Пресс-релизы
Пресс-релизы
Пресс-релизы
Пресс-релизы
5 августа 2019
Бобруйская крепость – это памятник архитектуры, который имеет и величественное, и не очень приятное прошлое. Фортификационные укрепления возвели более 200 лет назад, причем для строительства крепости пришлось пожертвовать постройками целого города. Цель ставилась вполне благородная – защита западных рубежей Российской империи. Разработчиком проекта и главным строителем был известный в то время инженер Карл Опперман. На протяжении долгих лет крепость оставалась военным объектом, ведь полностью кирпичное сооружение имело прочные бойницы, сводчатые перекрытия, что делало его практически неприступным для возможностей артиллерии. До наших дней дошли далеко не все укрепления крепости, а останки некоторых из них были обнаружены во время подготовки котлована под возведение ледовой арены в Бобруйске. Даже с учетом этого любители истории и военных объектов останутся довольны. Живете в столице, но давно мечтали посетить этот необычный памятник архитектуры? Трансфер Минск – Бобруйск снимет все вопросы и поможет добраться в пункт назначения с комфортом. А пока есть время познакомиться с прошлым и настоящим Бобруйской крепости.
После второго раздела Речи Посполитой границы Российской империи существенно продвинулись на запад, поэтому встала задача укрепить рубежи старой линии обороны. Решение построить крепость в Бобруйске приняла непосредственно Екатерина II, которая обратила внимание на слишком удачное географическое расположение города. Бобруйск получил статус уездного города и обзавелся собственным гербом, на котором была изображена корабельная мачта на фоне двух перекрещенных деревьев. Такая геральдика была выбрана не случайно, ведь основным промыслом жителей Бобруйска являлся сплав мачтового леса, который в дальнейшем использовался для строительства флота на Балтийском и Черном морях. В городе были возведены казармы, открылся военный госпиталь и был оборудован склад боеприпасов.
Строительство крепости началось уже при новой власти – императоре Александре I. Новоиспеченные цидатели Динабург и Бобруйск должны были закрыть прорехи в обороне шириной более 1200 км – между Ригой и Киевом. Рассматривался и альтернативный вариант, Рогачев, но после детального изучения местности поручиком Теодором Нарбутом решили, что высокий берег Березины является оптимальным местом для возведения укреплений. Идеи военного руководства и инженера Карла Оппермана получили одобрение на самом высоком уровне.
После этого судьба города с 400-летней историей была предрешена. Все было снесено: от жилых домов и религиозных построек до гостиницы и торговых лавок. Уцелело лишь основание иезуитского костела, который был переориентирован под хранилище боеприпасов. Крестьянам и другим жителям города предложили в пользование свободную землю вокруг крепости, а также бесплатный лес, который можно было бы брать для возведения новых домов.
Что же представляла собой крепость к концу 1811 году? На начало русско-французской войны это было одно из лучших фортификационных сооружений на территории Беларуси. Гарнизон крепости насчитывал более 4 тысяч человек, а на вооружение было поставлено более 300 мощных орудий. Толщина стен составляла 10 кирпичей, что позволяло оставаться неуязвивыми для артиллерийских орудий той поры.
После начала войны с Францией именно здесь сосредоточились армии Багратиона и де Толли. Военные смогли пополнить запасы продовольствия и боеприпасов, оставили на лечение раненых и получили подкрепление. После окончания войны крепость была модернизирована: увеличилась территория, появились дополнительные оборонительные укрепления, обустроенные бульвары и улицы. По проекту известного архитектора Штауберта здесь появилась соборная площадь в классическом стиле, на которой расположился госпиталь, собор Александра Невского и здание штаба.
После 1886 года крепость перестала быть оборонительным объектом и стала обычным складом. Во время Великой отечественной войны здесь был немецкий концентрационный лагерь, в котором фашисты замучили 80 тысяч человек…
В 2002 году Бобруйская крепость была внесена в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, а еще спустя 4 года часть комплекса передали в ведение Министерства обороны РБ, которое и занялось восстановлением былого облика крепости.
Несмотря на то, что большая часть сооружение не пережили мировые войны, до наших дней дошли 9 редюитов плацдармов, казематированный бастион, башня Оппермана, земляные укрепления, люнет и почти два десятка зданий административно-бытового назначения.
Если вы хотите собственными глазами взглянуть на одно из наиболее известных оборонных укреплений своего времени, то крепость находится в 140 километрах от Минска. Добраться к ней можно на собственном автомобиле, маршрутке либо автобусе. Более комфортный вариант – это служба такси http://online-taxi.by/, которая готова организовать удобный трансфер по указанному маршруту из белорусской столицы.
Всего комментариев 0
Поделиться: