

15 октября 2025
Несколько лет назад со дна Березины возле Бобруйска случайно подняли древний шлем. К каким догадкам он привел историков? Как это связано с хрестоматийным сюжетом про Рогнеду, Владимира и Изяслава? И кто на самом деле основал Менск? Об этом и не только нам рассказал историк Игорь Марзалюк.
- Это все не просто так. Дружинными могильниками мы называем те, что с оружием. Это тоже явление достаточно редкое - нужно, чтобы повезло, чтобы найти. А тут мы видим четкое присутствие дружинных могильников, богатых погребений. Все это свидетельствует о том, что происходило "окняжение" или "огосударствление" этой территории. Детально выполненный анализ этого замечательного шлема показывает, что он по ряду признаков датируется концом X - первой четвертью XI века. Подчеркну, что такой шлем мог принадлежать либо князю, либо очень статусному представителю старшей дружины.
Теперь я хотел бы обратиться к изысканиям человека, который тоже очень любит Бобруйск, потому что это его родина, где он начинал свой карьерный рост. Сейчас он минчанин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой исторического факультета Белорусского государственного университета, это Степан Николаевич Темушев. Он не археолог, занимается изучением восточнославянских древностей по письменным источникам. А когда мы говорим про древнерусский период истории могилевского края, в частности Бобруйщины, познания в этом плане скудны. Письменные источники по данному периоду на этих территориях практически полностью отсутствуют. Поэтому необходимо использовать метод ретроспекции и все остальное.
Секрет Полишинеля - что и территория могилевского Поднепровья, среднее течение Березины на тот момент были заселены славянами. Естественно, что не было земли без князя и населения без дани, поэтому эти земли должны были входить в те или иные формирующиеся государственные объединения. Население в регионе было смешанным, кривичско-дреговичским. Как видит проблему находки княжеского богатейшего шлема, меча и целого набора боевых топоров Степан Николаевич? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться в начало полоцкой истории.
Давайте вспомним. Владимир Святославович, принимая крещение, женился на византийской принцессе Анне. Соответственно, Рогнеда должна была стать монашкой - или кем угодно, но уже не женой. Все помнят хрестоматийный сюжет про то, как она хотела убить спящего Владимира, тот вовремя проснулся, перехватил руку и велел одеться как положено. Он ушел разгневанный, чтобы дать ей время облачиться в парадное одеяние и потом убить. А когда вернулся, согласно летописи, подученный матерью сын, будущий Изяслав Полоцкий, с деревянным мечом в руках перекрыл отцу дорогу и сказал: "Отец, ты не один здесь". Владимир опустил меч и ответил: "Кто же знал, что ты здесь". После этого князь собрал совет со своими боярами, и те посоветовали ему вернуть Рогнеде и ее сыну отчину.
Мало кто знает, но, согласно тому славянскому и скандинавскому праву, наследование собственности в случае угасания отцовской линии имела дочь. Братья Рогнеды были убиты Владимиром, как и ее отец, и она была единственным представителем рода Рогволода. Так женщину с сыном и отправили в летописный Изяславль. Город так и называется: Заславль рядом с Минском - это место, где был построен замок, в котором Изяслав жил с матерью.
Всего комментариев 0
Поделиться:
Произошла ошибка
Последние 0 комментариев