Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
7 марта 2020
В рубрике «Я хочу твою работу!» BOBR.by рассказывает о разных профессиях, их плюсах и минусах.
Евгения Бабичева, водитель такси.
С чего начать?
Машины мне нравились всегда. Когда была маленькой, в семье имелся автомобиль. Я любила быть рядом с папой в гараже, подавала ему инструменты, училась.
А когда начала зарабатывать свои первые деньги, делала накопления, и купила очень старую машину, которую пришлось долго восстанавливать.
Уже тогда я поняла, насколько мне нравится быть за рулём! Для меня автомобиль - лучший психолог. Чтобы справится со стрессом, я могла накрутить по городу 100-200 километров.
Позже купила другую машину и также постоянно была за рулём. Сегодня мой водительский стаж около пяти лет.
Через года два продала и эту машину, содержать её было уже нерентабельно. И совсем скоро начала тосковать по вождению. В тот же период я осознала, что устала от своей работы, захотелось поменять сферу деятельности.
По образованию я экономист-менеджер на предприятии, шесть лет работала менеджером в офисе. Там познакомилась с процессами администрирования, решения межличностных конфликтов и коммуникативных задач. Поэтому сейчас я не испытываю сложностей в общении с людьми.
И вот, в конце прошлого года я уволилась, отдохнула пару недель и поняла: мне безумно скучно дома! А так как я не определилась с тем что делать дальше, начала искать работу которая не требовала бы жёсткой привязки. И такси стало идеальным решением для меня. Вожу людей два месяца, и пока мне всё нравится.
Что понадобится для трудоустройства?
Имея водительские права и стаж, медицинскую справку - можно прийти в любую контору такси и заявить о желании там работать. Если вы новичок, первые рейсы сделаете в компании опытного водителя, он примет решение о профпригодности.
Сейчас у меня довольно часто именно девушки спрашивают, как устроится в службу такси. Недавно женщина интересовалась, можно ли её дочери работать на своей машине. Да, есть и такая возможность. В этом случае вас подключат к программе определённой фирмы, будете платить процент от заказов, которые сбрасывает диспетчерская служба.
О первых поездках
Несмотря на то, что я уверенный водитель и неплохо знаю город - сначала чувствовался мандраж. Нужно было разобраться в программе, успевать брать заказы, решать вопросы.
А в первую смену мне вообще пришлось ехать в Старые Дороги! Я забрала заказчиков из ночного клуба, и когда они озвучили место, я растерялась. Посоветовалась с диспетчером, можно ли ехать так далеко? После узнала, что на такси можно отправиться в любой город Беларуси - вопрос в том, готовы ли вы столько платить?
Таксисту выгоднее сделать много мелких заказов в своём городе, чем ехать в другой. Потому что, скорее всего, возвращаться придётся пустым.
О заказах
Бытует мнение, что мы не берём заказы на слишком короткие расстояния. На самом деле программа, с которой работает наша фирма, не показывает конечный пункт маршрута, это всегда лотерея. Мы видим только адрес "пункта А".
Естественно, таксисту, особенно если машина на бензине - выгоднее ехать на дальние расстояния. И водитель действительно может отказаться от поездки, когда находится далеко от заказчика и понимает, что больше потеряет.
Или, например, смена подходит к концу, а тебе поступает заказ ехать в другой конец города: придётся отказаться, чтобы успеть заправить машину и передать её сменщику.
У нашей фирмы есть понятие "активность". И если ты отказываешься от поездок, рейтинг снижается. Чем он ниже - тем меньше заказов и заработка.
Также у нас есть клиентский "чёрный список". Я ещё ни разу им не пользовалась. Предполагаю, что человек из списка может воспользоваться службой такси, но заказ не достанется водителю, который его "забанил".
Существует и рейтинг пассажира - до пяти звёзд, и я всегда ставлю максимальное число, либо вообще не ставлю. Не знаю, на что это влияет. Возможно, клиент с высоким рейтингом быстрее получает машину.
О коллегах
Однажды у меня лопнуло колесо - наехала на что-то во дворе. Метров через сто заметила, а к тому времени оно уже стояло на диске.
Сам процесс замены колеса я знаю, приходилось это делать самой - но в гараже, в тепличных условиях. В этот раз у меня в машине была запаска, но не нашлось набора ключей. Пришлось позвать на помощь. И в течение пяти минут ко мне приехали три машины! Поменяли колесо, я угостила всех кофе.
Взаимовыручка на дорогах быть должна.
О стереотипах
На работе я не сталкивалась с предвзятым отношением вроде "баба за рулём". В Бобруйске достаточно много женщин-водителей такси.
Случалось, у меня спрашивали: "Мужа ищешь?" - потому что в этой сфере проще познакомиться. Такие вопросы задают как мужчины, так и женщины.
Некоторые начинают жалеть: думают, что эта профессия опасна, что меня могут домогаться, дискриминировать. Но, во-первых, я доброжелательна и не обидчива, а во-вторых - отношусь ко многим вещам спокойно. И если кто-то делает попытки познакомиться, могу просто вежливо отказать. К счастью, с агрессорами я ещё не сталкивалась, хотя работаю по ночам, в выходные и в праздники, когда выпившие клиенты - не редкость.
Но знакомые женщины-водители рассказывали, что у них случалось всякое. Пассажиры приставали с недвусмысленными предложениями, руки распускали. Одной коллеге пришлось воспользоваться баллончиком. Кстати, ими укомплектованы все машины, и даже мужчинам-таксистам доводилось ими защищаться от неадекватных клиентов.
На самом деле, агрессивных людей можно встретить везде - и на улице и в подъезде своего дома.
Об отношении к таксистам
Мне доводилось слышать негативные мнения о таксистах. Думаю, это связано с тем, что всем нам больше запоминается неприятный опыт общения. И столкнувшись однажды с подобным в такси, клиент может переносить свои впечатления на всех водителей.
А кто-то просто склонен думать, что работать в такси гораздо хуже и не так престижно, как сидеть в офисе.
О плюсах
В машине я сама себе хозяйка. Ни перед кем особо не отчитываюсь, и у меня есть конкретная задача - возить людей. Есть мелкие отклонения от неё, но всегда в рамках.
Я могу вносить в поездки разнообразие: поставить музыку, включить мигающую лампочку - и у клиентов продолжится дискотека, или конфетками угощу.
То есть, повышаю позитив и чувствую себя свободно. В отличие от офиса, где тебя постоянно муштруют, контролируют, могут наказать штрафом.
И даже несмотря на то, что у меня сейчас есть рабочий план - он реальный. Фирма сама обеспечивает заказами, без работы не приходится сидеть.
О миссии
Считается, что таксист - это человек, который оказывает услугу перевозки пассажира. Себя я позиционирую немного иначе: я помогаю людям добраться туда, куда им нужно.
Ситуации бывают разные. Например, клиенты могут быть выпившими, им по городу небезопасно ходить. Или девушка живёт в частном секторе, собирается на свидание - а на улице дождь и грязь. Ей придётся идти до остановки с пакетами на ногах, чтобы не испортить обувь, либо вызвать такси. Поэтому мне нравится думать, что я помогаю людям.
О дорогах
Центральные улицы выглядят неплохо. А в частном секторе ужасные дороги! Многие водители не хотят туда ехать, потому что страдает подвеска, машина в грязи.
Но опять же - в чём вина людей, которые там живут? И если нам даже на машине влом туда ехать, что говорить о людях, которые вынуждены шагать по этой грязи каждый день? Конечно, я туда поеду!
Иногда наблюдаю просто парадоксальные ситуации. Например, чтобы попасть в элитный дом возле городского парка, нужно проехать две огромные ямы! А однажды везу пассажира по частному сектору, восхищаюсь: "О, у вас здесь асфальт!". А он говорит: "А вы дальше посмотрите, он закончится ровно после дома одного важного человека". Так и произошло. Мы проехали тот дом и дальше начались лужи и ямы.
Об отношении семьи и друзей
Многие удивились, что я сменила сферу деятельности. Но я на самом деле испытываю удовольствие от того, что делаю.
Родители переживают, это нормально. Больше волнуется мама. Папа и сам когда-то хотел быть водителем, поэтому был приятно удивлён. Когда они поняли, что всё хорошо, что коллеги за мной присматривают и ничего плохого не происходит - успокоились.
Друзья поддерживают и радуются за меня, говорят: "Ты крутая!". А я не вижу в своей работе чего-то сверхъестественного.
О графике и физической усталости
Я работаю по две восьмичасовые дневные и ночные смены, а после иду на выходной. Мне такой график очень нравится. Конечно, есть перерывы, время на обед.
Что касается здоровья, эта работа не подойдёт людям, у которых проблема с суставами, спиной.
Когда я чувствую, что тело затекло, выхожу из машины, делаю зарядку, разминаю спину и руки, приседаю. Это всегда помогает и бодрит.
О заработке
Не могу сказать за других водителей. Конкретно мне - хватает. Но я не покупаю супер-дорогие вещи, живу с родителями. На мне нет семейных и имущественных обязательств.
Я смотрю на ситуацию с такой позиции: "Не нравится заработок? Что ты здесь делаешь?".
К тому же я не застала те времена, когда доехать от вокзала до 6-го микрорайона стоило в несколько раз дороже, чем сейчас. Не с чем сравнивать.
Сегодня тарифы действительно низкие. И если хочешь услышать от таксиста ответ на вопрос, сколько он зарабатывает, посмотри сколько ты ему платишь . Например, от суммы в 2 рубля и 60 копеек ему останется копеек 50. Остальное уйдёт на заправку, обслуживание машины, на проценты агрегатору.
О профессиональных качествах
Водитель такси должен быть коммуникабельным, терпеливым, ведь люди попадаются разные. Нужно уметь сконцентрировать внимание на дороге и при этом оставаться многозадачным.
Нужно быть готовым к общению. Иногда в процессе разговора кто-то делится переживаниями, о которых не может поговорить даже с близкими людьми. Понимаю, что многих моих пассажиров такие беседы воодушевляют.
Я благодарю клиентов, с которыми поездка была приятной и лёгкой.
Про отдых и хобби
Я достаточно разносторонний человек, у меня много увлечений. Одно из них - музыка. Ею я начала увлекаться лет в 16, и мне всегда было интересно быть не только потребителем.
Ещё во времена старой работы я купила акустическую гитару, начала писать песни. У меня нет музыкального образования и нет амбиций в этой сфере. А если мои песни кому-то понравились, вдохновили - это максимум, чего я могла бы хотеть.
Недавно написал парень из другого города, рассказал, что случайно наткнулся на мои песни, и они его вдохновили. А через некоторое время прислал видео со своей крутой композицией, поблагодарил, сказал, что я вытянула его из депрессии. Для меня это было очень важно и ценно.
У меня есть подруга Галя Ласаева, талантливая девушка, мы познакомились в университете. Нас свела студенческая самодеятельность. Как-то она приезжала с выступлением в Бобруйск, в тайм-клуб "1387". Галя попросила сыграть с ней две песни: одну моего сочинения, которую я отдала ей на исполнение, а вторая наша "фирменная", со времён университета.
Недавно я начала учить язык жестов. Иногда возникают проблемы в коммуникации со слабослышащими людьми, и в такие моменты я всегда чувствую вину. Мы живём в прогрессивном обществе, знаем, что эти люди есть, они пытаются с нами коммуницировать - а мы нет.
Последним пинком стал парень, которого я везла на такси. Сначала подумала, что он невежливый, не поздоровался, отвернулся к окну. И только по приезду поняла, что он слабослышащий, когда начал жестами показывать, где остановиться. Мне стало стыдно, что сделала неправильный вывод о человеке...
Хочу выучить элементарные дактилемы, алфавит уже знаю. В свободное время включаю YouTube и учусь, мне это интересно.
Истории от героини
На 23 февраля клиент так расчувствовался, что решил подарить мне букет хризантем. Он сказал: "Не факт, что я с вами на 8 марта прокачусь, поэтому вот вам цветы". Мне было приятно, а особенно потому, что он сделал это от души, без подкатов.
А самый необычный пассажир - питон. Он ехал со мной рядом, на переднем сиденье, потому что на заднее не влез его контейнер. Питон попался очень любознательный, смотрел на меня. Конечно, о том что со мной поедет рептилия я знала заранее: когда пришёл заказ, в комментарии было обозначено "змея в контейнере". Благо, не боюсь ни пауков, ни змей, ни мышей.
Вообще животных частенько приходится возить, особенно в ветеринарные клиники. У меня с этим проблем нет. Кстати, если собака крупная, она тоже едет на переднем сидении: её усаживают на пол между ног хозяина.
В материале использованы фото из личных архивов героини.
Всего комментариев 11
Поделиться: