Психолог поделилась секретами легкой адаптации детей к детскому саду и школе
16 августа 2023
Период адаптации детей и взрослых к новому учебному году после летних каникул очень важен. Процесс приспособления организма к изменяющимся внешним условиям влияет на здоровье, а также психологическое и интеллектуальное развитие.
Очень скоро белорусские школьники сядут за парты. Примерно в это же время у многих детишек, а также их родителей начнется новый жизненный этап. Масса мальчиков и девочек вступает в учебный год в детском саду или школе с хорошим настроением, грандиозными планами и верой в светлое будущее. Но есть и такие, для которых новые знакомства и не совсем привычный распорядок дня оборачиваются сильным стрессом. В этот период родителям приходится нелегко. Им нужно приучать детей к смене режима дня, а также важно успеть уделить время себе, второй половине, работе и бытовым делам. О секретах легкой адаптации к детскому саду и школе рассказала психолог с 20-летним опытом работы Надежда Лобановская.
– Принципы адаптации к школе и детскому саду схожи. Если говорить про дошколят, то здесь главное, чтобы родители приняли решение о том, что детский сад им нужен. В этом заключается 60% успеха. Помимо этого, мамам и папам нужно разговаривать с малышами и обсуждать предстоящие перемены. Например, можно рассказать, что детский сад – это замечательное место, где деток вкусно кормят, с ними играют и всячески о них заботятся. Очень важно, чтобы и сами родители верили в то, что говорят. Это еще +15% успеха к адаптации, – перечисляет эксперт.
По словам Надежды Лобановской, адаптационные или развивающие занятия, которые в наше время предлагают многие детские сады, идут на пользу будущим воспитанникам учреждений. Мальчиков и девочек приучают к определенным правилам жизни. Например, к тому, что нужно уметь слышать воспитателя, поочередно и своевременно выполнять ряд задач, а не так как хочешь и когда решил сам. Другими словами, малыши учатся жизни в коллективе.
– Адаптационные занятия сильно отличаются от времяпровождения, скажем, в песочнице. Организованный процесс имеет определенные правила – нужно ждать своей очереди, взаимодействовать, делиться. Эти вещи составляют довольно серьезную базу для гармоничного развития ребят, – уточняет собеседница.
Психологи рекомендуют отправлять малышей в детский сад не в первых числах сентября, а чуть позже, когда там будут адаптированные дети и они смогут на кого-то опереться. Плюс поначалу специалисты советуют приводить детей не к 8:00, а чуть позже – в таком случае в раздевалке находится меньше людей и, соответственно, меньше слез можно услышать.
– Очень важно сократить длительные прощания. Процесс должен быть быстрым, уверенным и четким – пришли, родители помогли переодеться, пожелали любимым чадам хорошего дня и ушли. Чем дольше длится прощание, тем сильнее в эмоциональном плане расшатывается ребенок. Родителям необходимо доверять воспитателям и с легким сердцем оставлять детей. Большую ошибку делают мамы, которые стоят у заборов, долго смотрят в окна, подсматривают из-за кустов за дочерями и сыновьями во время прогулок. Мамина эмоциональная тревога даже на расстоянии передается малышам, – утверждает Надежда Лобановская.
По словам Надежды Лобановской, адаптационные или развивающие занятия, которые в наше время предлагают многие детские сады, идут на пользу будущим воспитанникам учреждений. Мальчиков и девочек приучают к определенным правилам жизни. Например, к тому, что нужно уметь слышать воспитателя, поочередно и своевременно выполнять ряд задач, а не так как хочешь и когда решил сам. Другими словами, малыши учатся жизни в коллективе.
– Адаптационные занятия сильно отличаются от времяпровождения, скажем, в песочнице. Организованный процесс имеет определенные правила – нужно ждать своей очереди, взаимодействовать, делиться. Эти вещи составляют довольно серьезную базу для гармоничного развития ребят, – уточняет собеседница.
Психологи рекомендуют отправлять малышей в детский сад не в первых числах сентября, а чуть позже, когда там будут адаптированные дети и они смогут на кого-то опереться. Плюс поначалу специалисты советуют приводить детей не к 8:00, а чуть позже – в таком случае в раздевалке находится меньше людей и, соответственно, меньше слез можно услышать.
– Очень важно сократить длительные прощания. Процесс должен быть быстрым, уверенным и четким – пришли, родители помогли переодеться, пожелали любимым чадам хорошего дня и ушли. Чем дольше длится прощание, тем сильнее в эмоциональном плане расшатывается ребенок. Родителям необходимо доверять воспитателям и с легким сердцем оставлять детей. Большую ошибку делают мамы, которые стоят у заборов, долго смотрят в окна, подсматривают из-за кустов за дочерями и сыновьями во время прогулок. Мамина эмоциональная тревога даже на расстоянии передается малышам, – утверждает Надежда Лобановская.
В начальной школе психологи советуют родителям не стесняться и регулярно общаться с учителем. Интересуйтесь, что у ребенка получается, а что нет, как обстоят дела с поведением и т.д. Также важно обсуждать школьные будни с сыном или дочкой. Например, спрашивать, как он относится к соседу по парте, что больше всего отвлекает на уроках.
Не теряет актуальности вопрос: «Когда лучше вести ребенка в школу: в 6 или 7 лет?». Большинство психологов придерживаются единой точки зрения: чем позже, тем лучше. 7 лет или чуть больше – оптимальный вариант.
– Самое главное в процессе обучения – эмоциональная зрелость ребенка. Подготовка к школе – неплохое подспорье для формирования у будущих учеников нужных навыков и психологического баланса. В школе ребятам нужно учиться читать, писать и одновременно слушать педагога. Это не так просто, как может показаться. Когда выбираете подготовку к школе, обратите внимание на программу курса. Более правильным является вариант, когда дети не только постоянно сидят за столами и что-то пишут. Доминирующий вид деятельности до 7 лет – игровая. Детям младшего школьного возраста важно двигаться, уметь владеть собственным телом, научиться соблюдать последовательность, – резюмировала Надежда Лобановская.
Всего комментариев 0
Поделиться: