Старинные постройки города. Дом Бобруйского ссудосберегательного товарищества
5 июня 2024

Во второй половине ХIХ века тут находились дома купца 1-й гильдии Иосифа Палтова Кацнельсона, после его смерти недвижимое имущество перешло по наследству его вдове Пае-Брайне Мовшевой Кацнельсон. Эта семья на рубеже веков была в числе крупных домовладельцев Бобруйска. После пожара 1902 года на месте сгоревших деревянных построек был выстроен двухэтажный каменный дом для сдачи помещений в аренду, через несколько лет здание стало собственностью ссудо-сберегательного товарищества.
Бобруйское ремесленное и мелкоторговое ссудо-сберегательное товарищество открылось 1 ноября 1901 г. В ссудо-сберегательном товариществе можно было «получить на необременительных условиях ссуды для удовлетворения хозяйственных потребностей», а также «помещать сбережения для приращения из процентов». Средства товарищества составляли членские взносы за пай (размер полного пая, одинаковый для всех членов был определен в 10 рублей) и суммы, которые могли быть пожертвованы. Ко дню открытия товарищества число членов-пайщиков достигло 200. Наиболее состоятельные купцы братья Исаак Израилевич и Яков Израилевич Эстрины, Палтиель Иосифович Кацнельсон внесли для усиления оборотных средств товарищества 2000 рублей. Лесопромышленник Я.И.Эстрин стал председателем правления.
В первые годы существования товарищество арендовало помещения у разных собственников, в том числе в доме Мешеля Ицковича Дайона (который располагался напротив, на другой стороне Муравьевской улицы). Через несколько лет оно прописалось уже на втором этаже собственного каменного дома, который находился совсем рядом, через дорогу.

В 1913 г. товарищество взимало по ссудам до 60 рублей – 8 %, до 150 рублей – 9 %, до 300 рублей – 10 %, платило по текущим счетам – 3,6 %, по срочным вкладам от 4 до 4,5 %. Это товарищество выдавало еврейским торговцам и ремесленникам краткосрочные ссуды на покупку места на рыночной площади, на устройство ремесленного или торгового дела.

Помещения на первом этаже дома на углу Муравьевской и Столыпинской улиц ссудо-сберегательное товарищество сдавало в аренду. Здесь размещался аптекарский магазин Якова Гиршева Вольфсона, который был членом правления товарищества. Служащие магазина предлагали аптекарские и парфюмерные товары, минеральныя воды, резиновые и даже фотографические и оптические товары. По соседству, под вывеской «Специальная суконная торговля» размещался магазин М. Н. Кацнельсона. Здесь можно было приобрести форменное сукно, трико, драп, кастор и другие ткани. Среди ассортимента товаров для бобруйчан ХХI века ткань под названием кастор звучит как что-то экзотическое. А в прошлом столетии из кастора – плотной шерстяной ткани с коротким ворсом с добавлением бобрового пуха - шили зимние пальто и шляпы, офицерские мундиры и шинели. Как и кастор, большая часть тканей в этом магазине была изготовлена в Западной Европе.
На центральную улицу выходили окна еще одного торгового заведения - «Московского магазина часов Б. Гинзбурга». Здесь можно было приобрести карманные, настенные, каминные, настольные и дорожные часы с клеймами немецких и швейцарских фирм. В 1918 году, во время Первой мировой войны, магазин Берки Шендерова Гинзбурга был дважды ограблен (один налет был совершен вооруженными бандитами). Владелец магазина смог вновь закупить товар, хоть и не в полном объеме, и былого процветания уже не достиг.
В начале 1920-х годов в здании на углу улиц Социалистической и К.Либкнехта разместился Госбанк. После переезда банка на Советскую улицу дом стал жилым – в коммунальных квартирах здесь проживали советские служащие.

Источник: Бобруйский краеведческий музей
Автор: Инна Овсейчик















