Елена Камбурова в Бобруйске
9 сентября 2008

В программе концерта песни, романса, баллады, французский шансон
Чтобы получить возможность провести этот концерт в Беларуси - мы ждали в очереди два года.
И вот наконец-то получили согласие, и в Беларуси состоятся два эксклюзивных концерта - один в Минске, а второй в нашем городе, великой певицы, народной артистки России Елены Камбуровой.
Мы публикуем интервью, которое Елена Антоновна любезно дала для нашего сайта.
Елена Камбурова: «Может, случай нам выпадет счастливый – снова встретимся…»
Она робка, скромна, пуглива, трепетна, ранима, беззащитна. Абсолютно не драйвовая певица.
Ни социальных, ни политических жестов, ни торжественного цирка из своего ремесла не устраивает.
Дмитрий Дибров скажет: "История про Камбурову — это история про искусство тишины"
На концерт Елены Камбуровой я шел с трепетом душевным. Казалось, знаю ее песни всю жизнь. И все-таки она захватывает каждый раз без остатка.
Зал был полон, на концерт попали далеко не все желающие: билеты кончились задолго до начала.
Если про кого-то из певцов и актеров можно говорить, что на сцене он живет, а в жизни играет, то для Елены Камбуровой игра - только на сцене, а в жизни...
Когда она после концерта выходит из гримерки, и тихонько садится у камина, кажется невероятным, что эта женщина заставляла людей в зале плакать и смеяться. Удивительно домашняя, какая-то уютная, с внимательными глазами и доброй улыбкой, она располагает к задушевным разговорам.
Мы живем, не слыша самих себя, живем и не понимаем, что чувствуем, что думаем, под безжалостным натиском того, что называется массовой культурой. Она, Елена Камбурова, помогла мне в тот вечер вернуться к себе. Помогла вспомнить, что наша культура во все времена впитывала все лучшее, что было у других народов. Именно это качество сделало ее культурой мировой.
Камбуровой свойственно разъяснять себя. Все, что вы прочитаете дальше - попытка записать мысли этой необыкновенной женщины, чье творчество стало отдельной страницей в истории нашей культуры.
Мы встретились с Еленой КАМБУРОВОЙ в живописном ботаническом саду в центре Москвы, где все пропитано естественной поэзией. И, может быть, поэтому разговор получился откровенным и поэтичным.
- Елена Антоновна, все сбылось в вашей творческой судьбе?
- Мне нелегко судить, что получилось, состоялось. Но грех Бога гневить, жаловаться. Хотя трудностей было немало. Когда стали много говорить о свободе, я, конечно, надеялась, что, наконец, многие мои песни и моноспектакли увидят свет, прозвучат в большом эфире. Но предоставленной свободой воспользовались люди далеко не самые талантливые, а просто пробивные, нахальные. Эта свобода сегодня в эфире обернулась для нас бедой. Культура песни уничтожена.
- Какое событие в вашей жизни изменило вас?
- Родом я из Новокузнецка. У меня в роду все греки. Но если говорить о духовных корнях, то в самом начале был случай: я увидела концерт Жака Бреля в Театре эстрады. Это все решило. Все стало понятно. Я ведь хотела стать драматической актрисой, а тут поняла, на что способна песня, что она может решать такие большие задачи, какие иной раз и спектаклю не удастся решить.
- Кто ваши зрители?
- К сожалению, за прошедшие десятилетия очень многое уничтожили в художественном фонде народа, вместе с его историческими ценностями, вместе с его вкусом, отсюда непонимание, что есть что.
Мои зрители - это те люди, кто держится, не поддается ощущению сегодняшнего времени, что все покупается и продается, что все измеряется прагматическими идеалами.
- Настоящий шансонье считает себя хоть немножко поэтом?
- Поэзия для меня - это не только стихи. Вот мы с вами сидим на этой прекрасной аллее, сквозь резные листья винограда видна зеленая трава. Эту картину, которую написала природа, трудно сделать прекраснее. И это поэзия. Поэзию можно находить повсюду - в улыбках, глазах людей, просто в зеленой траве. Поэт - не обязательно человек, пишущий стихи, это умение смотреть на мир, чувствовать его.
- Что для вас первично - чувство или знание?
- Конечно, чувство. Когда я выбираю для себя стихи или музыку, важно ощущение, чтобы мурашки по коже побежали, захватило, взволновало.. И если я выхожу петь, стараюсь прежде всего донести определенные чувства, ощущения.
- Вы следите за тем, что происходит сегодня в искусстве?
- Развлечения бывают разные. К сожалению, сегодня многие выбирают худшие из них - плохой цирк, притон с кабаре - словом, предельную пошлость. Люди охотно читают "желтую" прессу, смотрят телевизор, экран которого просто задавлен пошлостью. Душа должна жаждать полета, красоты. А ее каждодневно унижают низменным и пошлым. И это боль нашего времени.
- Какие чувства у вас вызывает нынешнее время?
- Тоску, грусть. И корень всего, что происходит в нашей стране, я уверена, в отсутствии культуры. Если с детства закладываются основы культуры в душе человека, кем бы он потом ни стал - банкиром, президентом, музыкантом, слесарем, - будут жить совесть и благородство. Он не сможет остаться равнодушным, если люди рядом терпят бедствие. Он будет стараться сделать все возможное, чтобы им помочь. А у нас люди гибнут и в буквальном, и в переносном смысле на глазах у госчиновников. Пенсионерам порой просто нечего есть, они оказались на обочине жизни и ведут борьбу за существование.
Но мой мир внутри себя я стараюсь сохранять. Потому что если я буду жить в этой ненависти и каждый день говорить: какой ужас, какой кошмар! - я погибну как художник. Наша Земля устала, и ее "клеточки", люди, психически издерганы. И тем не менее сколько сохраняется оазисов - и в природе, и в душах людских. Какие люди иногда заходят за кулисы, какие у них глаза! Ради этого стоит жить, творить, петь...
Почему Камбурова не стала российской Пиаф?
Наверное, потому, что ее песни не застревают в сознании, вроде шлягера "Сим, Сим, откройся, Сим, Сим, отдайся".
Для полноценного восприятия Е.Камбуровой нужна серьезная работа души. Совсем по Заболоцкому: "Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь".
С уважением
Продюсерский центр "Кифа"














