close.svg

Авторизация

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь

Заслуженное признание Евгений Карлович Тикоцкий получил как создатель крупных оперных и симфонических произведений. Он является автором одной из первых белорусских опер — народно-героической музыкальной драмы «Михась Подгорный», написанной в лучших традициях русской классической оперы. Вместе с тем белорусская народная песня пронизывает всю ткань партитуры оперы и является музыкально-драматургической основой произведения. При этом композитор отходит от пассивного цитирования фольклора и показывает примеры смелого творческого обращения с ним. Такими же качествами отличается и еще одно произведение Тикоцкого — опера «Алеся».
В шести своих симфониях композитор стремился воплотить историю и современную жизнь белорусского народа, его борьбу за лучшие идеалы человечества. Широко используя в этих произведениях принципы и традиции классического симфонизма, Е. Тикоцкий обогащает их лучшими достижениями оркестровой музыки советских композиторов, опираясь при этом на народную песню и танец, фольклор революционного подполья и советского времени. Это придает симфонической музыке композитора мелодическую выразительность и демократичность языка. Большинство симфоний Е. Тикоцкого представляют собой развернутые сонатно-симфонические циклы, но иногда с отклонением от классических схем. Широкое симфоническое и вариационное развитие материала, многочисленные приемы полифонии обогащают музыкальную ткань симфоний композитора, а его оркестровая палитра, нередко включающая белорусские народные инструменты, богата и по-народпому красочна. За годы своей творческой деятельности у Е. Тикоцкого выработался собственный оригинальный стиль, основанный на реалистических принципах, далеких от модных «новаций», и проникнутый ароматом белорусского народно-музыкального колорита. Многие эпизоды симфоний композитора то эмоционально-сдержанны, то проникнуты мягким лирическим настроением, то народным юмором, то напряженным, глубоким драматизмом. Благодаря этому искренняя песенная музыка Е. Тикоцкого всегда привлекает и волнует слушателей.

Е. К. Тикоцкий родился в Петербурге в 1893 году в семье военного моряка. Способности к музыке проявились у него уже в годы занятий в Кронштадской гимназии, после окончания которой юноша поступает в музыкальное училище Бонч-Бруевича и начинает писать небольшие пьесы для фортепиано, романсы, пробует гармонизовать русские народные поспи. Однако начинается империалистическая война, и он попадает на фронт. Летом 1919 года Е. Тикоцкий вступает в ряды Красной Армии, а осенью направляется па западный фронт, где принимает участие в освобождении Белоруссии от болополяков. А когда война, отгремев, затихла у границ молодого Советского государства, композитор решил навсегда связать свою судьбу с республикой, в освобождении которой принимал непосредственное участие.

В Бобруйске Е. Тикоцкий продолжает работать в красноармейской самодеятельности, пишет, му¬зыку для армейского театра. В 1934 году композитор переезжает в Минск, и перед ним открывается широкое поле деятельности. Он оформляет музыкой радиопостановки, работает педагогом музыкальной школы, заканчивает свою оперу «Михась Подгорный».
Во время Великой Отечественной войны Тикоцкий пишет ряд песен и романсов, работает над оперой о героической партизанской борьбе белорусского народа с фашистскими захватчиками. Так, совместно с либреттистом П. Бровкой он создает героическую партизанскую оперу «Алеся», поставленную одной из первых в освобожденном от вражеской оккупации Минске. На протяжении следующих лет композитор неоднократно возвращался к ней и создал шесть редакций оперы. Музыкальные характеристики положительных героев спектакля основаны на интонациях и ритмах национального фольклора и имеют ясно выраженную реалистическую окраску. Опера взволнованно, с большим эмоциональным подъемом передает пафос всенародной борьбы за свободу и независимость народа и благодаря этому пользуется неизменным успехом у слушателей. В 1968 году за оперу «Алеся» композитор был удостоен Государственной премии Белорусской ССР.
Послевоенный период самый плодотворный в творческой и общественной биографии композитора. Он много пишет, работает педагогом музыкальной школы-десятилетки, художественным руководителем Белгосфилармонии, консультирует творчество самодеятельных коллективов и возглавляет Союз композиторов Белоруссии.
Е. К. Тикоцкий — член КПСС, член Союза композиторов СССР, с 1948 года — член правления Союза композиторов СССР. Он был депутатом Верховного Совета Белорусской ССР четвертого и пятого созывов. В 1955 году Е. Тикоцкому присвоено почетное звание народного артиста Союза ССР. Он награжден орденом Ленина (1944), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1949), орденом «Знак Почета» (1964) и медалями СССР.
Умер композитор 24 ноября 1970 года.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИИ Е. К. ТИКОЦКОГО

ОПЕРЫ
«Михась Подгорный» (поставлена Белорусским го¬сударственным театром оперы и балета в 1939 г.).
«Алеся» (поставлена БГТОБ в 1944 году). На музыкальном материале оперы был создай спек¬такль «Девушка из Полесья» (поставлен БГТОБ в 1952 году). Новая редакция оперы «Алеся» была осуществлена БГТОБ в 1967 году.
«Зоряика» («Анна Громова», 1969 год, клавир).

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМЕДИИ
«Кухня святости» («Миллион Антониев») (постав¬лена театром Центрального Совета профессиональ¬ных Союзов Белоруссии в 1939 году в Бобруйске).

ВОКАЛЬНО-СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Героическая поэма «Буревестник» (1918, вторая редакция 1936, третья редакция 1946). Три хора из оратории «Ленин» (1946). Оратория «Освобождение» (1939).

ДЛЯ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
Шесть симфоний (1929, 1940—1941, вторая редакция 1946; 1948, 1955, 1958, 1963). Симфонические поэмы: «50 лет» (1966), «Благодарность» (1949). Увертюры: «Праздник на Полесье» (1953), «Слава» (1961). Концерты: для тромбона и оркестра (1934), для фортепиано и оркестра (1954).

КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА
Фортепианное трио (1934). Соната для фортепиано (1961). Пьесы для струнного квартета, унисона скрипок, виолончели и ф-но, двух ф-но в 8 рук и другие.
Кроме этого, композитор создал много хоров без сопровождения на слова М. Тапка, Я. Купалы, В. Дубовки, А. Деружинского и других поэтов; романсы для голоса с фортепиано (баллады «Фея», «Пять ночей и дней», «Разбойник», «Самолету «Максим Горький», «Перепелочка» и другие); произведений для оркестра белорусских народных инструментов (Сюита па темы белорусских народных песен (1952), Концерт для фортепиано и народного оркестра, 12 вариаций на белорусскую народную тому); написал музыку почти к пяти десяткам спектаклей драматических театров и кинофильмов.