Большая экскурсия по закулисью бобруйского драмтеатра, репортаж BOBR.BY
10 апреля 2024

Бобруйский театр нередко принимает экскурсии – от школьных до иностранных. «У вас… пахнет театром» - заметил недавно один из гостей. Действительно, бобруйский драмтеатр – «предприятие полного цикла». Магию театра тут творят полностью сами. От бутафории до премьерного показа. Для того, чтобы увидеть то, что зритель обычно не видит – т.е. весь объем и разнообразие работ над постановкой – и, пожалуй, лучший вид из окон на центр города, BOBR.BY сходил на экскурсию по закулисью. Нашим проводником от подвала и до четвертого этажа была Татьяна Николаевна Мурманцева, руководитель литературно-драматургической части учреждения культуры «Могилевский областной театр драмы и комедии им. В.И.Дунина-Марцинкевича (г.Бобруйск)», кладезь самой разной информации обо всех сторонах театральной жизни.
Что общего у Нацбиблиотеки, обелиска Минск-город-герой и бобруйского драмтеатра?
У них общий создатель-архитектор, Виктор Владимирович Крамаренко. Здание бобруйского драмтеатра было его первым самостоятельным творением после окончания учебы.
Перед возведением нового здания был снесен старый театр. «Круглую» постройку с примыкающей библиотекой авторства Андрея Андреевича Оля подняли в воздух взрывчаткой. Заранее предупрежденные жители окрестных домов заклеили окна бумагой. Новое здание построено на фундаменте старого. Именно из-за того, что старое основание не сдалось, в коридорах есть перепады высот с дополнительными лестницами.

«Поле цветущей картошки»
Из фойе, в котором никогда не гостит солнечный свет, экскурсанты поднимаются в гобеленовый зал. По дороге заново оценивают облицовку стен из ракушечника, дубовый паркет и мраморные ступени. Мифологический сюжет в гобеленовом зале задрапирован занавесками. От солнца и, видимо, от глаз детей, для которых тут проводят утренники.

Под занавеской - мифологический сюжет
Особое внимание экскурсовод предлагает обратить на запрокинутое над головой «поле цветущей картошки». Все помещения театра украшены светильниками, выполненными на гродненском стеклозаводе, но на потолке гобеленового зала они цветут особенно пышно. Раз в год, во время театральных каникул, в помещениях театра городят леса и моют арт-объект на потолке.

Сквозь четверную стену
По темному зрительному залу на 548 мест экскурсанты со своим проводником проходят на сцену. Она оказывается и меньше, и больше, чем ожидалось. Где города, сказочные страны, герои и злодеи? Нету. Зато мы видим четыре уровня черных кулис и просторную авансцену. «Черная одежда сцены называется черным кабинетом. Бывает еще белый кабинет, когда покрытие пола и кулисы белые. Наши актеры говорят, что сцена живая, она лечит, - рассказывает Татьяна Николаевна, - Только ступят на сцену – и сразу забывают любые болезни».


В яме
Со сцены мы отправляемся в преисподнюю. Когда-то бобруйский драмтеатр был музкомедией, оркестровая яма была кстати. Сейчас она используется, когда кому-то по сюжету надо провалиться сквозь землю или уйти под воду. Например, в спектакле «Песя и Янко», в детских представлениях.

Подвалу добавляют интриги тусклое освещение, полутораметровая голова Ленина и велосипед, который играл роль в одной из постановок.


Над головами - поворотный механиз сцены. Работает, используется.
Призрак Дунина-Марцинкевича
Есть ли в бобруйском театре призраки? «Мне не встречались, - признается наш экскурсовод, - Даже когда я прихожу на работу в зимних сумерках, тут все равно хорошо и как-то дружелюбно. Если и хочется мне встретить духа, то пусть это был бы Дунин-Марцинкевич. Он же уроженец этих мест. Спросила бы у него, как ему такие потомки, как мы».

Надо отметить, что бобруйский театр – единственный в Беларуси, который поставил все четыре пьесы создателя национальной драматургии. Сам Винцент Дунин-Марцинкевич был не только драматургом, но и играл в своей пьесе «Идиллия».

На складе
25+80
В театре служат 25 актеров и еще 80 работников самых разных специальностей. В здании театра у каждого есть свое рабочее место.
Молодые актеры шумят на малой сцене: идет репетиция комедии «Томми» о подростке-колясочнике (премьера – 16 мая).

Репетиция на малой сцене
В гримерной – никого, зато наготове запас бутафорской крови.

Художник Анатолий Степанович Драко в своем небольшом кабинете на миниатюрной сцене строит макет декораций для будущего спектакля.


Такие макеты есть и в кабинете главрежа Дмитрия Нуянзина.

У театральных портных кипит работа над костюмами к новой постановке той самой «Идиллии». Татьяна Александровна Левчегова, которая шьет театральные костюмы уже третий десяток лет, вспоминает, что прошлая постановка этой пьесы была сделана в нарочито современном прочтении, с трансвеститами в кабриолете. Костюмы к новой «Идиллии» будут выдержаны в национальном стиле, без эпатажа.


Объемом помещений и высотой потолков впечатляют театральная столярка и цех по изготовлению декораций.



Есть склады головных уборов, костюмов и обуви. И целая комната с париками!



С любезного разрешения работников, экскурсантам везде есть ход: и в осветительский, и в звукорежиссерский пункт.


Экскурсия, на которой побывали корреспонденты BOBR.BY – одна из многих, в последние годы это направление работы в театре развивается достаточно активно. Гости могут смело задавать вопросы – историй и ответов у экскурсовода хватит при любом обороте разговора. Надо признаться: мы любим театр, но благодаря экскурсии по закулисью влюбились заново. Наверное, причина в общении с работниками самых разных специальностей, которые заражают своей приверженностью театру.

Много фото из закулисья - в фоторепортаже Елены Фофановой















