Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
16 августа 2019
В рубрике «Я хочу твою работу!» BOBR.by рассказывает о разных профессиях, их плюсах и минусах.
Мария Киселева, воспитатель дошкольного образования.
Где учиться?
Я училась заочно в педагогическом университете имени Максима Танка. Моя специальность - "учитель-дефектолог" и "педагог-психолог". Так получилось, что сразу после поступления, в 18-летнем возрасте, я пошла работать в детский сад уборщицей. Позже стала помощником воспитателя, а во время учебы на третьем курсе меня перевели на должность воспитателя, и я сразу начала с практики.
Сейчас воспитателей дошкольного образования готовят и в Бобруйске, в колледже имени Ларина. А вообще, прийти в нашу профессию можно имея педагогическое среднее специальное и высшее образование. Но желательно, чтобы все-таки оно было связано с педагогикой детства либо с дошкольниками. Только в этом случае в дальнейшем ты сможешь получать квалификационные категории: вторую, первую, высшую.
О любви к детям
Я не могу сказать, что поступать в педагогический университет после школы меня побудила любовь к детям. Но после, работая помощником воспитателя, я словила себя на том, с каким удовольствием рассказываю своей маме про детей - как они играли, что рассказывали, как ждали интересных историй от меня. Тогда поняла, что мне нравится эта профессия: "Наверное, это то, чем хочу заниматься!".
Что нужно знать молодым специалистам
Не нужно бояться находить общий язык с детьми, коммуницировать. И не бояться ошибиться. Во время учебы тебе читают теорию, методику, а на деле все абсолютно по-другому. Какие-то моменты узнаешь заново, где-то учишься в процессе... Поэтому молодым специалистам нужно быть открытыми для получения новых знаний и запастись терпением - это качество обязательно должно присутствовать у педагога.
Естественно, нужно знать методику игры, но все равно в процессе ты будешь подстраиваться под ребенка. Потому что все детки разные: есть более открытые, с ними легко, другие зажатые - нужно время, чтобы найти подход, чтобы ребеночек раскрылся и доверился.
Педагог - актер, творческий человек, импровизатор, так как любое занятие может пойти не по плану только из-за одного детского вопроса. Также воспитатель должен быть психологом - где-то надо достучаться до родителей, где-то подметить особенности в поведении ребенка.
О самосовершенствовании
Раз в три года все воспитатели дошкольного образования проходят курсы повышения квалификации. В последнее время проводится довольно много семинаров для педагогов, курсов по определенным вопросам, например - лего-технологии, методики определенных авторов. Также я постоянно ищу новую информацию самостоятельно, чтобы не стоять на месте и развиваться.
О детях
Я не согласна с мнением, что "дети стали хуже". На самом деле меняется общество и его требования, наш образ жизни. Соответственно, все это отражается на ребенке. Я не вижу радикальной разницы между детьми девять лет назад и сейчас. То, что ты в них закладываешь, то и получаешь на выходе.
С детьми проще, чем со взрослыми, их эмоции непосредственны. Даже если это негативная эмоция, она не имеет в себе никакого двойного подтекста. Конфликт с ребенком можно контролировать, а если дети ругаются между собой, ты можешь показать кто неправ и почему, они это впитают. У них нет зависти, они искренни, открыты и непосредственны.
О плюсах
Главный плюс заключается в том, что наша профессия не рутинная. Каждый день - новые впечатления, эмоции, виды деятельности. У тебя не угасает интерес к своему делу.
Есть полет для творчества: можно безгранично придумывать, потому что это детство - волшебная сказка, с конфетами, растущими на деревьях и летающими машинами.
Я чувствую большую отдачу от детей, когда вижу искренние детские глаза, когда ребенок берет за руку и говорит: "Мария Юрьевна, здравствуйте!" - все, хорошее настроение на весь день гарантировано! Или когда встречаешь своих выпускников в городе, и ребенок бежит навстречу, чтобы поздороваться, обнимает, и мама говорит слова благодарности... Не то чтобы возникает чувство гордости, просто становится тепло внутри, в такие моменты я испытываю родственные чувства, такие эмоции больше нигде, кроме семьи и нашей сферы не получишь.
О минусах
Не скажу, что ранние подъемы большой минус. Но мне действительно нужно встать в шесть часов утра, чтобы в семь быть в саду. Я работаю на полторы ставки, до 17.30, поэтому ощущается нехватка личного времени. Но это специфика работы в таком режиме, когда работаешь на одну ставку, времени побольше.
Самый большой минус или, скорее, особенность нашей профессии - колоссальная ответственность за детей. Может получится так, что вы в подвижной игре, все дети под присмотром, но один из них спотыкается, падает и царапает коленку... И ты за это отвечаешь, думаешь "не уследила", хотя такие вещи сложно предугадать. Я всегда держу в голове это чувство ответственности за 20 детей.
Есть небольшая моральная утомляемость, потому что ты постоянно в общении с детьми - получаешь и отдаешь эмоции. А также с их родителями - все они разные люди, со своим представлением о воспитании, с отношением к тебе лично. Это немного может выматывать, но выходные и отпуск приводят в норму. И в противовес негативу, который может возникнуть, ты все равно получишь положительные эмоции от детей.
О заработке
Зарплата варьируется в зависимости от наличия квалификационной категории и стажа. А также от того, насколько активно ты принимаешь участие в жизни сада - проводишь мероприятия, открытые занятия.
Молодой специалист, который работает на одну ставку, без стажа и категории - будет получать около 400-420 рублей.
О внешнем виде
Ребенок всегда равняется на взрослого. Однажды я пришла на работу в яркой ассиметричной кофте, на одном плече была сделана сборочка. И две девочки-подружки долго рассматривали ее, говорили комплименты. А буквально через пару часов нашли в игровой зоне (в парикмахерской) заколочки, собрали ими рукавчики и показывают: "У нас также, как у вас!". То есть, ребенок всегда обращает внимание на то, как выглядит воспитатель.
К сожалению, с утра не всегда есть время привести себя в полный порядок, но нужно обязательно выглядеть опрятно и аккуратно.
О взаимодействии с родителями
Воспитателю нужно считаться с мнением 20 родителей, и с каждым уметь договорится. Например, кто-то хочет, чтобы его ребенку не запрещали рисовать на своем теле красками, а другие категорически против. В свою очередь, все дети захотят разрисовывать себя вслед за ребенком, которому разрешили это делать...
В этой ситуации воспитатель между двух огней, ей нужно всем объяснить, что ребенок находится в коллективе. И с учетом общего количества детей тяжело исполнить то, что хочет один из них.
О востребованности
Есть нехватка людей, которые горят и хотят идти в профессию. Некоторые думают, что работа воспитателя - просто прийти посидеть, посмотреть за детьми, и не нужно ничего в них вкладывать. Как правило, это связано с тем, что в педучилища и педуниверситеты самые низкие проходные баллы, и люди идут туда "просто за дипломом".
Как определить, что воспитатель профессионал?
Вы можете подойти к педагогу и побеседовать с ним, или понаблюдать за его работой со стороны. Бывает, идешь и видишь, что воспитатель сидит, погруженный в себя, можно сделать выводы. Да, возможно, у него неудачный день, но дети должны быть под присмотром.
Педагог должен постоянно владеть ситуацией, уметь брать себя в руки, несмотря на настроение. Дети - тонкие психологи, они чувствуют, если ты расстроена. Однажды у меня был неудачный день, но я старалась не показывала виду, начала работать. И один из мальчиков подошел, прижался ко мне, и сказал: "Я хочу посидеть рядом с вами". Хотя для него были несвойственны такие проявления эмоций, он просто сел и обнял меня. Может, что-то почувствовал... И если педагог не собран, в разваленном состоянии, дети это поймут. Нужно быть в тонусе!
О профессиональной миссии
Профессия воспитателя крайне важна. Возраст с трех до шести-семи лет - первая ступень образования, и очень важно то, что заложено в ребенке именно в этот период.
Уже в этом возрасте можно увидеть, чем ребенок больше интересуется - пением или танцами, или он силен в математике. Поэтому к профессии воспитателя нельзя относится так, словно это нянька, которая просто смотрит за детьми. Это не так. Происходит колоссальная работа, закладываются основы личности.
Иногда подсказываем родителям, в чем талантлив их ребенок. Например, способность к познанию, он прекрасно осваивает всю программу, тогда советуем отдать в гимназию.
Если ребенок слишком зажат, надо наблюдать за тем, чем он интересуется, на что смотрит, пытаться наладить контакт. Например, еще во время учебы я проходила практику в логопедической группе, там был очень закрытый мальчик. Мы начали раскладывать перед ним картинки, он увидел воздушный шар, обрадовался: "Воздусный сал!". И все - мы с ним начали разговаривать о шаре, предложили его нарисовать, начался контакт. Главное - заметить, к чему у ребенка есть интерес.
О призвании
Я работаю воспитателем с 19 лет, уже девять лет. Работа мне очень нравится, хотелось бы дальше продолжать, и совершенствоваться именно в этой специальности.
Нашу профессию нельзя назвать просто обычной работой. Мне она приносит положительные эмоции, иду в сад с улыбкой. Не бывает такого, что я проснулась и думаю: "О, опять на работу!". Или чтобы сидела и думала: "Так, три часа еще до конца смены". Я считаю, это самое главное, чтобы твое дело было не чем-то отдельным, а частью образа жизни.
Я не могу утверждать со стопроцентной уверенностью, что это мое призвание, но мне хочется быть в этой сфере. Есть люди, которые спокойно разделяют работу и личную жизнь, у меня так редко получается. В голове всегда есть планы, идеи. Возможно, потому что у меня пока нет семьи. Может быть, когда появится собственный ребенок, я буду рассуждать по-другому. Но в настоящий момент мое мнение такое, и я не готова его изменить.
Истории от героини
Я была на сессии и приехала к самому музыкальному празднику - Новому году. Выучила сценарий, но не успела прогнать от А до Я. И вот идет утренник: Дед мороз, дети, полный зал родителей. Я была ведущей, и неожиданно перескочила с одного момента на другой, в итоге - полторы страницы сценария пролетели мимо. Я сама не поняла, как это произошло. Музыкальный руководитель была в шоке, не знала, какую музыку включать, Дед Мороз тоже растерялся. Но мы выкрутились, все прошло незаметно для зрителей. Только дети потом теребили: "А почему мы в эту игру не поиграли, эту песню не спели?". Ну, бывает!
Также неожиданные детские вопросы, фразы всегда заставляют улыбаться. У нас были занятия, где я рассказывала про разные профессии, дети рассказывали про профессии своих родителей. В конце ко мне подходит мальчик и спрашивает: "Мария Юрьевна, а вы кем работаете?" Я немного подзависла. Оказалось, ребенок не воспринимал, что воспитатель - моя работа. Он думал, я просто провожу с ними время.
Всего комментариев 0
Поделиться: