Буллинг в школе: последствия и как пережить травлю
29 августа 2023
3389
Фото: freepik.com
Буллинг – нередкая проблема в школе, принимающая разные формы. Жертвы травли подвергаются физическому и психологическому насилию со стороны сверстников, а также полному бойкотированию. Психолог-логопед Ирина Васильева рассказала, как выявить детскую травлю и как с ней бороться.
Что такое буллинг?
Буллинг представляет собой травлю в отношении кого-то из детей со стороны сверстников. Может проявляться как запугивание, издевательства и другие формы агрессивного поведения. Иногда буллинг выражается в физических действиях: ударах, пинках и толчках, царапинах, порче одежды и вещей жертвы. При этом ребёнок может не объяснять родителям, как появились следы от драк, или придумывать неправдоподобные истории. Также травля может выражаться в словесной форме: обидные слова, прозвища, оскорбления самой жертвы или близких людей.
Не менее опасен кибербуллинг – травля в сети, когда ребенок может не знать обидчика в лицо, а преследователь травит жертву постоянно, почти не отвлекаясь от основных дел.
Травля в интернете имеет такие же негативные последствия, как и физический буллинг: ребёнок будет беспокойным, у него может снизится успеваемость и ухудшится состояние здоровья. Однако при кибербуллинг можно заметить, что ребёнок нервничает после того, как посидел в социальных сетях.
Следует отметить, что в любом коллективе неизбежно возникают конфликтные ситуации, это нормально. Ребенок постепенно учится разрешать конфликты самостоятельно, пробует разные стратегии поведения.
Буллинг имеет 3 основные характеристики, которые не позволят спутать его с другим видом агрессивного поведения: намеренность, повторяемость и неравенство сил (дисбаланс власти в отношениях участников).
Также в случае буллинга есть пассивные участники травли: помогающие агрессору (буллеру) - последователи, пассивно одобряющие, одобряющие, равнодушные. Есть и защитники, но они всегда в меньшинстве. Поэтому буллинг становится таким распространённым, ведь дети об этом часто молчат, а сами не могут противостоять агрессорам.
Кто в группе риска?
Жертвами буллинга обычно становятся тревожные, социально незащищенные, молчаливые и сдержанные дети. Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы, не уверены в себе, несчастны, склонны к депрессии и суицидальным мыслям, одиноки, плохо находят общий язык со сверстниками и легче общаются со взрослыми.
На формирование стереотипного поведения «жертвы» влияют: длительная травмирующая ситуация, домашнее и сексуальное насилие, воспитание, направленное на подавление личности, хронические заболевания.
Ребенок с выработанным стереотипным поведением «жертвы» принимает насилие по отношению к себе как обыденную ситуацию, часто оправдывает агрессора, впадая в самообвинение.
Жертвой может стать любой ребенок, но чаще под удар попадают дети, которые чем-то отличаются/выделяются: цвет кожи, физические дефекты, специфическое увлечение, высокий уровень интеллекта и т.п. Среди мальчиков чаще встречается проявление физической агрессии. По отношению к девочкам больше распространена словесная форма агрессивных нападок.
Сам агрессор также подвергался или подвергается насилию. Буллер за счёт жертвы часто самоутверждается. К семейным причинам травли относятся недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль.
О последствиях школьного буллинга
Во-первых, возникают трудности в учебе, ребенок допускает пропуски занятий. Во-вторых, устойчиво снижается самооценка ребенка, часто бывают депрессия и тревожные расстройства. Но самое опасное то, что могут возникать суицидальные мысли.
Последствиями травли также могут быть избегание любых социальных контактов, посттравматические состояния, психосоматические расстройства, суицидальные мысли. И то, с чем мы всё чаще имеем дело: агрессия жертвы, доведенной до отчаяния. Вспышка ярости или холодная спланированная акция.
Как понять, что ребенок подвергается детской травле?
Признаки могут стать заметны не сразу, особенно, если ребенок старается это скрыть. Но родители могут заметить такие проявления травли:
- Ребенок не хочет ходить в школу, часто ищет предлог, чтобы остаться дома или начинает прогуливать занятия. Или ребенок идет в школу постоянно хмурый, напряжённый.
- Участились соматические заболевания в силу снижения иммунитета на фоне стресса.
- У ребенка очень мало или совсем нет друзей среди одноклассников, он всячески избегает контактов с ними.
- Сильно снизилась успеваемость (из-за постоянных внутренних переживаний сил на учебу не остается).
- Ребенок плохо спит и не хочет есть.
- У ребенка резко меняется настроение: от абсолютного спокойсвия до истерики.
- Школьник регулярно приходит домой с синяками, испорченными вещами или вещи пропадают, а ребенок не может это объяснить.
- Ребенок не ходит в школьный туалет, а терпит до дома (часто акты физической агрессии происходят там, где нет взрослых).
Как помочь жертве травли?
Прежде всего нужно всегда внимательно относиться к жалобам ребенка. Разбираться вместе в конфликтных ситуациях, помогать ребенку найти решение. Если он не справляется сам, всячески помогать ему, но не делать вместо него.
Когда речь идет о травле (систематических и длительных издевательствах) прямое вмешательство взрослых необходимо. Буллинг - проблема всего класса, включая учителя, поэтому решать проблему надо комплексно при непосредственном участии всех сторон конфликта.
Ребенка надо поддержать, объяснить, что он не виноват, помочь взглянуть на агрессора с другой (слабой) стороны. Важно научить ребенка защищаться от агрессии, находить помощь среди взрослых и сверстников. Помочь ребенку завести друзей среди одноклассников. Найти сильные стороны ребенка и научить их проявлять.
Что делать родителям, если выяснилось, что их ребенок и есть агрессор?
Необходимо остановить травлю. Выявить возможные причины агрессии. Пересмотреть подходы в воспитании и общении, если необходимо. Помочь ребенку иначе проявлять свои лидерские качества, если причина в самоутверждении. Не отталкивать ребенка, но показать его неправоту. Помочь выйти из конфликтной ситуации: принести извинения пострадавшей стороне, установить нейтральное общение. Сформировать адекватную самооценку у ребенка.
Что делать учителю?
Необходимо сообщить родителям о происходящем. Доверительно побеседовать с жертвой агрессии, предложить помощь, подсказать способы защиты. Провести беседу с агрессором, если необходимо, привлечь родителей, школьного психолога, социального педагога. В классе провести беседу о происходящем. Привлечь специалистов социальной службы, которые покажут тупиковость ситуации. Расскажут о последствиях и ответственности для агрессора, а для жертвы – путь к спасению. Хорошо работают в этом случае совместные мероприятия, которые могут сплотить класс. Но уже после огласки и разрешения конфликта.
Как не допустить травлю?
Родителям необходимо всегда поддерживать связь с учителем, посещать родительские собрания, интересоваться жизнью (не только оценками!) ребёнка в школе. Есть такое понятие «школьная жизнь». Ребенок в школе не просто получает знания, он занимает в коллективе «своё» место. Если ребенок вовлечён в школьную жизнь, он чувствует себя частью процесса обучения и ему в школе достаточно комфортно. Если он не очень успешен в учёбе, он компенсирует это в других школьных активностях. Вовлечённость ребенка в учебный процесс как в важную часть его жизни очень сильно зависит от родителей с самого начала школьного обучения, ещё в начальных классах. А в дальнейшем это входит в привычку и воспринимается как должное.
Внешкольные классные мероприятия надо поддерживать. Помогать ребенку завести друзей среди одноклассников.
Педагогу важно видеть и выделять сильные стороны учащихся, не критиковать ребенка при всём классе, не делать акцент на его недостатках. Пресекать обидные подшучивания среди детей. Подчеркивать, что у всех есть свои положительные и отрицательные качества. Все люди разные, но это не делает их плохими. Не со всеми можно близко общаться или дружить, это нормально. Но в классе все равны, независимо от оценок и личностных качеств.
Советы детям: как избежать или справиться с буллингом в школе.
Всегда помнить: ничего не может оправдать намеренного агрессивного поведения. Это нельзя терпеть. Если игнорирование обидчика провоцирует большую агрессию, надо противостоять. Если силы не равны, необходимо искать помощь среди сверстников и/или взрослых. Нельзя молчать!
Как сделать так, чтобы ребенок не стал жертвой буллинга?
Вот, что советует Алла Баркан в книге «28 законов воспитания. Как желательно и не желательно поступать родителям»:
- отыскать себе друга среди одноклассников, а еще лучше несколько настоящих друзей;
- приглашать одноклассников в гости;
- научиться уважать мнение одноклассников, находить с ними общий язык;
- не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками, научиться проигрывать и уступать, признавать свою неправоту;
- не задираться, не зазнаваться;
- не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода;
- не хвастаться — ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни родителями;
- не демонстрировать свою элитарность;
- не ябедничать;
- не подлизываться к учителям;
- не действовать наперекор решениям класса, если они не противоречат нравственным нормам;
- не демонстрировать свою физическую силу;
- не показывать свою слабость;
- не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами;
- использовать свои таланты на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились им, а не завидовали ему.
Всего комментариев 0
Поделиться:
Другие новости раздела
Идёт обмен данными...