«На воде чувствую себя лучше, чем на суше»: пенсионер из Бобруйска построил плот для речных прогулок и на этом зарабатывает
22 августа 2023
Вячеслав Кравченко посвятил около 40 лет речному флоту. После выхода на пенсию бобруйчанин решил построить собственный прогулочный плот. Прошлым летом его маломерное судно было впервые спущено на воду, а в этом году стало туристической достопримечательностью. Практически ежедневно на борт «Моего плота» поднимаются горожане и гости Бобруйска, чтобы совершить часовую прогулку по Березине. Капитан, штурман и механик в одном лице рассказал: Myfin.by о том, каково это – быть частным судовладельцем и какой доход его семье приносит необычный бизнес.
От мечты к «Мечте» и обратно
Рекой Вячеслав «заболел» еще в детстве, когда ходил с отцом на рыбалку. В выпускном классе он уже твердо знал, что хочет стать моряком. Причем привлекал его не морской флот, а речной, поэтому молодой человек подал документы в Гомельское техническое училище №30 (сейчас это колледж речного флота). Через 2,5 года Вячеслав получил специальность штурмана и помощника механика. А затем выучился на техника водных путей в Солигорске. С 1985 года работал на речных сухогрузах, позже стал капитаном бобруйского прогулочного теплохода «Мечта», который последние несколько лет простоял на приколе и недавно был продан с аукциона.
– Речной флот приходил в упадок на моих глазах. Сперва это коснулось грузовых перевозок, потом пассажирских. Когда в 2010 году бобруйский «Водоканал» решил организовать для отдыхающих прогулочный водный маршрут, я порадовался за город.
Но оказалось, что из года в год из-за обмеления Березины с прогулочным маршрутом «Мечты» возникали проблемы, организовать навигацию с весны до осени удавалось не всегда. Вячеслав считает, что вопрос можно было бы решить путем углубления дна на выходе из затона, где швартовался теплоход. Но в итоге город предпочел отказаться от прогулочного водного маршрута.
– Видя все это, мы с семьей решили построить собственный прогулочный плот, – вспоминает Вячеслав. – Фактически супруга и дочери меня уговорили, потому что с самого начала к этой затее я относился с сомнением. Сейчас, наоборот, очень рад, что у нас есть свое маломерное судно. И дело не в прибыли, которую он приносит, – просто на воде я чувствую себя лучше, чем на суше.
«Плот строили у тещи на огороде»
Проектированием маломерного судна Вячеслав занялся самостоятельно. Говорит, что близкие тоже принимали в работе непосредственное участие – что-то советовали, обсуждали, спорили. Строительство плота заняло почти два года.
– Сперва в Осиповичах у отличного мастера я заказал три лодки с дубовыми килями, которые находятся под палубой и выполняют роль воздушных подушек. Каждая из них имеет по два отсека, получился такой вот тримаран.
Потом лодки пришлось соединять швеллерами, ставить сверху металлический каркас, настилать палубу, заказывать поликарбонатную крышу, покупать двигатель и устанавливать самый настоящий штурвал. Специальные складные окна для плота по заказу изготавливались в Минске и Москве.
Все работы по сборке плота Вячеслав выполнял самостоятельно. В помощниках – два товарища и домочадцы.
– Плот строили у тещи на огороде, потом по частям перевозили на берег Березины. Сборка заняла три дня, спускали его на воду восемь человек – столкнуть конструкцию с берега оказалось не так-то просто.
Первые водные прогулки показали, что плот получился достаточно устойчивым. По документам он рассчитан на перевозку 12 пассажиров, но, как признается Вячеслав, для технических испытаний судна прошлым летом он пригласил на борт 14 друзей – прогулка прошла отлично.
– Запас прочности должен быть у любого судна. И могу сказать, что в экстренной ситуации, если вдруг придется кого-то спасать, я смогу взять на плот сверх нормы как минимум еще четырех человек.
Несмотря на то что Вячеслав – бывалый моряк и опытный механик, с некоторыми проблемами ему все же пришлось столкнуться. В первую же зиму его подвел дорогой яхтный лак, которым была покрыта палуба.
– Он просто поднялся дыбом, пришлось все снимать и красить дощатые щиты краской, а это – дополнительные расходы.
Всего же, по подсчетам Вячеслава, на строительство плота ушло около 4,5 тысячи долларов США с учетом затрат на постановку плавсредства на учет.
Легко ли капитану быть предпринимателем?
Свой плот капитан зарегистрировал еще на этапе строительства – говорит, законодательство позволяет это сделать с момента закладки киля, не дожидаясь, пока судно будет спущено на воду. Все прочие процедуры по оформлению плота Вячеслав, имеющий на руках специальное удостоверение на управление судами практически всех категорий, прошел быстро и без каких-либо проблем. Немного времени понадобилось и на то, чтобы получить свидетельство о регистрации ИП, освоить кассовый аппарат и запустить рекламу в соцсетях. С финансовыми вопросами и раскруткой бизнеса помогает старшая дочь Полина, экономист по образованию.
– Работать мы начали только в этом сезоне, примерно с середины июня. Билет на часовую водную прогулку стоит 10 рублей для взрослых и 7 – для детей до 12 лет. Пассажиры в возрасте до 5 лет путешествуют бесплатно, – говорит капитан.
При желании можно взять плот в аренду, чтобы порыбачить, отпраздновать знаковое событие или просто отдохнуть с компанией. Правда, пока таких заказов было всего несколько, но зато уже поступил запрос на ночную прогулку.
Четкого расписания у плота нет, он отправляется от причала возле санатория имени Ленина по мере появления желающих прокатиться по реке с ветерком.
– Рейс состоится, если наберется хотя бы пять человек, иначе нет смысла отправляться в путь. За одну прогулку я трачу топлива примерно на 15-16 рублей. Плюс амортизация плота, ведь нужно регулярно что-то обновлять и подкрашивать, да и двигатель вскоре потребует профилактики, – делает нехитрые подсчеты Вячеслав. – Так что 30 рублей с одного рейса – это тот минимум, на который я готов согласиться. Хотя сумма на самом деле по сегодняшним меркам смешная.
В хорошие дни капитану удается зарабатывать на водных прогулках порядка 200 рублей. Но бывает и так, что до вечера удается сделать всего один рейс. Какую-то закономерность в этом вопросе Вячеславу выявить пока не удалось – на количество желающих покататься на плоту по Березине особо не влияют погода, день недели и даты заездов отдыхающих в местный санаторий.
– Вот сегодня с самого утра вообще не было ни одного человека, а потом позвонила дочь и сказала, что есть групповая заявка в обед. Так и работаем.
Вячеслав признается, что за два месяца работы были моменты, когда скептическое отношение к семейному бизнесу брало верх и он высказывал близкими все, что думает об этой затее.
– Теперь, конечно, о своих словах жалею, потому что зарабатывать на водных прогулках можно. Но, признаться, я все же ожидал большего в финансовом плане.
«Прибыль будем делить на четверых»
На все деньги, которые Вячеславу удается заработать на плоту, он покупает валюту. Говорит, таким образом уже удалось собрать 900 долларов США. До конца сезона тратить он их не планирует – на жизнь сейчас уходят пенсия и зарплата, которую бобруйчанин получает за то, что руководит городской организацией ОСВОД.
Всего комментариев 3
Поделиться: