Анонимно и бесплатно. Какую помощь могут найти родственники алкоголиков в Бобруйске?
13 августа 2024
1546
Возможно, вы слышали о действующих в Бобруйске группах Анонимных Алкоголиков, которые объединяют людей, желающих бросить пить. На встречах они делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами, чтобы решить общую проблему.
А что насчет близких и родных, что живут с людьми, больными алкоголизмом и испытывают большие страдания, часто замыкаясь в своем горе, скрывая его от окружающих? Они тоже могут найти поддержку на групповых встречах. В Бобруйске действует группа самоподдержки родственников алкоголиков – анонимная и бесплатная. Корреспондент BOBR.BY побывала на одной такой встрече.
Что там происходит и чем там могут помочь?
Итак, воскресенье, 15.00, за общим столом собралось шесть женщин. На столе чай, конфеты, книги и памятка с «12 шагами». Эта памятка лежит в основе помощи. Ею пользуются выздоравливающие анонимные алкоголики, ею руководствуются также их родные созависимые люди.
Что такое созависимость? В психологии это теория, описывающая неблагополучные отношения, в которых один из партнеров своим поведением способствует саморазрушительному поведению другого человека, например: развитие и обострение зависимостей любого вида.
Основа работы – программа 12 шагов, руководство к действию. Например, среди этих действий – бесстрашно оценить свою жизнь с нравственной точки зрения, признать истинную природу своих заблуждений, вспомнить людей, которым причинен вред – и возместить нанесенный ущерб. У каждой из собравшихся был свой самый сложный шаг. Вот несколько историй.
Ирина Н.: «Когда муж умер, я решила, что проблем у меня больше не будет»
- Я пришла сюда от безысходности, которая длилась годами. Родители были «культурно пьющие». Мама повторяла: у нас нормальная семья. Но даже ребенком я понимала, что это не так. У меня была попытка суицида. Мой муж был алкоголиком. Он меня не бил, но тревожило, что он всегда пьян и в таком состоянии подожжет дом или оставит не закрытой дверь. В какой-то момент я перестала ему помогать, жалеть. Подумала: пусть достигает дна сам. Осталась только жалость к себе и дочери. Мы развелась, муж съехал из моей квартиры к своей маме. И вскоре погиб от алкоголя.
Когда он умер, я решила, что у меня больше проблем не будет. И год жила нормально. А потом меня накрыло мраком. Пришли страх, тревога, тоска.
Было очевидно, что я не в порядке. Читала, думала, искала причины своего состояния. Определила, что я созависимая.
Нашла группу для родственников анонимных алкоголиков в Санкт-Петербурге. Мне там посоветовали поискать помощь на месте, в Бобруйске.
Для меня самым сложным был первый шаг из 12-ти: признать свое бессилие. Бессилие, когда искренне вручаешь себя Богу, как ты его понимаешь. Я до этого 20 лет ходила в церковь, но вера моя была неглубокая.
Благодаря пути из 12-ти шагов ушли тяжелые состояния. В жизни появилась радость, мне удается жить сегодняшним днем, здесь и сейчас.
Очень важно, что я перестала воровать жизнь у дочери. Навязывать ей интересы, душить вниманием, проживать ее жизнь. Завела себе хобби – теперь она меня спрашивает: а чем ты, мама, занимаешься, что еще придумала? У нас хорошие отношения, я ей горжусь. Она уже совсем большая, живет в другом городе.
Татьяна: «Мужа я люблю и принимаю. А его алкоголизм – нет»
- Больше четырех лет я посещаю программу. И могу смело сказать: жизнь разделилась на «до» и «после». Как считал Шариков из «Собачьего сердца»: главное событие в моей жизни, что я сюда попал.
Больше 20-ти лет я прожила с употребляющим мужем. Перепробовала все возможные способы, чтобы он бросил пить. Но по законам жанра все только усугублялось.
Теперь я понимаю, что в какой-то момент начала уходить в изоляцию. Не могла никак отвлечься от своей проблемы.
Сюда я пришла с мыслью: вот тут-то я пойму, как сделать так, чтобы муж бросил пить.
Придя в программу, я поняла, что никогда не брала настоящей ответственности за себя, не была самостоятельной личностью. От вопросов, жизненных задач я пряталась – все решали родители, затем муж. Причем внешне у меня была активная жизненная позиция.
Чтобы изменить свою жизнь, надо меняться самой, менять свои действия. Это было очень нелегко. Муж продолжал вести себя по-старому. Но если раньше я позволяла себя бить – лишь бы никто не узнал, то теперь стала вызывать милицию.
Я взяла на себя ответственность за свою жизнь, а мужу доверила ответственность за его.
А еще разделила его и его болезнь. Мужа я люблю и принимаю. Болезнь – нет. Но это его дело, больше я не устраивала скандалов из-за его пьянства. Сейчас он уже больше года посещает группу Анонимных Алкоголиков и прекратил пить. Но я не контролирую – пошел он на поддерживающую встречу или нет. Не прячу алкоголь, он есть дома в открытом доступе. Главное, у меня прошел страх: будет муж пить или нет. Теперь за это отвечает он.
Был и материнский ужас: что, если сын станет, как отец, алкоголиком? Сейчас сын живет отдельно – он самостоятельный взрослый человек. Убирает, готовит, отвечает сам за себя. А меня оставил и этот страх.
Ирина М.: «Помню, как была поражена, когда мои дети впервые пришли пьяные домой»
- В моей семье были проблемы с алкоголем, поколениями. Отец – алкоголик, и трое его братьев – алкоголики, побывавшие в тюрьме. Насилие, брань, рукоприкладство – это я видела с детства. Духовно-нравственная основа была искажена. Естественно, все это перенесла и в свою семью. Помню, как была поражена, когда мои сыновья, еще детьми, начали браниться матом. Когда впервые пришли пьяные домой. Думала – перебесятся. Но, конечно, случилось не так.
Все это последствия безнравственной, бездуховной жизни всего рода. Мне не нравилась такая жизнь. Я решила начать с себя.
До прихода в программу у меня не было духовной жизни. Все отношения строились на страхе или на корысти. Найти духовные интересы мне помогла программа – но не сразу. Я повторяла себе: я больной человек. А программа, наши встречи показали – это нерешающий фактор. Можно жить по-другому. Поменять разрушающие привычки на противоположные. Обходиться без лжи, мести, зависти, сплетен. Но это трудно. Представляю, как Бог смеялся, когда я у него требовала: научи, покажи, что делать. И не видела его ответов мне, хотя он показывал и учил: через книгу, через человека. Со временем я научилась видеть.
Зинаида: «Теперь у нас дома тихо»
- У меня в семье проблемы с алкоголем. Муж – пьяница. И я считала, что проблема в нем. Но придя на программу, я поняла, что у него свои проблемы, а у меня свои. Моя склонность к созависимости из детства. Всегда была трусихой, всегда себя чувствовала отдельно от всех людей, другой. К тому же мне было не свойственно действовать.
Пришлось менять мышление. Я училась поступать, размышлять по-другому. Благодаря программе 12 шагов я менялась сама и менялись отношения дома. Избавляюсь от страха маленькими шагами. Обрела силу сказать: я не пойду за водкой. Научилась разговаривать. Раньше не могла спокойно решать вопросы. Теперь у нас дома тихо. Развелась с мужем. Сейчас нас с ребенком сняли с СОП.
А еще я нашла Бога. Хотя до этого столько лет проходила в церковь – и детей с собой насильно водила. При этом, придя из храма, могла учинить скандал. Сейчас стало понятно, что, когда человек в злобе - рядом Бога нет.
Антонина: «Всю свою жизнь способствовала алкоголизму сына: спасала, выручала, делала то, что для него было совершенно неполезно»
- Когда я пришла сюда пять лет назад, я надеялась, что тут мне расскажут, как заставить сына бросить пить. Слушала внимательно – вот-вот услышу. Помню, говорили о Боге. А я атеистка – так и сказала. Меня успокоили: атеистом 12 шагов тоже подойдут.
Я поняла, что бессильна. И что я всю свою жизнь способствовала алкоголизму сына: спасала, выручала, делала то, что для него было совершенно неполезно. Поняла, что потеряла свою жизнь. Когда меня спрашивали «как дела?», я рассказывала только про сына. Через два месяца встреч я нашла наставника и начала проходить программу. Очень медленно, и не сразу все понимая.
Прочитала много книг по психологии – но в моем случае надо не читать, а действовать.
И первым действием был отказ от выдачи сигарет. Ему 40 лет, а я каждый день ему выдаю сигареты! Понимала, что это неправильно – а как не выдавать? И в один прекрасный день я сказала: ты уже взрослый. Денег нет - не кури. Страшно было в первый раз. Он кричал, скандалил: «Тебя научили!» Да, научили. «Ты из ума выжила!» Конечно, в моем возрасте давно пора. А потом мне стало не страшно. Научилась говорить «нет». И почувствовала, что могу жить в душевном спокойствии. А если нет сил сказать «нет» - молчу, жду, когда появятся.
Что происходит на встречах?
Собрание начинается с чтения вслух 12 шагов – читают все по очереди. Затем у собравшихся есть возможность высказаться – поделится радостью или сомнениями, попросить обратной связи у людей со схожим опытом. Еще один прием совместной работы группы – чтение литературы, посвященной духовному развитию. Проходит это так: ведущий встречи или другой член группы читает фрагмент книги, а затем каждый из присутствующих рассказывает, какими эмоциями или мыслями ему откликнулось прочитанное. Принято не перебивать говорящего и относиться друг к другу приветливо и с уважением.
Так сложилось, что большинство нынешних участниц сообщества – практикующие православные христианки. Но духовность не равна религиозности – подчеркивают женщины. Участник такой группы может исповедовать любую религию или даже быть атеистом.
Каждая из присутствующих на встрече признает: менять себя – это тяжелый, изнурительный труд. Сложно разрушать ошибочные стереотипы, на которые опиралась вся жизнь. Но когда человек перестраивается внутри – меняется все снаружи. И дома, и в ближнем круге общения, и на работе. «Раньше я была козлом отпущения на работе: директор вымещал негатив на мне. По поводу и без повода. Когда я вышла из позиции вечно виноватой жертвы, меня больше не трогают» - делится Татьяна.
А что с пьющими родственниками? Они живут свою жизнь и отныне несут за нее персональную ответственность. Многим такого изменения в поведении близкого человека достаточно, чтобы ушли тяжелые разрушительные конфликты и бытовой ад.
За 10 лет существования через группу прошло больше 50 человек. Кто-то задерживался на годы, кто-то приходил один раз. «Думаю, что 50 - не так много, - делится Антонина, - Мы обращаемся в городскую наркологию, просим: напомните, расскажите о нас. Общаемся с родственниками алкоголиков. По договорённости оставляем наши визитки в аптеках, расклеиваем уличные объявления. Но когда поступают звонки, люди сразу спрашивают: что делать, чтобы он (или она) перестали пить? А у нас ответа на этот вопрос нет».
«Когда я начала себя воспитывать с помощью программы, когда моя жизнь стала меняться – я хотела о ней кричать на каждом углу», - вспоминает Ирина М. Но только сам человек способен пройти шаги, и первые 12 шагов – не последние. Это путь длиною в жизнь.
Анонимная и бесплатная группа Ал-Анон, содружество родственников и друзей алкоголиков, которые делятся друг с другом своим опытом, силой и надеждой, собирается в Бобруйске:
вт. 17.00-19.00 ТЦСОН Первомайского района, ул. 50 лет ВЛКСМ, 19
пт. 17.00-19.00 ТЦСОН Ленинского района, ул. К. Либкнехта, 58
вс. 15.00-17.00 Храм иконы Божией Матери «Целительница» (подвальное помещение), ул. М. Лынькова, 20
+375444762432
+375295371399
Фото носят иллюстративный характер
Всего комментариев 0
Поделиться:
Другие новости раздела
Идёт обмен данными...