close.svg

Авторизация

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь

Винцент Дунин-Марцинкевич,

родился 4 февраля 1808 года в Бобруйском уезде. Умер 29 декабря 1884 года.

Псевдоним Навум Прыгаворка. 


Винцент Дунин-Марцинкевич происходил из небогатой белорусской шляхты. Родился он в 1808 году недалеко от Бобруйска в фольварке Панюшкевичи в семье мелкого дворянина-арендатора. Там же, на берегах Березины прошло его детство. Учился Винцент сперва в Бобруйской поветовой школе, затем в Вильно на медицинском факультете. Высшее образование получить не удалось. Надо было зарабатывать на жизнь. С 1831 г. будущий классик белорусской литературы служит мелким чиновником в различных учреждениях Минска. В 1840 г. он приобретает небольшой фольварк Лютинку (Малая Лютинка), где и живёт до самой своей смерти в 1884 году, изредка наведываясь в Минск.
Тут в Люцинке он написал большинство своих произведений. Одно из них "Люцинка, или Шведы в Литве" связано с местной легендой, которая гласит, что некогда здесь был иезуитский монастырь, до основания разрушенный шведами за отказ монахов выдать свои богатства. Эти сокровища до сих пор не найдены, и спрятаны они где-то в окрестностях Люцинки.
К сожалению, следов прошлого в деревне почти не осталось, только на месте бывшей усадьбы писателя не так давно был установлен мемориальный знак.
Лишь однажды относительно спокойная жизнь В. Дунина-Марцинкевича была прервана: в 1864 году, после подавления национально-освободительного восстания под предводительством К. Калиновского писатель был арестован и более года просидел в минской тюрьме. Его обвиняли в написании воззваний к крестьянам на белорусском языке. Однако, доказать это царским чиновникам не удалось. Дунин-Марцинкевич был освобождён из-под ареста, однако почти до конца жизни находился под надзором полиции. До конца своих дней В. Дунин-Марцинкевич продолжал писать. Его литературная деятельность продолжалась около сорока лет. Она делится на два примерно равных по продолжительности, но очень различных по своему характеру периода: до восстания 1863 – 1864 гг. и после него. К сожалению, далеко не всё написанное В. Дуниным-Марцинкевичем сохранилось до наших дней. Значительная часть его наследия утрачена. Однако, даже то, что дошло до нас поражает своим объёмом и разнообразием: здесь и поэмы, и комедии, и сатирические стихотворения.
Пісаў па-беларуску і па-польску. Творчую дзейнасць пачаў з оперных лібрэта, першыя з якіх не захаваліся. У 1846 у Вільні надрукаваны яго драматычны твор "Сялянка" ("Ідылія"; пастаноўка ажыццёўлена ў Мінску ў 1852). У 1850-я гады стварыў шэраг паэтычных твораў, вершаваных аповесцей і апавяданняў - "Вечарніцы" і "Гапон" (1855), "Купала" (1856), "Шчароўскія дажынкі" (1857), "Травіца брат-сястрыца" і "Быліцы, расказы Навума" (нап. 1857). Пісаў таксама творы на польскай мове: "Благаславёная сям’я" і "Славяне ў ХІХ ст." (1856). У 1859 пераклаў на беларускую мову паэму А.Міцкевіча "Пан Тадэвуш". Арганізаваў тэатральную трупу - першы беларускі тэатр, які наладжваў спектаклі ў Люцынцы, а таксама ў Мінску, Бабруйску і інш. месцах. У 1860-70-я гады напісаў камедыі "Пінская шляхта" і "Залёты". Значная частка яго твораў, у т.л. камедыі, не ўбачылі свету пры жыцці аўтара.

dunin_d2  Похоронен в старинном урочище Тупальщина. Это очень давнее место захоронений, которому несколько сотен лет. На отдельных надмогильных камнях видны древние знаки, которые тяжело объяснить даже специалистам. Кроме того, на кладбище сохранилось целыми и в полуразрушенном состоянии много шляхетских захоронений, некоторые из них решены в виде обелисков. В центре этого небольшого погоста возвышается красивая каменная часовня, построенная в 1852 году в стиле неоготики. В настоящее время тут установлен бюст основателя современной белорусской литературы.
Рядом с Дуниным-Марцинкевичем захоронены его жена и дочки, а по соседству видны надгробия Жабровских - близких приятелей писателя, которые, между прочим, построили и упомянутую выше часовню. Усадьба Жабровских была неподалеку отсюда: метрах в двухстах по направлению к Падневичам, слева от дороги в сторону реки. Тут и сейчас сохранились старые деревья, в тени которых прятался шляхетский двор. Именно от этой усадьбы, которая называлась Тупальщиной, и пошло название местности. Кстати, во время восстания 1863 года Тупальщина была местом сбора повстанцев.

использован материал с сайта probelarus.ru

Бобруйская крепость – памятник истории и архитектуры Х1Х в. - один из центральных памятников истории города. Она возводилась на территории старого города для обороны западных границ России. Строительство велось по проекту и под руководством инженера Карла Оппермана.

Карл Опперман родился в 1765 году в немецком городе Дармштадте. В 1783 г. (в 18 лет) он обратился к российской императрице Екатерине 11 с прошением о принятии в российское подданство и был принят в качестве инженера в Российский инженерный корпус. Участвуя в военных действиях, как специалист по фортификации, К. Опперман завоевал репутацию одаренного инженера. В 1809 г. его назначают инспектором инженерного корпуса. В 1810-1811 г.г. генерал-майор К. Опперман руководил строительством крепостей в г. Динабурге и г. Бобруйске. В 1829 году Николай 1 присвоил ему графский титул, через год – наградил высшим орденом Св. Андрея Первозванного. После смерти графа К. Оппермана в 1831 г. его имя было присвоено новой оборонительной башне в Бобруйской крепости.

20 июня 1810 года императором Александром 1 был утверждён план Бобруйской крепости, разработанный К. Опперманом. По плану предполагалось, что под крепость отходила вся территория исторически сложившегося города на правом берегу Березины. Для жителей отводилась свободная земля вокруг крепости, там были запроектированы форштадты.

Официальной датой заложения Бобруйской крепости считается 4 июня 1810 года. Максимально были использованы старинные каменные здания, например бывший иезуитский костёл.

Работы велись интенсивно и к концу 1811 года все форты, направленные на север, запад и юг, обладали уже внушительной оборонительной силой. Основная оборонная линия крепости состояла из 8 бастионов. Бобруйскую крепость причислили к первому классу оборонительных сооружений Российской империи, она считалась одной из лучших, так как была оснащена по последнему слову европейского военного искусства периода развития гладкоствольной артиллерии. Её возводили тысячи солдат и крепостных крестьян Могилёвской, Минской, Черниговской губерний. Материалы доставлялись с Украины, Карелии, Кавказа, Урала.

К началу войны 1812 года на вооружение крепости было поставлено более 300 орудий, гарнизон её насчитывал около 4 тысяч человек. Крепость считалась важным опорным пунктом русской армии на пути южного стратегического фланга наполеоновских войск. В начале войны 1812 года она сыграла значительную роль в обеспечении движения 2-ой Западной армии Петра Ивановича Багратиона. За время нахождения в Бобруйске 6-8 июля 1812 г. 2-ая армия пополнила здесь запасы продовольствия, получила подкрепление (около 1,5 тыс. человек), оставила в крепости больных и раненых, что позволило ей благополучно соединиться с 1-ой армией под командованием Барклая де Толли в Смоленске. В течение четырёх последующих месяцев (июль-ноябрь) Бобруйская крепость была блокирована польским корпусом генерала Домбровского. Активные боевые действия вокруг города, за исключением стычек небольших разъездов на дальних подходах к цитадели, не велись. Тем не менее, военными историками отмечается важная роль Бобруйской фортеции в войне 1812 г. «Ни одна крепость России никогда не была столь полезною, как Бобруйск в 1812 году».

После войны строительство крепости продолжалось. В 1817 г. Бобруйск посетил император Александр 1, высказавший пожелание об устройстве прямых улиц, бульваров. На втором этапе строительства (1812-1855 г.г.) территория крепости увеличилась, были возведены дополнительные укрепления.

В 1817 г. для повышения обороноспособности крепости было решено построить за р. Бобруйкой отдельное мощное Нагорное укрепление. В 1820 г. великий князь Николай Павлович приехал в Бобруйск. Во время поездки его сопровождал прусский инженер генерал Раух, в присутствии которого к воротам Нагорного укрепления была в торжественной обстановке прибита доска с надписью «форт Фридрих Вильгельм» (в честь прусского императора).

В архитектурном оформлении зданий крепости были использованы элементы стиля классицизм (архитектор А. Штауберт). Особенно впечатлял ансамбль парадной Соборной площади с домом коменданта, зданиями штаба, госпиталя, собором Александра Невского.

Первым комендантом крепости был Карл Карлович Берг (с1810 по 1830 гг.). При нем начинались строительные работы и продолжались после окончания войны 1812 г. При К. Берге Бобруйская крепость стала одной из тюрем для политзаключенных в России. Похоронен комендант Берг на Минском кладбище в г. Бобруйске.

С Бобруйском связаны события декабристского движения в России. В крепости была расквартирована 9-ая пехотная дивизия, среди офицеров которой были члены тайных обществ. Именно здесь в мае 1823 г. был разработан «Бобруйский план» вооружённого восстания, который предусматривал арест императора Александра 1 во время смотра войск в крепости. Известны авторы проекта: офицеры С. Муравьёв-Апостол, М. Бестужев-Рюмин. Однако руководителями Южного общества план был отклонён «ввиду его недостаточной подготовленности».

В крепости служили будущие декабристы: командир Полтавского полка В.Тизенгаузен, командир Алексопольского полка И.Повало- Швейковский, командир роты 18-го егерского полка В.Норов и др.

После подавления восстания на Сенатской площади здесь отбывали наказание В.Дивов, М.Бодиско, С.Трусов, В.Норов и др. Комендантом Бобруйской крепости в 1865-1868 г.г. был Михаил Иванович Пущин.

Во второй половине 19 в. крепость утрачивает своё стратегическое значение и с 1886 г. становится крепостью-складом. С 1897 г. крепость снимается с учёта как стратегическая единица и в ней размещается дисциплинарный батальон для нижних чинов армии и флота.

В 1892 году из Кавказского военного округа была передислоцирована 40-я пехотная дивизия. Два её полка - Имеретенский и Кутаисский вместе со штабом дивизии были размещены в Бобруйске. Для Кутаисского полка между городом и крепостью был построен казарменный городок. До 1915 года в крепости находился передовой артиллерийский запас армий Западного фронта.

В период белопольской оккупации с июня 1919 г. по июль 1920 г. интервенты создали в крепости концлагерь для пленных красноармейцев, где были ужасающие условия содержания для узников. В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики разместили здесь крупный концентрационный лагерь для советских военнопленных №131. В ночь на 7 ноября 1941 г. фашисты спровоцировали пожар в казармах крепости и расстреляли около 7 тысяч военнопленых.

Крепость в городе Бобруйске является памятником фортификационного искусства первой половины Х1Х века. Бобруйская крепость представляет собой комплекс памятников фортификационного и градостроительного искусства. На протяжении всей её истории крепость использовалась как военный объект. Долговременные оборонительные постройки были сделаны из кирпича, имели сводчатые перекрытия, бойницы. На территории Беларуси такого типа крепостей только две – Бобруйская и Брестская (при этом в Брестской крепости отсутствуют некоторые типы укреплений, которые сохранились в Бобруйской крепости). Сохранившиеся казематированные и земляные укрепления являются памятниками военной архитектуры. Военные и гражданские здания на территории крепости решены в едином стиле – классическом и являются примером ансамблевой застройки территории.

Бобруйская крепость является и памятником истории, имеющим отношение к войне 1812 года, движению декабристов, гражданской войне и Великой Отечественной войне.

В 2002 году памятник истории и архитектуры «Бобруйская крепость» внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, отнесен к ценностям, имеющим республиканское значение. В будущем, после проведения реконструкции и реставрационных работ, видится внесение данного крепостного ансамбля в Список мирового наследия.

Крепость на Березине, изучение её почти двухсотлетней истории имеет огромное, непреходящее значение в гражданско - патриотическом воспитании жителей города, учащейся молодёжи. Особенно важно это и для воинов Республики Беларусь, проходящих службу в одной из воинских частей, дислоцирующейся в настоящее время на её территории, которые свято чтят и поддерживают военно-патриотические традиции, завоёванные в боях и переданные им отцами и дедами.

Большая работа в направлении изучения истории крепости, идентификации сохранившихся укреплений и сооружений, популяризации знаний по её истории ведётся средствами краеведения Бобруйским краеведческим музеем, учреждениями культуры города. Создана новая экспозиция краеведческого музея, посвящённая истории крепости. Разработан маршрут пешеходной экскурсии по крепости. При городской библиотеке № 4 действует музей на общественных началах «Бобруйская крепость» и клуб «Искатель», члены которого изучают историю крепости в целом и историю отдельных сооружений.

ГРАМОТА

Владислава Ягеллона данная им брату своему, Скиригайлу Олгердовичу , на Троцкую область с принадлежностями… «Владислав, Божиею милостию, Король Польский и Литовский и Руский и иных земель Государь,чиним славно и знаемо и даем ведомо всем, кто копию сию грамоту видеть… Яз ( г.зн. Владислав Ягеллон) и с своим братом со князем Скиригайлом умыслили и обещаем … в Литовской земле княженье Троцкое… також на Руской стороне город Менеск, Литовскагож Княжения весь и со всеми людьми и с землею и со всякой пошлиною и доходом и Князи служебные , тым всем володети Князю Скиригайлу брату нашему, також волость Свислочь и … також Бобруеск обе половины и с данью и с землею с людьми и со всеми доходы… На сем на всем дал есть правду крепкую брату своему Князю Скиргайлу…на тож дали есмы с сию грамоту и подъ нашею печатью зависитою,… а кончано и написано в…первую неделю по Святом Марку Евангелисте (г. зн. 28 октября -красавик ) под леты Божьими (1387)»

Заслуженное признание Евгений Карлович Тикоцкий получил как создатель крупных оперных и симфонических произведений. Он является автором одной из первых белорусских опер — народно-героической музыкальной драмы «Михась Подгорный», написанной в лучших традициях русской классической оперы. Вместе с тем белорусская народная песня пронизывает всю ткань партитуры оперы и является музыкально-драматургической основой произведения. При этом композитор отходит от пассивного цитирования фольклора и показывает примеры смелого творческого обращения с ним. Такими же качествами отличается и еще одно произведение Тикоцкого — опера «Алеся».
В шести своих симфониях композитор стремился воплотить историю и современную жизнь белорусского народа, его борьбу за лучшие идеалы человечества. Широко используя в этих произведениях принципы и традиции классического симфонизма, Е. Тикоцкий обогащает их лучшими достижениями оркестровой музыки советских композиторов, опираясь при этом на народную песню и танец, фольклор революционного подполья и советского времени. Это придает симфонической музыке композитора мелодическую выразительность и демократичность языка. Большинство симфоний Е. Тикоцкого представляют собой развернутые сонатно-симфонические циклы, но иногда с отклонением от классических схем. Широкое симфоническое и вариационное развитие материала, многочисленные приемы полифонии обогащают музыкальную ткань симфоний композитора, а его оркестровая палитра, нередко включающая белорусские народные инструменты, богата и по-народпому красочна. За годы своей творческой деятельности у Е. Тикоцкого выработался собственный оригинальный стиль, основанный на реалистических принципах, далеких от модных «новаций», и проникнутый ароматом белорусского народно-музыкального колорита. Многие эпизоды симфоний композитора то эмоционально-сдержанны, то проникнуты мягким лирическим настроением, то народным юмором, то напряженным, глубоким драматизмом. Благодаря этому искренняя песенная музыка Е. Тикоцкого всегда привлекает и волнует слушателей.

Е. К. Тикоцкий родился в Петербурге в 1893 году в семье военного моряка. Способности к музыке проявились у него уже в годы занятий в Кронштадской гимназии, после окончания которой юноша поступает в музыкальное училище Бонч-Бруевича и начинает писать небольшие пьесы для фортепиано, романсы, пробует гармонизовать русские народные поспи. Однако начинается империалистическая война, и он попадает на фронт. Летом 1919 года Е. Тикоцкий вступает в ряды Красной Армии, а осенью направляется па западный фронт, где принимает участие в освобождении Белоруссии от болополяков. А когда война, отгремев, затихла у границ молодого Советского государства, композитор решил навсегда связать свою судьбу с республикой, в освобождении которой принимал непосредственное участие.

В Бобруйске Е. Тикоцкий продолжает работать в красноармейской самодеятельности, пишет, му¬зыку для армейского театра. В 1934 году композитор переезжает в Минск, и перед ним открывается широкое поле деятельности. Он оформляет музыкой радиопостановки, работает педагогом музыкальной школы, заканчивает свою оперу «Михась Подгорный».
Во время Великой Отечественной войны Тикоцкий пишет ряд песен и романсов, работает над оперой о героической партизанской борьбе белорусского народа с фашистскими захватчиками. Так, совместно с либреттистом П. Бровкой он создает героическую партизанскую оперу «Алеся», поставленную одной из первых в освобожденном от вражеской оккупации Минске. На протяжении следующих лет композитор неоднократно возвращался к ней и создал шесть редакций оперы. Музыкальные характеристики положительных героев спектакля основаны на интонациях и ритмах национального фольклора и имеют ясно выраженную реалистическую окраску. Опера взволнованно, с большим эмоциональным подъемом передает пафос всенародной борьбы за свободу и независимость народа и благодаря этому пользуется неизменным успехом у слушателей. В 1968 году за оперу «Алеся» композитор был удостоен Государственной премии Белорусской ССР.
Послевоенный период самый плодотворный в творческой и общественной биографии композитора. Он много пишет, работает педагогом музыкальной школы-десятилетки, художественным руководителем Белгосфилармонии, консультирует творчество самодеятельных коллективов и возглавляет Союз композиторов Белоруссии.
Е. К. Тикоцкий — член КПСС, член Союза композиторов СССР, с 1948 года — член правления Союза композиторов СССР. Он был депутатом Верховного Совета Белорусской ССР четвертого и пятого созывов. В 1955 году Е. Тикоцкому присвоено почетное звание народного артиста Союза ССР. Он награжден орденом Ленина (1944), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1949), орденом «Знак Почета» (1964) и медалями СССР.
Умер композитор 24 ноября 1970 года.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИИ Е. К. ТИКОЦКОГО

ОПЕРЫ
«Михась Подгорный» (поставлена Белорусским го¬сударственным театром оперы и балета в 1939 г.).
«Алеся» (поставлена БГТОБ в 1944 году). На музыкальном материале оперы был создай спек¬такль «Девушка из Полесья» (поставлен БГТОБ в 1952 году). Новая редакция оперы «Алеся» была осуществлена БГТОБ в 1967 году.
«Зоряика» («Анна Громова», 1969 год, клавир).

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМЕДИИ
«Кухня святости» («Миллион Антониев») (постав¬лена театром Центрального Совета профессиональ¬ных Союзов Белоруссии в 1939 году в Бобруйске).

ВОКАЛЬНО-СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Героическая поэма «Буревестник» (1918, вторая редакция 1936, третья редакция 1946). Три хора из оратории «Ленин» (1946). Оратория «Освобождение» (1939).

ДЛЯ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
Шесть симфоний (1929, 1940—1941, вторая редакция 1946; 1948, 1955, 1958, 1963). Симфонические поэмы: «50 лет» (1966), «Благодарность» (1949). Увертюры: «Праздник на Полесье» (1953), «Слава» (1961). Концерты: для тромбона и оркестра (1934), для фортепиано и оркестра (1954).

КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА
Фортепианное трио (1934). Соната для фортепиано (1961). Пьесы для струнного квартета, унисона скрипок, виолончели и ф-но, двух ф-но в 8 рук и другие.
Кроме этого, композитор создал много хоров без сопровождения на слова М. Тапка, Я. Купалы, В. Дубовки, А. Деружинского и других поэтов; романсы для голоса с фортепиано (баллады «Фея», «Пять ночей и дней», «Разбойник», «Самолету «Максим Горький», «Перепелочка» и другие); произведений для оркестра белорусских народных инструментов (Сюита па темы белорусских народных песен (1952), Концерт для фортепиано и народного оркестра, 12 вариаций на белорусскую народную тому); написал музыку почти к пяти десяткам спектаклей драматических театров и кинофильмов.




С именем народного артиста республики Владимира Владимировича Оловникова связаны самые яркие достижения в песенном творчестве Белоруссии. Пламенными, взволнованными звуковыми фресками запечатлели его песни подвиги белорусских героев — Гастелло, Доватора, Заслонова, героев Брестской крепости, белорусских партизан; животворной бодростью напоены его песни о труде, счастливой, мирной жизни. Песням Оловникова не свойственна интимная сосредоточенность, замкнутость. Их поют хором, потому что они объединяют чувства многих людей, для них характерны эмоциональная открытость, гражданственность тона. Песня композитора «Отчизна моя дорогая» стала позывными белорусского радио, а песня «Ой, березы и сосны» вошла в «Антологию белорусских народных песен».
Родился В. Оловников в г. Бобруйске в 1919 году, там же он получил начальное образование. После окончания Минского музыкального техникума (1934—1937) Оловников продолжает образование в Белорусской государственной консерватории под руководством профессора В. Золотарева. Занятия у этого видного педагога и композитора способствовали не только развитию творческого дарования Оловникова, но и формированию его художественного мировоззрения.
С 1941 года В. Оловников — член Союза композиторов Белоруссии. К этому времени в его творческом багаже уже Первая симфония, фортепианные пьесы, романсы, песни и другие сочинения.
Великая Отечественная война, казалось бы, прервала творческую деятельность композитора. Вступив добровольцем в ряды Советской Армии, он прошел трудный путь по военным дорогам от Сталинграда до Берлина. Но никакие события не могут остановить творческий процесс в душе художника. Все виденное и пережитое в годы войны вылилось в ряд ярких, волнующих произведений послевоенного периода. Появляются его замечательные песни о героях Великой Отечественной войны, о белорусских партизанах, а также крупные симфонические произведения — поэмы «Партизанская быль», «Нарочь» и др.
Трудовая, созидательная жизнь победившего народа захватывает композитора. Работу в консерватории он совмещает с активной общественной деятельностью: много времени отдает эстетическому воспитанию рабочих Минского автозавода, тракторного завода, консультирует самодеятельных композиторов. В результате этого общения появились такие песни, как «Марш автозаводцев», «На тракторном сосны шумят», «Песня Заводского района», «Песня молодых строителей» и др.
Музыкальная лексика Оловникова доходчива, проста. Но эта простота сложна по синтезу обобщенных в ней интонаций, которые органично сочетают в себе народную песенность с характером и строем современного городского музыкального языка. Яркая творческая индивидуальность композитора проявляется в песнях героического плана, эмоционально насыщенных, динамичных. Пронизанные сквозной ритмической пульсацией, эти песни, куплетные по форме, воспринимаются как цельные, картинно выразительные композиции. Таковы «Песня о Брестской крепости», «Песня о Доваторе», «Оршанская сторонка» и др.
Круг тем и образов песен Оловникова разнообразен, но наиболее удачны те, что связаны с жизнью родного края. Об этих песнях можно сказать, что они белорусские не только по тематике, характеру образности, но и по их воплощению. Именно совпадением творческих устремлений композитора и художественных устремлений народа и тем, как они выражаются, объясняется популярность многих песен Оловникова, в том числе фольклоризовавшейся «Ой, березы и сосны».
Вся деятельность Оловникова — композитора и гражданина — свидетельствует о том, что прочные профессиональные знания сочетаются у него с активным отношением к жизненным проблемам. Гибким жанром песни он живо откликается на актуальные вопросы современности. А количество произведений, написанных Оловниковым, и их жизнеспособность — самые убедительные аргументы их качества.
Много сил и энергии отдает композитор воспитанию молодых специалистов, являясь с 1962 года ректором Белорусской государственной консерватории.
Владимир Владимирович Оловников — депутат Верховного Совета БССР шестого и седьмого созывов.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. ОЛОВНИКОВА

ДЛЯ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА И ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Симфония № 1 (1941); поэмы: «Партизанская быль» (1952), «Нарочь» (1954), сюита «Песни мира» (1958), «Торжественная прелюдия» (1969).
Сюита «На Полесье» (1953), муз. картинка «Звезда Венера» (1958).

КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА
Два струнных квартета (1940, 1948). «Юмореска» для скрипки с фортепиано (1950). Пьесы для фортепиано: «Недосказанное», «Прелюд», «Маленькая баллада», «Навстречу ветру», «Вариации», «Песня» (1937—1940), 6 эподов «Призывы» (1949).

ХОРОВАЯ МУЗЫКА
«На Полесье гомон, гомон», «Родине», «Партизаны идут», «Дуб», «Партизанские окопы». Кантата для хора а капелла «Всем пионерам ровесник и брат» (памяти Марата Казея, 1968).

РОМАНСЫ
«Лето», «Мне снилось», (В. Брюсов), «Ты приди» (Я. Колас), «Позволь тебя любить» (3. Бядуля), «Лес», «Дуб» (Я. Колас), «Мой милый друг», «Что смолкнул веселия глас» (А. Пушкин).

ПЕСНИ
Всего более ста. Среди них: «Песня о Заслокове», «Отчизна моя дорогая», «Родине», «Ленинская дорога», «Где-то в поселке», «Песня Заводского района», «Песенка закаленных», «Люди науки», «Песня о Минске», «Как у нас на тракторном», «Песня о Доваторе», «Песня о Гастелло», «Песня о Брестской крепости», «Песня о Карбышеве», «Вечной славы огонь», «Часовой», «Рядовые партии великой», «Ода безымянным», «Лесная песня», «Беларусь — родина», «По-над лесом, по-над бором», «Марш автозаводцев», «Дозорные страны Советов», «На тракторном сосны шумят».

МУЗЫКА К КИНОФИЛЬМАМ И ДРАМАТИЧЕСКИМ СПЕКТАКЛЯМ
Фильмы: «Миколка-паровоз», «Девочкаищет отца», «Улица младшего сына» (все три сов¬местно с Ю. Бельзацким), «Весенние грозы», «Дорога без привала», «Баллада о матери».
Спектакли: «Брестская крепость» (К. Губаревич), «Взрыв» (Н. Алтухов), «Мать своих детей» (А. Афиногенов).

 Бонохов Дмитрий Михайлович

 Председатель Бобруйского городского исполнителного комитета.

 Родился 26 августа 1972 года в д. Пячковичи Мстиславского района Могилевской области.
 Трудовой путь начал в 1989 году слесарем Мстиславского автопарка. После службы в рядах Советской Армии поступил в Гомельский кооперативный институт, окончил его в 1997 году по специальности бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности.
 Работал директором городского розничного торгового предприятия Мстиславского райпо, первым заместителем председателя правления по торговле Осиповичского райпо, первым заместителем председателя Осиповичского райисполкома, генеральным директором РУП «Климовичский ликеро-водочный завод».
 В 2005 году окончил Академию управления при Президенте Республики Беларусь по специальности экономика и управление на предприятии промышленности.
 27 декабря 2006 года назначен председателем Бобруйского горисполкома.

Якуб Колас

Из истории псевдонима:
   В начале века Константин Михайлович Мицкевич увлекался творчеством русского писателя Якубовича-Мельшина. Ему особенно нравилось стихотворение о колосе. Думая над выбором псевдонима, листая произведения этого писателя, он решил назвать себя Якуб (ович) Колас.
   Творчество народного поэта Беларуси Якуба Коласа составляет целую эпоху в истории белорусской литературы. Его по праву считают основателем национальной прозы, его перу принадлежат и поэтические шедевры – это поэма «Новая земля» и «Сымон-музыкант», в разряд национальной классики вошли стихи Коласа. Жизнь и творчество этого человека стали значительным вкладом в белорусскую культуру. Заслуга Якуба Коласа как национального писателя в том, что он открыл для развитых литератур мира белорусское письменное слово, воспел белорусский народ. Смыслом и пафосом творчества писателя стала всеобъемлющая связь с народной жизнью, с лучшими национальными традициями. Художественная ценность произведений Якуба Коласа подтверждается на протяжении столетия всё новыми поколениями читателей.
   Родился Константин Михайлович Мицкевич 03 ноября 1882 года на хуторе Окинчицы близ села Николаевщина бывшего Минского уезда Минской губернии (ныне Столбцовский район Минской области) в семье лесника Михаила Казимировича Мицкевича, который работал в лесничестве польского магната князя Радзивилла. Детство маленького Костуся прошло в необыкновенно красивых местах Беларуси – живописные леса, величавая река Нёман нашли в душе мальчика чувственный отзыв. «В каждом моменте явлений природы для меня всё было исполнено глубокого интереса и смысла, и каждый видимый элемент природы для меня имел своё лицо, свою строго очерченную индивидуальность, свою определенную жизнь, сознательную, одушевленную. Жил я преимущественно своим внутренним миром, миром образов и грёз, о котором я никому не говорил», - писал позже о поре своего детства поэт.
   Близкие сердцу родные места – «родной кут» - это хутора Окинчицы, Альбуть, Ласток, Смольня, деревня Николаевщина многократно воспетые художником слова, и по сей день сохраняют дань памяти этому человеку.
   Первоначальное образование будущий писатель получил у домашнего учителя, потом было Николаевщинское народное училище, во время учёбы в котором Костусь попробовал писать стихи. Первые литературные опыты – стихотворение «Весна» и басня «Ворона и лисица» - были следствием увлечения произведениями русских литературных корифеев: Крылова, Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Некрасова, Гоголя, Толстого.
   После окончания начальной школы отец 12-летнего мальчика Михаил Казимирович, горячо поддержанный школьным учителем, решается «пустить сына в науку». Это дальновидное отцовское решение открыло дверь в жизнь молодому человеку.
   В 1898 году он поступает в Несвижскую учительскую семинарию. Под воздействием талантливого учителя-словесника Федота Андреевича Кудринского собирает и записывает устное народное творчество и материалы по этнографии. В будущем эти записи лягут в основу первого белорусского романа «На распутье» («На ростанях»).
   В студенческие годы он с упоением читает произведения русских и зарубежных классиков – Толстого, Кольцова, Гоголя, Адама Мицкевича, Шевченко. Это было благодатное время для формирования Константина Мицкевича как литератора.
   После окончания учительской семинарии (1902) новоиспеченного учителя направляют для работы в сельскую местность на Полесье (деревни Люсино, Пинковичи). Это было время гражданского и политического становления личности Якуба Коласа, время революционного подъёма. Ведя среди обучаемого им крестьянства радикальную революционную работу и наладив тесные связи с учителями-единомышленниками, Колас стал одним из инициаторов созыва нелегального учительского съезда (1906), целью которого было присоединение к Всероссийскому союзу учителей и активное стремление к низвержению царского режима путём непосредственного влияния на крестьян и их организации. Съезд был раскрыт полицией, а его участники Приказом Совета Минской дирекции народных училищ уволены с должностей и взяты под следствие.
   Потеря работы стала новым стимулом для творчества. Приняв предложение публициста А. Власова, Константин Мицкевич становится сотрудником газеты «Наша доля», где впервые помещает стихотворение «Наш родной край» под псевдонимом Якуб Колас. День 01 сентября 1906 года (по новому стилю 14 сентября) считается официальным началом профессиональной творческой деятельности Якуба Коласа.
   Одним из важных жизненных этапов молодого поэта были годы, проведённые в Минской тюрьме (15.09.1908 – 15.09.1911) по обвинению в созыве учительского съезда. Несмотря на тяжёлые условия существования, он много пишет. Показателен тот факт, что первый сборник «Песни жалобы» вышел в то время, когда он был узником. Томясь в неволе, Колас с ностальгией вспоминал милые сердцу Столбцовские окрестности, свою многочисленную семью – отца, мать, дядю Антося, братьев и сестёр. Волей-неволей пришлось заново обдумывать прошедшую и будущую жизнь. Основываясь на этих воспоминаниях, появляется замысел о написании поэм «Новая земля» и «Сымон-музыкант», которым впоследствии, пройдя сквозь шквал вульгаризаторской критики, суждено будет стать визитной карточкой белоруской классической литературы.
   В эпической поэме «Новая земля» (1911 – 1923) Колас философски осмыслил целую эпоху в жизни белорусского крестьянства на рубеже 19-20 ст., подчеркнул его желание стать хозяином на собственной земле. Характеры и богатство внутреннего мира героев поэмы раскрыты в реальном быту, в труде, в обрядах и традициях, во взаимоотношениях с другими людьми. Важную композиционную роль в ней играют филигранно выписанные рисунки природы, в которых автор ищет и находит аналогии с судьбой человека и общества.
   Новаторство поэмы заключается в эстетизации крестьянского быта, поэтизации труда, прославлении духовного богатства и моральной красоты человека труда.
   Основные герои поэмы – прототипы родных Якуба Коласа: отца, матери, дяди, братьев и сестёр, а также односельчан.
   Символическая лиро-эпическая поэма «Сымон-музыкант" (1911-1925) – произведение о народных истоках искусства, судьбе талантливого человека из народа, духовном возрождении нации. Трагическое и драматическое в ней переплетается с жизнеутверждающим и оптимистическим. Показательна в поэме гармония формы и содержания, для неё характерны богатство ритмики, изящество поэтической строки, содержательное использование фольклора.
   В публицистическом отступлении поэмы Колас поднимает вопрос об особенностях национального пути Беларуси, которая оказалась на перекрёстках разных культур, религиозных конфессий, геополитических устремлений.
   Исключительное значение по своей значимости для становления жанра национального романа имели «Полесские повести» («В полесской глуши»( 1923), «В глубине Полесья»( 1927), которые позже вошли в трилогию «На распутье», как І -я и ІІ -я её части). В трилогии, написанной на автобиографическом материале, широко и масштабно охвачены события социально-общественной жизни Беларуси, создана галерея портретов национальной интеллигенции, выходцев из народа, “возрожденцев”, изображён быт крестьянства и других социальных групп. В этом произведении раскрылось мастерство Коласа-пейзажиста: созданы пластичные, объёмные рисунки белорусской природы.
   Плодотворно работал Якуб Колас в жанре повести. Наиболее известна повесть “На просторах жизни” (“На прасторах жыцця”) (1926), посвещённая молодёжному движению 20-х годов, стремлению молодёжи к знаниям, перевоплощению жизни.
   Драматизм коллективизации показан в повести “Отщепенец” (“Адшчапенец”) (1930-1931).
   Отдельной темой в творчестве писателя было изображение 1-ой Мировой и Гражданской войн (повесть “Трясина” (“Дрыгва”)(1933), пьеса “Война войне”).
   После выхода из тюрьмы, добыв через друзей свидетельство о политической благонадёжности, на протяжении 1912-1914 г.г. Колас учительствовал в приходском училище города Пинска. Здесь же встретил будущую жену, молодую учительницу железнодорожной школы Марию Дмитриевну Каменскую. Свадьба состоялась 03 июня 1913 года.
   Пинский период у Коласа был чрезвычайно плодотворным – он окончательно утвердился на белорусской литературной ниве, качественно расширил рамки своего творчества, упорно его совершенствовал. Результатом плодотворной работы был выпуск двух сборников рассказов «Рассказы»(“Апавяданні») (1912), «Родные явления» («Родныя з’явы”) (1914). Это были одни из первых профессиональных образцов белорусской национальной прозы и поэзии. Написанные в Пинске стихи, аллегорические рассказы позже составят основу программных сборников Коласа “Эхо” (“Водгулле”) (1921 г) и “Сказки жизни” (“Казкі жыцця”)( 1921-1956).
   Активное творчество Коласа в это время было впервые замечено прогрессивной критикой.
   В начале ХХ века на него обратили внимание, помимо белорусских исследователей поэтов С. Полуяна и М. Богдановича, русские критики А. Погодин, С. Венгеров, Л. Клейнбарт, писатель М. Горький, польский поэт Ежи Янковский и др.
   Все они отмечали истинно народную основу произведений, их гуманистическую направленность, приоритет национальной тематики.
   В ходе Империалистической войны в сентябре 1915 Якуб Колас был мобилизован в царскую армию. После окончания Александровского военного училища (1916, Москва) в звании прапорщика служит в запасном полку г. Перми (Россия). Летом 1917 в звании подпоручика направляется на румынский фронт. В сентябре демобилизуется из армии по состоянию здоровья. С осени 1917 по май 1921 работает в должности инспектора народных училищ в г. Обоянь и деревнях Курской области (Россия). Тяготы голодной жизни в эвакуации разделяет вместе с супругой Марией Дмитриевной, которая тоже работает учительницей в деревенской школе в д.Яковлевка. Позже Якуб Колас обратится к показу обстоятельств І Мировой и Гражданской войн в своих рассказах, пьесах «Война войне» (1927-1931), «В дебрях Полесья» («У пушчах Палесся») (1929-1956), повести «Трясина» («Дрыгва»)( 1933).
   По вызову правительства БССР в 1921 возвращается в Минск. Начинается активная научная и, параллельно, педагогическая деятельность Якуба Коласа. Он работает в Научно-терминологической комиссии по сбору устного народного творчества Института белорусской культуры, преподаёт в Белорусском педагогическом техникуме и Белгосуниверситете белорусский язык и методику его преподавания.
   В 1926 к 20-летию творческой деятельности Якубу Коласу было присвоено звание Народного поэта Беларуси.
   С открытием в 1929 Академии Наук БССР поэт избирается её вице-президентом.
   Якуб Колас участвовал в работе Всебелорусских съездов Советов (1924, 1927, 1929, 1935, 1937), Международного конгресса в оборону культуры (1935, Париж). Был членом ЦИК БССР (1929-1931, 1935-1938).
   Во время Великой Отечественной войны им были созданы стихи, вошедшие в сборники «Отомстим» ("Адпомсцiм") (1942), «Голос земли»("Голас зямлi") (1943), поэмы «Суд в лесу» ("Суд у лесе") (1943), «Отплата» ("Адплата") (1945). За стихи военного периода Коласу была присуждена Государственная премия СССР (1946), за поэму "Рыбакова хата" - вторая Государственная премия СССР (1948).
   Плодотворно работал поэт и в области перевода. Им сделаны переводы "Полтавы" А. Пушкина, стихов М. Лермонтова, А. Мицкевича, Т. Шевченко, П. Тычины, Р. Тагора. 
   
Произведения Коласа переведены на многие языки мира, по мотивам его рассказов, повестей, поэм, трилогии "На распутье" созданы пьесы и полнометражные художественные фильмы, оперы.
   В годы Великой Отечественной войны поэт был в эвакуации вместе с другими сотрудниками Академии Наук БССР. Жил в Клязьме (под Москвой), Ташкенте (1941-1943), Москве. В декабре 1944 возвратился в Минск.
   Избирался депутатом Верховного Совета СССР (1946-1956) и БССР (1938-1956), председателем Белорусского республиканского комитета защиты мира. Академик АН БССР. Член Союза писателей СССР( 1934). Якуб Колас награждён 5 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, а также медалями. Заслуженный деятель науки (1944).
   Вышли Собрания сочинений в 2 (1928-1929), в 7 (1952), 12 (1961-1964), 14 (1972-1978) томах. Последнее Собрание сочинений в 20 томах готовится к выпуску.
   Умер поэт 13 августа 1956 года. Похоронен на Военном кладбище города Минска.

http://litmuseums.iatp.by/kolas/ru/kolas.html

Энгельс (Engels) Фридрих (1820-1895), мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма. Родился в г. Бармен (ныне Вупперталь, Германия) в семье фабриканта. В 1841-1842, отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете». Встреча с Марксом в Париже в 1844 положила начало их дружбе. Энгельс активно участвовал в организации (1847) и деятельности «Союза коммунистов», вместе с Марксом написал программу Союза — «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 — мае 1849 вместе с Марксом издавал в Кельне «Новую Рейнскую газету», в 1849 участвовал в вооруженном восстании в Юго-Зап. Германии. В ноябре 1849 переехал в Лондон, в ноябре 1850 — в Манчестер, где работал в торговой конторе, с 1870 жил в Лондоне; Энгельс оказывал постоянную материальную помощь Марксу. Вместе с Марксом руководил деятельностью 1 Интернационала. После его смерти был советником и руководителем европейских социалистов. Основные труды: «Положение рабочего класса в Англии» (1845); «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1845-1846), обе совместно с Карлом Марксом; «Крестьянская война в Германии» (1850); «Революция и контрреволюция в Германии» (1851-52); «Анти-Дюринг» (1878); «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884); «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886); «Диалектика природы» (1873-1882, опубликована 1925); «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (1894). (http://www.hrono.ru)Шмидт Отто Юльевич (18.9.1891, Могилев - 7.9.1956, Москва), учетный и государственный деятель, академик АН СССР (1935), академик АН Украины (1934), Герой Советского Союза (1937). Сын мешанина. Образование получил в Киевском университете (1913). С 1913 приват-доцент Киевского университета Святого Владимира. В 1918 вступил в РСДРП (интернационалистов), в 1918-19 член ЦК. В 1919 вместе со всей партией принят в РКП(б). С окт. 1917 нач. управления по продуктообмену Наркомата продовольствия, в 1918-20 член коллегии Наркомпрода. Участвовал в разработке Положения о рабочей продовольственной инспекции и продотрядах, чрезвычайных органах большевиков, которые проводили насильственные реквизиции хлеба - фактически занимались разграблением деревни. Как один из руководителей Наркомпрода причастен к организации карательных операций против восставших крестьян. С марта 1919 представитель СНК во временном Правлении Центросоюза. В 1920-21 нач. Главного управления профобразования, одновременно в 1920-21 и 1924-30 член Коллегии Наркомата просвещения РСФСР. В 1921- 24 зав. Госиздатом, одновременно в 1921-22 член Коллегии Наркомата финансов. Принимал участие в подготовке и издании собрания сочинений В.И. Ленина, в 1924-41 являлся главным редактором Большой советской энциклопедии, ставшей памятником большевистскому извращению русской и мировой истории. Один из организаторов советской высшей школы, в 1925-30 зав. секцией естественных и точных наук Комакадемии, в 1927-30 член ее Президиума. В 1928-29 зам. управляющего Центральным статистическим управлением. В 1929-34 Шмидт возглавлял полярные экспедиции по изучению Арктики (в т.ч. на кораблях "Георгий Седов", "Сибиряков", "Челюскин" и т.д.). В 1930-32 директор Всесоюзного арктического института. В 1937 руководил первой советской дрейфующей станцией "Северный полюс". Был широко разрекламирован советской партийной пропагандой .и сделан символом "великих достижений" советской науки, ее превосходства над "буржуазной". По заданию парторганов в обиход были даже запущены "народные" былины о Шмидте, где он назван "Поколен-борода". В 1932-39 нач. Главсевморпути при СНК ССС. В 1937-46 депутат Верховного Совета СССР. Основатель и первый директор (1938-48) Института теоретической геофизики АН СССР. В 1939-42 1-й вице-президент АН СССР. С 1951 зав. геофизическим отделением Московского университета.


(http://www.hrono.ru)


ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич (9.03.1814-10.03.1861), малороссийский поэт и художник. Родился в семье крепостного крестьянина. В 1838 был выкуплен из крепостной неволи у помещика Энгельгардта и поступил в Петербургскую Академию художеств. Учился у К. П. Брюллова. По окончании академии в 1846 работал в Киевской археологической комиссии.
Литературную известность Шевченко получил изданием в 1840 сборника стихов “Кобзарь”. Литературные и общественно-политические взгляды Шевченко складывались под влиянием творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского. Поэзия Шевченко отражала настроения, чаяния и думы малороссов. Эти настроения нашли отражение в поэмах Шевченко “Катерина” (1838), “Гайдамаки” (1841), “Сон” (1844), “Наймичка” (1845).
В 1846 Шевченко вступил в основанное в к. 1845 преподавателями и студентами Киевского университета Кирилло-Мефодиевское общество, преследовавшее цель создания федерации славянских народов. Шевченко примкнул к левому крылу этого общества. В апреле 1847 общество было раскрыто полицией. Участники его без суда подверглись в административном порядке разного рода наказаниям. Самому суровому наказанию подвергся Шевченко, который был сослан рядовым солдатом в Оренбургскую губ. с запрещением “писать и рисовать”. В 1850 Шевченко был переведен в Новопетровское укрепление на о. Мангышлаке. По амнистии 1856 Шевченко в 1858 вернулся в Петербург. В 1859 Шевченко выехал в Малороссию, но за революционную пропаганду был арестован и отправлен в Петербург под надзор III Отделения.
Из живописного наследия Шевченко хорошо известны его картина “Катерина” (1842), офорты “Живописная Украина” (1844), серия рисунков “Притча о блудном сыне” (1856 — 57), портреты, акварельные пейзажи.


(http://www.hrono.ru)