Образование
Образование
18 мая 2023
Мечта современных родителей – билингвальный ребенок. Английский язык – один из самых востребованных и распространенных языков в мире, поэтому чаще всего, принимая решение об изучении второго языка, выбор падает именно на него. Но с какого возраста лучше начинать обучать детей иностранному языку? На этот вопрос ответили преподаватель английского языка Александра Шичко и логопед Ирина Васильева.
– Стоит вопрос не только о том, чтобы сделать обучение для ребенка эффективным, но еще и не навредить при этом. Важно помнить, что на каждом этапе развития детей мозг рассчитан на выполнение узкого круга функций и, тратя ресурс на изучение иностранного языка, его может не хватить на другие, более важные, – пояснила Александра. – Однако в раннем обучении есть свои плюсы.
Плюсы изучать иностранные языки в раннем возрасте
– Плюсов мало, но они достаточно весомы, чтобы обратиться к раннему изучению языка. Однако также есть и минусы, о которых многие школы умалчивают. И по некоторым критериям этих минусов может быть даже больше, – рассказала Александра.
Минусы обучения в раннем возрасте
– На сегодняшний день существует большое количество школ в онлайн и офлайн форматах на любой вкус, которые могут помочь ребенку усовершенствовать уровень владения языком. Родителям определённо есть о чем подумать. Но самое главное – всегда обращайтесь к квалифицированным специалистам.
Мнение логопеда Ирины Васильевой
Можно ли обучать двухлетних детей иностранному языку? Можно, но не нужно. Билингвизм – одна из возможных причин нарушений в процессе становления речи у ребенка.
Ребенок усваивает речь по подражанию. Он смотрит на артикуляцию (движение губ, языка) взрослого и повторяет это, без осмысления, что он делает и зачем. И если значимый взрослый (мама, папа) произносит какой-то звук речи ненормативно, например, горловой Р, ребенок будет произносить его так же. Каждый звук – это нейронная цепочка, которая доводится до автоматизма и уже не отслеживается. Мы говорим множество звуков за несколько секунд, но ведь мы не думаем, куда мы помещаем язык или в каком положении наши губы в этот момент, если нет такой цели. Кроме звуковой составляющей, ребенок усваивает речь как систему (семантическая составляющая). Сначала кошка – это «мяу», потом это одна конкретная кошка, которую часто видит ребенок, затем это разные кошки. После этого ребенок усваивает умения кошки (глагольный словарь) – мурлычет, выгибается, прыгает, залазит на деревья и так далее. И описание кошки (прилагательные): пушистая, мягкая, ласковая и т.д. То есть на одно слово-существительное «кошка» как бы накладывается слой за слоем многомерное знание о каком-либо предмете, животном, явлении. А этих слов множество в языке. Ребенок в 2 года не способен понять «свой-чужой» язык, он принимает это как знание, которое усваивает без анализа. Поэтому изучение иностранного языка может повлечь путаницу в процессе усвоения назначения слова. И закрепить ненормативное произношение звуков. В дальнейшем ребенку сложно научиться писать (буква «прикрепляется» к конкретному звуку – как слышу, так и пишу) и читать. Возникают проблемы неуспеваемости, конфликты с родителями, которые думают, что ребенок просто ленится. И, как вишенка на торте, потеря мотивации к обучению.
Рекомендуется начинать изучение иностранного языка только после того, как ребенок научился говорить все звуки родного языка – того, который ребенок будет употреблять в речи чаще всего. В норме этот процесс должен завершиться в 4,5 – 5 лет, в последнее время граница нормы сдвигается в большую сторону – к 6 годам. К сожалению, естественное освоение звуков встречается все реже. Большинству детей требуется помощь специалиста (логопеда, дефектолога).
И наоборот, если ребенок должен усвоить иностранный язык, потому что родители планируют переезд в другую страну, тогда можно начинать этот процесс в раннем возрасте. Но это не обязательно, потому что это произойдет естественным путем в случае переезда. Известно, что наиболее оптимальный способ изучения иностранного языка – погружение в соответствующую языковую среду. Этот принцип используют современные школы и преподаватели иностранных языков. И чем младше ребенок, тем меньше должно быть «натаскиваний» и рамок в процессе обучения. А также, важным условием успешности обучения ребенка в любом возрасте являются интерес и включенность родителя. Они просто должны видоизменятся в процессе взросления ребенка.
Всего комментариев 0
Поделиться: