Так и с театром. Он разный, пластичный. И если это происходит, значит есть потребность.

Театр никому ничего не должен. Он может быть разным, как и сами люди. Он может кого-то оскорбить, и зрители выйдут из зала. Не всегда это делается осознанно. Но если это заставляет чувствовать...

Так часто говорит Станислав Васильевич (прим.: главный режиссёр Савостин): "Если есть хотя бы один человек в зале, которому это нужно - всё не зря".

 

О поклонниках

На вечерних спектаклях цветы - довольно редкая вещь. Это ещё один стереотип, что актёры утопают в цветах! Нет.

Зато детские сказки - это всегда цветочки, конфетки. Детки всегда обнимаются, благодарят. Непонятно, кто кого воспитывает. Где эти люди на вечерних спектаклях, которые детям в театр покупают цветы? Загадка. Возможно, это родители, которые не любят театр, а детей надо развивать.

Эти маленькие славные ребята - самые милые наши поклонники!

Ещё одна приятная история произошла недавно, в День театра. Он должен был отмечаться со зрителями, но всё отменилось из-за пандемии. Для нас было ново, что в профессиональный праздник актёры не работали. Посидели, пообщались, съели торт.

И вот стоим с коллегами у чёрного входа на лестнице, разговариваем, к нам подходит женщина. Говорит: "Я в трауре, но ругаться не буду". Удивляемся. Она объясняет, что постоянная зрительница, пришла с детьми смотреть постановку, которая отменилась. Принесла четыре коробки конфет. Одной из тех, кто стоял на крыльце была Наталья Михайловна Кашпур. И женщина ей говорит: "Мы вас очень любим и помним по "Безобразной Эльзе". То есть, по спектаклю, которому лет 20. И она принесла конфеты ей, а также Татьяне Васильевне Дорогобед, Жаннете Константиновне Зарембо, Галине Николаевне Агейкиной.

Постоянный зритель. В такие моменты понимаешь, что всё не зря. Эти театральные люди есть!

 

О театральном этикете

Есть правило: после третьего звонка в зал не входить. Но сегодня мы задерживаем спектакли из-за того, что зрители опаздывают.

Или мобильные телефоны, которые не выключаются, несмотря на все объявления. С одной стороны, очень злит такая невоспитанность. Есть ощущение неуважения. Чего мы тут стараемся, если люди не могут позволить себе прийти на пять минут раньше?

С другой стороны - мир меняется. И весь этот налёт чопорности, устоев уходит. Не всё старое плохо и не всё новое хорошо. Но это означает, что люди становятся в чём-то проще.

При этом я всё равно считаю, что после третьего звонка стоит закрывать двери. Опоздали? Идём на балкончик, несмотря на то, что купили билеты на партер.

 

 

Об отзывах и критиках

Я не читаю отзывы о спектаклях. Зачем? Всё равно кто-то расскажет, что написали.

Собой я и без того всегда недовольна. Понимаю, что можно лучше, с этим и тем не согласна. Есть постановки, которые мне совсем не нравятся, а после нарвёшься на отзыв о том, какой это прекрасный спектакль, и удивляешься.

Так или иначе мы работаем ради зрителей, и не можем полностью опираться на мнение критиков. Разве только касательно профессионализма. Мы не претендуем на звание супервостребованного театра. У нас свой - родной и любимый зритель.

 

О роли мечты

Хотела когда-то играть Элизу Дулиттл в "Пигмалионе", он шёл в нашем театре. Интересна идея трансформации: возможность сыграть характерную героиню, комичную, и английскую леди. Показать черты, не свойственные мне в жизни совершенно. Нравится преодоление, это и есть составляющая творчества.

А если бы могла выбрать мужскую роль - Доктор Хаус. Только на театральной сцене, конечно.

 

Истории от героини

Сказка про Винни-Пуха, я играю Пятачка. Мы давно её не играли, и внезапно её отправили на выезд в "Пролеску". А когда ты долго играешь что-то практически на автомате, а потом долгий перерыв, случаются курьёзы.

По идее, каждый человек старше 20 лет точно знает фразу про "Мой любимый цвет. Мой любимый размер".

И вот эта сцена, лопается шарик. Я стою с ним, рыдаю, поздравляю ослика Иа. И дальше тишина, хотя должна прозвучать эта всем известная фраза. Потом Иа говорит: "Ну, пойдём". Хотя мы никуда не должны идти! А он уходит.

Я кричу: "Подожди, ослик! Понимаешь, я очень торопился с этим шариком, он был такой большой и зелёный!". Пытаюсь как-то вывести его на эту мысль. А ослик: "Ну понятно. Так пойдём?". И я понимаю, что я уже ничего не могу сделать, стою и смеюсь в себя до слёз. Слава богу, началась следующая сцена и мы всё разрулили.

Актёра просто заклинило и всё вылетело. Есть такая болезнь у нас, называется "белая листячка".

 

 

Фото без маркировки из личных архивов героини. 

 

Автор новости:

Читайте по теме:

ОБСУЖДЕНИЕ
Всего комментариев: 3

Последние 3 комментария

Сортировать:
rinds62 19 апреля 14:28 2 1

Обычно в материалах рубрики упоминается финансовая сторона вопроса. Здесь- ни слова, и это о многом говорит. Что сказать... Судя по рассказу, профессией занялись потому, что это было знакомо с детства, а не по призванию. Образования нет, артроз, со временем только усиливающийся... Хочу пожелать, чтобы в этой профессии не получилось, как с учебой в музыкалке- сначала энтузиазм, потом- глаза бы не видели.

коворкинг49 19 апреля 11:00 2 2