Ракетоносец «Варяг» и парусник «Крузенштерн» на Центральном пляже в Бобруйске
17 августа 2023

На бобруйском Центральном пляже погожими вечерами проходят испытания управляемые модели судов. На водной глади - парусник «Крузенштерн», крейсер-ракетоносец «Варяг», теплоход «Метеор». А всего у хозяина, Геннадия Шепелева, больше дюжины кораблей.



Модели кораблей - немаленькие, с филигранно выполненными деталями. Они создают впечатление очень дорогой игрушки. Детям такими играть не дают.


Бобруйчанин Геннадий Шепелев делает модели судов и самолетов своими руками после выхода на пенсию, уже восемь лет. Электронную и механическую начинку заказывает из Китая, а внешний облик судна воссоздаётся из подручных средств. В ход идет потолочная плитка, фанера и даже зубочистки. Схемы и проекты моделей Геннадий Леонидович находит в интернете: «Это полу-аутентичные модели, у них приблизительное сходство с реальными прототипами. Если делать все идеально точно, то и за два года можно не управиться. А так у меня уходит на один корабль три месяца, при условии, что есть все необходимые материалы и желание делать».





Компанию мужу во время тестирования моделей составляет супруга Лилия, которую он называет не иначе, как «Моя заказчица». «А я исполнитель. Она придумывает мне задачи – я делаю» - поясняет Геннадий Леонидович. Лилия Валентиновна в прошлом костюмер детского образцового ансамбля «Хореографические миниатюры».


Именно она пошила паруса для трех парусных судов, о которых они мечтали с дочкой. И пусть дочь живет за тысячу километров, в степной России. Она всегда в курсе того, что «в работе» у отца. Когда родители собирались к ней в гости, захватили с собой модели самолетов и парусник «Мир». За полетами выходило наблюдать все село. А первое погружение парусника на озерную гладь в лучах заходящего солнца было незабываемым и покорило всех, кто за этим наблюдал.


С авиа- и судомоделирование Геннадий Леонидович познакомился в детстве, когда три года посещал два кружка этой направленности. Вернуться к детскому увлечению отцу помогли сын и зять. На 60-летие и в честь выхода на пенсию они подарили пульт радиоуправления. Отец доработал катер, который до этого делал 20 лет и принялся за амбициозные задачи. Например, собрал гидроплан Polaris, который умеет взлетать с водяной глади. Истребитель Су-37, которому так и не удалось подняться в воздух из-за слишком большого размера. Успешно полетавшие кукурузник Ан-2, Як-3, Як-18… Правда, в последнее время Геннадий Леонидович отказался от авиамоделинга в пользу судостроения. Это связано с изменениями законодательства о беспилотниках, а также застройкой привычных площадок для запуска. К тому же, при малейшей недоработке, самолет терпит крушение. А модель судна есть шанс догнать по реке вплавь, если что-то забарахлит. Поэтому испытания на воде назначаются на теплое время года.



Сын уговаривает Геннадия Леонидовича сделать модель подводной лодки. Но тому кажется, что первый запуск станет последним: модели подводных лодок частенько не всплывают. Так было с той, которую он смастерил 10-летним мальчишкой и понес испытывать на пруд за кинотеатром «Мир». Он вспоминает: «Элементы питания замыкались кусочком рафинада. Когда кусочек сахара полностью растворялся, лодка должна была всплывать. Но это в теории. Моя осталась в пруду». Еще одной мальчишечьей горестной потерей был планер, собранный из готового набора по 1 руб. 14 коп. Планер взлетел над стадионом фабрики «Славянка» (а тогда им. Дзержинского) – и исчез бесследно.



Много лет спустя детская утрата и неудача обернулась большим парком удивительных, пленяющих воображение моделей. Помогли собственное упорство, интерес и поддержка близких. Что еще выйдет из-под рук мастера в его лоджии-мастерской? Узнаем будущим летом.















