Особняк купчихи Каценельсон в Бобруйске, особняк купца Каценельсона в Лиепае. Что общего?
21 января 2025

Бобруйчане хорошо знают историю «зеленой библиотеки», как часто называют особняк купчихи Каценельсон с современный адресом ул. Интернациональная, 25. Деревянное здание в стиле модерн было возведено 1912 году на улице Присутственной.


Считается, что его перевезли по частям, возможно, из Латвии по воле купчихи 1-й гильдии Паи-Брайны Каценельсон, занимавшаейся торговлей лесом и известной не только в Российской империи, но и за её пределами.

Купчиха прожила в этом доме с двумя сыновьями и их семьями два года, а затем переехала в Санкт-Петербург вместе с сыном Нисаном. Дом был сдан бобруйской полицейской управе.
После прихода советской власти с ноября 1918 года в доме действовал уездный революционный комитет. После ревкома до 2014 года здесь размещалась Центральная районная библиотека. В настоящее время в этом здании разместилось рекламное агентство.
Давайте сравним два фото, современное и столетней давности, чтобы узнать, как изменился дом. BOBR.BY насчитал четыре отличия. А что заметили вы – пишите в комментариях.


Почему мы предположили, что дом мог быть привезен из Латвии? Дело в том, что семья Каценельсонов имела крепкие деловые связи с этой страной. И в лативийской Лиепае имеется свой дом Каценельсонов, которым гордится весь город. Правда, это особняк купца Каценельсона, а не купчихи. В неоготическом особняке сейчас размещается местный краеведческий музей.

Нисан Каценельсон, сын той самой Паи-Брайны, родился в 1862 году в Бобруйске.

Окончил Берлинский университет со степенью доктора философии, защитив диссертацию в области экспериментальной физики. В 1899-м, на III Всемирном Сионистском конгрессе в Базеле, был избран директором Еврейского колониального банка (Jewish Colonial Trust в Лондоне), который возглавлял до самой смерти. Каценельсон был одним из учредителей «Союза для достижения полного равноправия еврейского народа в России». В 1906-м году стал депутатом Государственной Думы Российской империи I созыва от Курляндской губернии, член Конституционно-демократической партии. В 1910 году возглавил Либавский комитет еврейской эмиграции.


Удивительно, но при такой тревожной и насыщенной политической деятельности у Нисана Каценельсона нашлось время думать о своем доме в Либаве. В 1901-м здание в стиле неоготики было построено, годом позже — пристроено здание для хозяйственных нужд.
Во время Первой мировой войны и германской оккупации в особняке устроил свой штаб и резиденцию генерал Рюдигер фон дер Гольц.
После обретения Латвией независимости Каценельсон с семьей вернулся в свой дом. Дочь Цециллия с мужем Анатолием Левиным тоже здесь жили, у них было двое детей — сын Нисан и дочка София Эстер. Левин занимался экспортом древесины в фирме Kacenelsons. Это было семейным занятием Каценельсонов, вся бобруйская ветвь занималась торговлей лесом и деревообработкой.

Нисан Каценельсон умер в 1923 году, его дочь Цецилия последовала за ним в 1929-м, два года спустя умер и Анатолий Левин. Все они похоронены в еврейской части Ливского кладбища в Лиепае.
В 1934-м особняк на проспекте Курмаяс уже принадлежал Лиепайскому Торговому банку. Год спустя город за 45 тысяч латов перенял его в свою собственность и передал Лиепайскому городскому музею. Музей был торжественно открыт 9 мая 1937 года.
Благодаря тому, что с тех пор особняк принадлежит музею, и счастливо избежал разрушения во время Второй Мировой войны, во внутренних помещениях в значительной степени сохранился оригинальный интерьер — от каминов до декоративной деревянной отделки.



















