О визите почетного консула Республики Беларусь в Великобритании Майкла Рая жителям Бобруйска известно не понаслышке. В четверг он побывал на одном из городских предприятий, а в пятницу англичанина принял у себя председатель Бобруйского горисполкома Андрей Викторович Коваленко. На встрече обсуждались вопросы сотрудничества. Но мы решили побеседовать с Майклом Раем в неформальной обстановке. Узнать о его жизни, карьере, семье, увлечениях, хобби. Итак, какой же Вы человек, Майкл Рай?
Почетный консул Республики Беларусь в Великобритании Майкл Рай
Где вы родились и кем мечтали стать в детстве?
Вы знаете, это очень хороший вопрос, чтобы начать нашу беседу. Ну, как и большинство из нас, я появился на свет в очень маленьком возрасте (смеется), в небольшом городе, неподалеку от моря. Это было место, где было все: море, песок…. Я жил там несколько лет до того, как нас начала бомбить немецкая авиация во время Второй мировой войны.
Расскажите о ваших родителях. Какими они были?
Мой отец был военным, служил в миротворческих бригадах. Он родился… и это хороший вопрос… на самом деле не могу вспомнить, когда он родился. Но он был из очень большой семьи, как и моя мать. Она тоже родилась в очень большой семье. Родители поженились, когда моему отцу было 23, а матери – 17. Нас было четверо детей в семье: я, брат и две сестры. До 15 лет я ходил в школу, а затем отправился служить в армию. Там я провел несколько лет. А по возвращении домой стал работать в киноиндустрии. Но, для понимания, я был задействован не в процессе создания фильмов, а именно в их продаже. На данном поприще я проработал 25 лет. Причем 15 из них – в компании «Уолт Дисней». После я решил организовать собственный бизнес, связанный с системами безопасности. И где-то в этот период был вовлечен в гуманитарную деятельность.
Могли бы вы представить в свое время, что будете работать в такой необычной сфере?
Я просто позволил своей собственной карьере привести меня туда, к чему я стремился. Так получилось, что мое детство пришлось на период после Второй мировой войны. Я рос в стране, которая, в отличие от вашей, не подвергалась оккупации или разрушению. Но мы тоже многое восстанавливали и тоже потеряли много людей во время войны. В моей стране пытались наладить работу различных служб: транспортных, коммунальных и т.д. Были построены новые школы, использовались новые способы обучения. Но я всегда знал, еще с малых лет, что буду служить в армии.
Почему Беларусь? Почему Вы стали почетным консулом именно этой страны?
Опять же, это еще один очень хороший вопрос! В 1990 году на Балканах шла гражданская война, и тогда меня спросили, могу ли я как-то помочь. Я взглянул на ситуацию и подумал, что лучшей помощью с моей стороны будут гуманитарные проекты. И тогда я стал организовывать большие грузовики с гуманитарной помощью в Хорватию, Боснию. Мы стали участвовать в программах по восстановлению школ, пожарных станций, госпиталей. Помогали оснащать их оборудованием, проводили обучение персонала непосредственно в Великобритании. А затем меня спросили: «Могли бы Вы приехать в Беларусь?». Я поговорил с некоторыми своими коллегами и выбрал 20 человек. Вскоре мы приехали в Беларусь с грузовиками, наполненными гуманитарной помощью.
В самом начале команда испытывала некоторые сложности, так как ситуация несколько отличалась от балканской. Мы пришли к выводу, что стоит потратить время на постройку отношений внутри Беларуси. Тогда со мной связались представители белорусского посольства в Лондоне и спросили, не хотел бы я стать Почетным консулом. Сказать по правде, такое предложение стало для меня большим сюрпризом, так как это была тема, о которой я даже и не задумывался. Ко всему прочему, в то время я отдавал много сил и времени гуманитарным проектам в других частях мира.
Где-то через 12 месяцев я дал свое согласие на такую важную должность. Процесс назначения был очень сложным. Ваше правительство в первую очередь должно было договориться с человеком, которому хочет присвоить подобный статус. Как только они договорятся, вступает британское правительство. Оно тоже должно дать согласие на то, что я являюсь подходящим человеком на эту должность. Британское правительство проверило мое прошлое и убедилось, что я подхожу. Все это заняло около 18 месяцев. На данный момент – это мой восьмой год в должности Почетного консула. И вот уже 22 года, как я соединяю две страны – Беларусь и Великобританию.
В последнее время Беларусь активно пытается развить туристическую сферу. Как Вы считаете, что является преградой к этому?
Вы очень хорошо подбираете свои вопросы! Оборачиваясь назад и вспоминая те годы, которые связывали меня с Беларусью, я заметил множество улучшений. Могу сказать, что многое изменилось в лучшую сторону. Я увидел молодое поколение, которое живет и понимает, насколько хороша их Беларусь. Эта страна полна возможностей. Вы, в свою очередь, также улучшаете Беларусь для того, чтобы, возможно, Ваши дети и их дети жили здесь хорошо.
Однако я думаю, что Беларусь является особо охраняемым секретом для всего мира. Люди знают, где находится Литва, Латвия, Польша, Украина, Испания, но они не знают, где находится Беларусь. Если говорить о туризме, много людей, особенно молодое поколение, предпочитает отдых под солнцем у моря. Люди моей страны едут через Францию в Испанию, Португалию, к Средиземному морю, а также в Индию, Таиланд. Но есть и старшее поколение, которое было бы заинтересовано приехать в Беларусь.
Но Беларусь, к сожалению, не прорекламирована достаточно хорошо, как страна для туризма, а больше как индустриальная. У Вас есть замки, крепости, музеи, галереи искусств, талантливые молодые люди. Вы хорошо представлены в спорте, будь то футбол, тяжелая атлетика, бег и пр. Но правда в том, что люди только начинают узнавать о Беларуси. Туризм принесет много дохода: начнут наполняться отели, люди начнут тратить деньги в Ваших магазинах и т.д. Вот если бы, например, вы смогли открыть бобруйский аэропорт, Вы бы сделали Бобруйск центром туризма. Люди смогли бы прилетать сюда и разъезжаться отсюда в Минск, Могилев, Витебск и т.д. Вы бы открыли поток людей, который приносил бы хорошие и так необходимые для страны деньги. Стало бы больше рабочих мест, поднялся бы уровень жизни людей. У Вас есть посетители из Германии, к вам приезжают люди со всей Европы. Да, у Вас есть туристы, но этого недостаточно.
Одна из проблем – визы. Иногда процесс сбора необходимых документов слишком затягивается. В идеале должно быть так: ты приезжаешь в страну, как турист и, проходя границу, просто получаешь штамп в паспорте. Не должно быть необходимости в заполнении множества форм для получения индивидуальной визы до того, как ты прилетишь сюда. Некоторые авиаперевозчики делали запросы на использование минского аэропорта, но им было отказано. Я не совсем понимаю этого, ведь подобные действия лишь уменьшают поток туристов в Вашу страну. Но у Вас есть аэропорт здесь, в Бобруйске, который не используется. Так почему бы не попробовать развить его?!
Я могу слетать из Великобритании в любое место Европы и провести там ОТПУСК примерно за 600$, а чтобы просто прилететь сюда, мне необходимо потратить около 400$. Вот почему у Вас нет туризма. У Вас есть все для этого, но Вы недостаточно заинтересованы.
К Вам приезжают бизнес-делегации – это все очень хорошо. Двое коллег приезжали со мной сюда на этой неделе. Они сейчас возвращаются обратно, а в сентябре мы привезем сюда делегацию уже из 8 человек. Почему? Потому что Вы дружелюбные! У Вас прекрасный город, у Вас прекрасные люди, с которыми приятно работать. Но бизнесмены ищут возможности не только покупать Ваш товар, но и предлагать свой. Однако на данный момент… как бы подобрать правильные слова… вы хотите только экспортировать, но не импортировать. Вы пытаетесь произвести в стране всё сами. Это сложно.
Вчера я посетил художественную галерею. Абсолютно превосходно! Но Вы знаете, там было больше сотрудников, чем посетителей, пришедших посмотреть на эти прекрасные образцы искусства. Затем мы направились посмотреть на коллекцию камней в выставочном зале. А вы там были? (Последовал ответ: «Нет».) Почему?! Как мне кажется, в Вашем городе находится лучшая коллекция всего западного мира! А то, как этот человек (говорит про коллекционера) посвятил свою жизнь нахождению и коллекционированию всех этих камней! Это удивительно... Бобруйск – один из самых хорошо охраняемых секретов!
Когда я впервые приехал в Беларусь, я встретил женщину в детском госпитале. У ее ребенка было тяжелое заболевание. Он был болен раком. Получилось так, что я вышел прогуляться (я тогда сильно устал после долгой дороги и хотел побыть немного наедине со своими мыслями). Я присел, и тогда появилась эта женщина. Мы разговорились. Я спросил у нее, как она видит дальнейшее развитие ситуации, связанной с ее ребенком. Она мне ответила: «Я, действительно, не представляю».
Женщина сказала, что у них не хватает лекарств, не хватает обученного персонала. И тогда она сказала, что мечтает организовать детский хоспис. «Место, куда бы мы приводили своих детей и они могли бы наслаждаться всем, что их окружает. Мы бы дали им все! И тогда их родители смогли бы приходить и оставаться со своими детьми. Или же родители оставляли бы детей на нас, чтобы побыть наедине с собой. Мы дадим им все!»
Вы знаете, ее мечта получила развитие… Я встречался с этой женщиной несколько раз – и я с радостью могу сказать, что в конце концов помог ей воплотить мечту в жизнь. Сейчас она управляет детским хосписом в Минске уже на протяжении 15 лет, а может быть и больше... (задумался).
Я это веду к тому, что когда ты оборачиваешься назад и вспоминаешь о маленьких вещах, которые ты сделал, ты понимаешь, что именно эти маленькие вещи создают жизнь. Но всегда должен быть кто-то, кто должен начать. Когда ты сидишь и слушаешь людей, в голове проносятся мысли: «Я могу помочь тебе сделать это!». И я думаю, что это дает тебе наилучшие ощущения. Ведь ты знаешь, что подарил ребенку улыбку, что помог кому-то осуществить его мечту.
Что вы можете сказать о Вашей работе? С какими людьми приходиться общаться?
Одна из особенностей моей работы – это то, что я вынужден общаться со многими людьми. Иногда это приводит меня в места, в которых я раньше никогда не бывал. Я общался с людьми из министерства образования, различных университетов, больших и маленьких заводов, производящих продукцию, начиная от мебели и заканчивая шоколадом. Я контактирую со многими людьми. Взять, к примеру, тот же завод по производству тракторов здесь в Бобруйске, где работает около 3000 человек. Это довольно большая рабочая сила, и очень много ответственности лежит на плечах этих людей.
В течение многих лет я вижу изменения. Молодые люди начинают оставлять свой след. То, что они изучают в университетах, то, как течет и изменяется их жизнь, помогает им осознать и понять, что действительно нужно людям.
Знаете, было время, когда ты мог напечатать научную книгу, и эта книга могла оставаться без изменений 50-100 лет. Но время не стоит на месте. И сейчас то, что было хорошим тогда, не обязательно будет хорошим сегодня. Если вам дать обучающую книгу, напечатанную сотню лет назад, она, скорее всего, будет совершенно неактуальна.
Я считаю, что старшее поколение должно положиться в подобных вещах на молодых людей, потому что именно они начнут управлять бизнесом, странами или даже миром. Именно молодое поколение знает то, чего хочет.
Когда Вы планируете визиты или посещаете города, то с кем любите общаться больше: с молодыми или более взрослыми людьми?
Я большой любитель понаблюдать за людьми. Если у меня есть возможность посетить бар и выпить пару чашек кофе, я просто сажусь и смотрю. Мне нравится то, что я вижу, хоть зачастую из-за языкового барьера могу и не понимать, о чем говорят эти люди. В основном, это молодежь. На их лицах видны стремления, желания, мечты. Я могу определить это даже по тому, как они смотрят в окно или по походке.
В то же время люди старшего возраста тихо сидят в углу. Я, конечно, не могу утверждать, что они устали от жизни, но эта жизнь слишком быстро движется для них. Они не желают быть вовлеченными и слушать молодых людей. И я считаю, что это неправильно. У меня есть внуки, и когда я сижу и слушаю их, то просто восхищаюсь тем, как они могут общаться с людьми, их желанием к освоению новых областей.
Я обнаружил, что определенная возрастная группа не хочет признавать изменения. Но если они признают их, то поймут красоту жизни. В спальне моего отеля стоит телевизор, я даже не включал его. Но, представляете, это тот самый большой телевизор с большой коробкой позади него. В моей стране таких уже нет: везде плоский экран. Если бы мы не менялись, то у нас до сих пор в каждом доме стоял бы такой старомодный большой телевизор. Но молодые люди сказали однажды: «Их пора убирать, нам пора меняться». То же самое и с мобильными телефонами. Ваши родители, я полагаю, никогда бы и не имели мобильного телефона. Это ново для них. Некоторые люди сказали бы: «Он мне не нужен». Но мобильный телефон является тем, с чем ты должен столкнуться. Это часть нашей жизни, и это путь, по которой она движется.
Чем вы любите заниматься в свободное время? И хватает ли его на себя?
Я даже и не знаю, есть ли у меня вообще свободное время. Если честно, можно сказать, что у тебя появляется свободное время, только когда ты увольняешься с работы. Но у меня нет оплачиваемой работы, поэтому я трачу все свое время на то, чем хочу заниматься.
Я люблю ралли (спортивные гонки по заданным маршрутам на специальных автомобилях) на старых машинах, которые проходят в течение 2-3 дней в различных частях Европы. Мне нравится встречаться с людьми, мне нравится быть вовлеченным в проекты, в которых я могу видеть итог. Мне также нравится отвечать на телефонные звонки и пытаться помочь кому-то.
Расскажите о Вашей семье? Как она справляется с вашими длительными отлучками?
Я женат. У меня есть двое детей, которые уже имеют свои семьи. Моя природа такова, что если я хочу отправиться куда-либо, я просто делаю это... Моей жене, наверное, такое не очень по душе, но она должна мириться с этим. Знаете, брак – это когда ты отдаешь и получаешь. Но, к сожалению, я беру и не отдаю… ну это не совсем правда… (улыбается).
В Бобруйске вы были давно. Произошли ли какие-то изменения в городе, по Вашему мнению?
Я много думал об этом. Моя последняя поездка пришлась на время зимы: здесь было очень холодно, было много снега. И складывалось впечатление, что в Бобруйске всё тусклое, темное, что тут нет жизни, нет людей. Сейчас я приехал и увидел прекрасный динамичный город. Вы должны чрезвычайно гордиться им! Как я отмечал ранее, такой чистый и аккуратный. Знаете, вчера я просто сидел и смотрел на людей, наслаждающихся жизнью. Однако я заметил, что, когда мы шли по улице, совсем не было прогуливающихся пожилых людей… (задумался). Вы должны знать – у Вас прекрасный город!
В жизни каждого человека бывают как хорошие, так и плохие моменты. Как вам удается сохранять оптимизм? Может, есть определенные мотивации?
Вы знаете, я иногда сталкивался с очень тяжелыми решениями. Иногда срабатывает терпение, иногда, напротив, агрессия. Мне нравится анализировать какие-то моменты из прошлого. Нравится смотреть на государственных деятелей различных стран, я люблю читать книги, которые они пишут.
Я думаю, что мой отец сыграл очень важную роль в становлении моей личности. Не обязательно в дисциплине, а в том, чтобы думать, прежде чем говорить. Я думаю, что это основано на его богатом жизненном опыте.
У меня нет определенной модели поведения, и мне было бы неприятно, если бы мои дети по моему совету делали то, к чему не лежит их душа. Это уже другой мир: он немного изменился.
Я вспоминаю времена, когда я служил в армии. У нас были очень хорошие инструкторы. Однако тренер по прыжкам с парашютом был очень строг с нами. Я помню, как мы отправились на учения, и после того, как я совершил свой первый прыжок, жесткий инструктор неожиданно изменился и сказал: «Теперь вы понимаете, почему я был строг с вами. Сейчас вы можете смотреть на меня и знать, что я – один из вас. Вы сделали то, что я делал годами». Все это, конечно, дисциплина. И мне кажется, кое-что от нее осталось во мне и по сей день.
Наша беседа подошла к концу, однако теплые эмоции не покидали еще очень долго. Интересно было взглянуть на человека с совершенно другой стороны. «Я надеюсь, что не утомил Вас», – произнес Майкл Рай и загадочно улыбнулся.
Екатерина Пещинская
Перевод - Дмитрий Голубь
Фото: Анна Бирюкова