Психолог рассказала, как помочь ребенку адаптироваться в школе
26 июля 2023
1445
Иллюстрационное фото из архивов Bobr.by
Осенью тысячи детей впервые сядут за школьную парту. Это волнительный и ответственный момент как для первоклассников, так и для их родителей. Будущие успехи в учебе зависят от психологического состояния и физического самочувствия ученика. Оказавшись в новых условиях, дети не в силах самостоятельно справиться с возникшими трудностями. Поэтому важно, чтобы родители помогали и поддерживали малышей на новом жизненном этапе. Психолог-логопед Ирина Васильева рассказала об адаптации детей в школе.
Что такое адаптация к школе? Что происходит в этот период и когда её лучше начинать?
Адаптация к школе – это принятие новой роли с нормами, правилами и требованиями. Школьная среда лишь отдалённо напоминает детский сад. Территория больше, рамки жёстче, требования выше, больше учебной информации, меньше игр, больше вопросов для самостоятельного решения.
Как понять, что ребёнок готов к школе?
Готовность к школе – это не только и не столько знание букв и цифр, умение читать и считать. Это готовность принять роль школьника: способность слушать, слышать, запоминать, вовремя применять свои знания, адекватно реагировать на происходящее, контролировать свои эмоции и поведение, выполнять требования, следовать правилам. По сути, главная задача первых трёх-шести месяцев в школе – научиться учиться.
С какими трудностями с точки зрения психологии могут столкнуться первоклашки? В каком случае могут возникнуть трудности адаптации?
Будет сложно детям: которые не могут управлять своим вниманием. Их часто называют «неусидчивыми» или «гиперактивными». Тревожным, боязливым детям обычно всегда сложно в незнакомой обстановке. Точно будет сложно детям с низким уровнем познавательного интереса и логического мышления. Если ребенок не умеет договариваться, уступать, общаться с другими детьми, могут возникать конфликтные ситуации в коллективе либо желание отстраниться.
Почему ребенку нужна помощь?
Невозможно полностью подготовиться к ситуации, в которой ещё не оказался. Даже если дошкольник посещал курс подготовки к школе и знаком с педагогом – это лишь кусочки целого. А целая картина – это больше, чем отдельные элементы. Взять хотя бы учебное время. При подготовке к школе дети посещают занятия 1-2 раза в неделю, а будучи учеником, будут посещать школу 5 учебных дней плюс шестой школьный день с различными мероприятиями. Если сюда же добавить спортивные секции и кружки (очень рекомендую найти для ребенка занятие по интересам помимо школы), то получится достаточно большая нагрузка для детского организма.
Как понять, что адаптация проходит плохо?
В период адаптации (чаще в первый месяц) могут быть нарушения сна, аппетита. Со стороны эмоциональной сферы: повышенная агрессия, капризы и истерики, излишняя плаксивость. И этому необязательно будут предшествовать конкретные события. Для окружающих это может выглядеть «странным», потому что раньше (давно) такого не было или нет объяснения для такого поведения. Если эти признаки со временем не проходят и даже усугубляются, надо разбираться, в чём причина. В этот период важно дать ребенку возможность отдохнуть, выговориться, отыграть, выплакать напряжение. Родителям следует учить ребенка способам отреагирования разных эмоций экологично (без вреда для окружающих и самого себя). Научить способам расслабления. Больше разговаривать с ребенком не только о школе. Внимание, принятие, поддержка особенно нужны в этот период. Даже если ребенок прекрасно адаптируется, интерес родителей – это плюс к учебной мотивации ребенка. Важно помнить, что в начальной школе ребёнок учится «для родителей».
Что делать, если ребёнок не хочет или перехотел идти в школу?
Искать причину и действовать по обстоятельствам. Например, если причина в конфликте, разбираться и решать конфликт. Причина неуспешности – наиболее распространённая. В этом случае с помощью учителя можно выявить слабые стороны и подтянуть «хвосты» или, если это невозможно, делать акцент на том, что у ребенка получается хорошо. Тем самым сглаживать, компенсировать «неуспех». В том числе по этой причине хорошо, когда у ребенка есть занятие по интересам помимо школы, и там он успешен.
Как помочь влиться в коллектив? Что делать, если ребёнок стеснительный?
В первом классе акцент у детей больше на педагога, нежели на сверстников. Такая ситуация сохраняется примерно до 3 класса. Если педагог часто положительно отзывается об ученике, его автоматически выделяют все дети в классе. Задача родителя – подсказать ребёнку, за что его будут хвалить, а за что могут ругать. В первом классе все «новенькие», все равны. Дружба – это умение, оно формируется в течение жизни ребёнка. Можно научить ребёнка дружить. И очень важно дать в этом процессе свободу: «не каждый, кто тебе нравится, захочет дружить с тобой и не со всеми, кому ты нравишься, можно захотеть дружить. Так бывает, это нормально, никто от этого не станет плохим. Просто мы все можем выбирать».
Что делать, если ребенок ленится?
Мы избегаем тех дел, которые у нас не получаются. Если ребёнку сложно, не понятно, он будет избегать учёбы. Родителям нужно помочь ребёнку заполнить «пробелы» в знаниях. А также научить разбивать большую задачу на несколько небольших и выполнять их друг за другом. Ведь задача первого класса: научить учиться, в том числе и дома.
Дело может быть ещё в неорганизованности. Это тоже процесс, который требует от родителя включённости. Необходимо организовать для ребёнка учебное пространство. На столе должны быть только необходимые предметы для выполнения конкретного задания. Режим дня необходимо установить и соблюдать ещё до школы. Допускаются погрешности в 1 час в каникулярное время и выходные дни. Приучать ребенка не откладывать выполнение домашних заданий, но и давать отдых сразу после уроков 30-60 минут. Важно! Без экранов и гаджетов. Идеально для отдыха подойдут сон и прогулка.
Советы родителям:
Установите режим дня, близкий к школьному, и начните его соблюдать за 2-3 недели до начала занятий. Помогите составить ребенку распорядок дня, недели в учебное время. Разместите на видном месте.
Обучите ребенка и следите за соблюдением им «цифровой гигиены». Чем позже ребенок начнет пользоваться гаджетами, тем лучше. Если у ребенка уже есть свой гаджет, установите родительский контроль и ограничьте экранное время. Для шестилеток рекомендуемое время – 1-1,5 часа в день (включая просмотр телевизора). Любые экраны и развлечения необходимо планировать после выполнения всех важных дел (например, домашнего задания).
Выбирайте учителя для своего ребенка и с первых дней налаживайте контакт с ним. Обязательно посещайте родительские собрания. Хороший контакт с педагогом – это иммунитет от детской изворотливости и лжи.
Если ребенок не посещал курс по подготовке к школе, сходите на экскурсию в школу. Расскажите про распорядок дня и школьные правила. Больше рассказывайте про школу положительных историй. Поиграйте в сюжетные игры, связанные со школой. Пусть ребёнок сыграет роль учителя и научит вас тому, что хорошо умеет. Вместе выбирайте школьные принадлежности.
Никогда не говорите ребёнку про школу что-то подобное: «ты же не умеешь читать/считать/писать, да тебя же там засмеют/будешь двоечником!» и т.п. Если говорили такое – вычёркивайте раз и навсегда. Ваши страхи или неверие в своего ребенка он принимает как тревожность, низкую самооценку и отсутствие мотивации в последующем.
Возьмите за семейное правило: всё, что связано со школой – это важно. Обязательно подкрепляйте это действиями. По мере возможности принимайте участие в школьной жизни ребёнка: делайте поделки, посещайте соревнования, участвуйте в конкурсах, отмечайте начало учебного года, успешное окончание учебной четверти.
Интересуйтесь ребёнком, его успехами и сложностями. Из практики: самая распространённая жалоба детей про то, что они не важны родителям, важны только их оценки. Вместо «что ты сегодня получил?» спросите: «как настроение? Что интересное ты узнал в школе сегодня? Что тебе понравилось? С чем возникли сложности? Ты устал(а)?» и т.д. Оценки в процессе разговора вы узнаете и без прямого вопроса.
Что делать, если у родителей сдают нервы?
Я почти никогда не слышала от родителей школьников, что им легко. Но это же нормально. Нас развивают не праздные дни, а именно преодоление трудностей и решение проблем. Чтобы отдавать, нужно, чтобы что-то было. Исходя из простой истины, что ребенок не может быть поддержкой и опорой родителя буквально, надо принять позицию «взрослого» и решать свои проблемы самостоятельно. Искать способ отдохнуть, восстановиться, оздоровиться. На любом пути есть успехи и неудачи, к этому нельзя подготовиться. Надо помнить, что нет нерешаемых проблем, если есть желание их решить. Важно найти действенный способ.
Всего комментариев 0
Поделиться:
Другие новости раздела
Идёт обмен данными...