Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
Бизнес и политика
10 октября 2022
Вчера в правительстве сообщили, что планируют инфляцию по итогам года на уровне 19%. Между тем, годовой прирост цен в августе был равен 17,9%, пишет banki24.by
Глава Белстата заявила, что по итогам сентября ожидается рост потребительских цен на уровне 1,6%. Официальных цифр по инфляции за сентябрь на сайте ведомства пока нет. Но есть данные за 8 месяцев — за этот период цены в РБ подросли на 13,8%.
Если на следующей неделе Белстат опубликует информацию о росте цен в сентябре на озвученные 1,6%, то накопленная инфляция за 3 квартала составит около 15,6%. Таким образом, чтобы уложиться в 19% по итогам года, необходимо сдерживать месячную инфляцию в октябре, ноябре и декабре на уровне 0,9–1%.
Например, в 2021 году потребительские цены по Белстату выросли за сентябрь на 1,3%, за октябрь — на 0,9%, за ноябрь — на 0,5%, за декабрь — на 0,9%. А вот в 2019-м рост цен на исходе года был гораздо более слабым: в сентябре — на 0,5%, в октябре — на 0,5%, в ноябре — на 0,2%, в декабре — на 0,5%.
Правда, и ситуация в мире в 2019 году была совсем иной, нежели в 2022-м. Общий инфляционный фон был низким, ведь разрыв логистических цепочек на фоне эпидемии коронавируса и монетарного стимулирования были еще впереди.
В текущем году для Беларуси произошли кардинальные изменения. Во-первых, инфляционный фон на всем европейском континенте стал в разы выше прежнего. Во-вторых, к разрыву логистических старых цепочек после коронавируса добавилась срочная переориентация экспорта и импорта на фоне санкций.
Даже две названные причины (не упоминая иных) существенно стимулируют инфляцию в такой экономике, как белорусская. Согласно последним доступным данным доля России в белорусском импорте достигла двух третей (а в начале осени возможно и 70%).
С апреля власти перевели торговлю энергоносителями с РФ на российские рубли. Это значит, что удельный вес RUB в платежах за российский импорт практически достиг 100%.
Следовательно, размеры импортируемой инфляции из России зависят от курса белорусского рубля к российскому. С 1 апреля по 1 октября белорусский рубль номинально ослаб к российскому на 21%. Это значит, что при прочих равных условиях российский импорт в среднем стал дороже в BYN на ту же величину.
Беларусь во многом осталась экономикой-сборочным цехом, который использует сырье и комплектующие, поставляемые из России. Значит удорожание российского сырья и полуфабрикатов толкает к росту цен и на конечную белорусскую продукцию.
По цепочке от производителей через транспорт, оптовиков и розничную торговлю удорожание доходит и до потребителей — как внутри Беларуси, так вне ее. Например, в августе годовой прирост цен производителей промпродукции составил 15,6%, производителей сельхозпродукции — 29,6%, тарифов на перевозку грузов — 22,6%, цен оптовых продаж товаров — 30,4%.
Важное значение также имеет денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика. В сентябрьском отчете Евразийского банка развития указано, что в РБ поддержку экономической активности оказывает смягчение фискальной и монетарной политики, которое постепенно усиливается.
Также ЕАБР упоминает, что инфляционное давление в стране остается повышенным из-за недооцененности белорусского рубля к российскому, а на кредитно-депозитном рынке ускорилось снижение процентных ставок. Падение доходов и наращивание расходов бюджета во 2 квартале позволили ЕАБР сделать вывод о формировании положительного фискального импульса.
Из экономической теории известно, что мягкая монетарная и фискальная политики поддерживают экономическую активность некоторое время, но ценой повышенной инфляции. Это хорошо видно, если сравнить белорусскую ситуацию с российской.
В России замедлителем инфляции выступило укрепление российского рубля до многолетних максимумов, тогда как белорусский рубль наоборот существенно ослаб к валюте основного торгового партнера. Укрепление белорусского рубля к доллару и евро имеет маргинальную роль в 2022 году, поскольку внешнюю торговлю Беларуси теперь определяют платежи в российских рублях, юанях и прочих незападных валютах.
Удастся ли свести темпы инфляции в 2023 году до однозначных величин? Это зависит от комплекса причин.
Если в мировой экономике (в США, ЕС, Китае и России) начнется/продолжится рецессия, то шансы на такое снижение инфляции в РБ резко повышаются. Если к тому же денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика внутри страны станут жесткими, то шансы еще вырастают. Если же верны обратные посылки, то планы увидеть инфляцию ниже 10% можно откладывать на 2024 год.
Всего комментариев 0
Поделиться: