Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
6 ноября 2023
Бобруйск впервые стал по-настоящему причастен к олимпийскому движению в 1988 году, когда каноист Виктор Ренейский, воспитанник бобруйского тренера Бориса Бирюкова, вместе с напарником, Николаем Журавским из Молдовы, завоевал золотые медали на дистанции 500 и 1000 метров на XXIV Олимпийских играх в Сеуле.
Борис Григорьевич Бирюков вырастил и подготовил много высококлассных спортсменов. Среди них призеры чемпионата мира Анатолий Ренейский и Александр Курляндчик. 7 ноября этому заслуженному тренеру СССР и БССР исполняется 75 лет. Он не оставляет тренерской работы: у юных бобруйчан есть шанс поучиться у наставника чемпионов в отделении гребли на байдарках и каноэ Бобруйской СДЮШОР. Правда, сейчас Борис Григорьевич растит смену юных каноистов «на передачу» своим коллегам-тренерам, многие из которых – тоже его ученики.
Мы встретились с Борисом Григорьевичем накануне дня рождения в музее училища олимпийского резерва. Тренер рассказал, как из бобруйских школьников вырастали чемпионы республики и мира, как в 90-х годах из «всесоюзной команды» формировались национальные. Побеседовали также о причинах обмеления Березины в районе городского пляжа, и о том, почему у бобруйской школы гребли, при всех ее достижениях, до сих пор нет ни самостоятельного статуса, ни комфортной для гребцов базы.
Корреспондент BOBR.BY задала и личный вопрос: как вести себя родителям, если они хотят стимулировать интерес своего ребенка к спорту.
Один из впечатляющих экспонатов музея УОР – каноэ и весло Виктора Ренейского. Датская спортивная лодка из красного дерева в 2023 году выглядит диковинно. Но до перехода на пластиковые снаряды это был мировой стандарт.
Есть тренеры, которые работают только с малышами, есть те, кто работают в высшем звене. Борис Григорьевич растил свою «плеяду» с детского возраста. «Я начал свою трудовую деятельность с новичков, - вспоминает тренер, - После института я получил направление в СШ №27 учителем физкультуры. Я продержался там год, мне стало тесно. И перешел на реку, в Добровольное спортивное общество «Красное знамя».
1974, Бобруйск
«Здесь, на фотографии, первые мои воспитанники, ученики СШ №27 и №22. Я выбрал 18 самых-самых мальчиков, которые мне нравились по характеру и у которых была хорошая физподготовка.
Половина из этих мальчишек стали победителями и призерами первенств республики, мастерами спорта. У меня и большого опыта не было. Но все равно неплохо получилось
Я их растил и рос с ним вместе. Вместе с ними перешел в сборную республики. А потом, когда они показали высокие результаты, я был приглашен в состав сборной команды Советского Союза. Со всеми своими, доморощенными».
Детская спортивная школа – это не только отбор для национальных спортивных команд, считает Борис Григорьевич: «Это оздоровление нации, подготовка к труду, к обороне родины. Если ребенок не станет высококлассным спортсменом, то, прозанимавшись 4-6 лет, он получит базу общей физической подготовки, которая пригодится ему на всю оставшуюся жизнь. Зимой мы плаваем, бегаем, играем, а летом переходили на греблю. Ребята хорошо закалялись, крепли. Их с удовольствием потом брали в армию, приглашали в милицию, МЧС».
1982, пионерский лагерь «Орленок». В спортивном отряде - Виктор Ренейский, Анатолий Ренейский, Евгений Гребеневич, Виктор Курляндчик.
1986, Дания, международные соревнования. Сборная команда СССР: Начальник сборной В. Д. Малюков, Главный тренер В.Ф. Каверин, тренер по каноэ Б. Г. Бирюков, тренер по байдарке Л. А. Деревянко, старший тренер по каноэ В. И. Астахов.
В 1987 году Борис Григорьевич работал тренером-консультантом в Индии, штат Керала. Контракт обеспечивался Госкомспорта СССР.
Встреча в аэропорту
«Поехал без семьи. Мне только оставили мою зарплату дома и платили командировочные, - вспоминает Борис Григорьевич, - Их работа моя устраивала выше крыши. Они мне предложили продлить контракт. Я отказался. Они пожаловались на меня в советское посольство в Дели. Меня вызвал посол и сказал: вы себя неправильно ведете. Мы вам оказали высокое доверие. Ладно, мы вас выпускаем. Но передайте своим коллегам, что больше таких поблажек не будет. Вы государственные люди и будете делать, что мы вам скажем».
«Индия – страна резких контрастов. Громадные богатства и тут же рядом нищета. А все в повиновении держит религия. Вот он бедный человек, тощий как скелет. Сидит, лепешечку кушает, песенку поет и рад, что он на земле, что бог его сотворил. А богатого человека считает своим хозяином и ни на что не претендует. Нет такой силы, чтобы так удерживать народ в повиновении, как религия. Религиозные праздники в Индии идут один за другим»
1989, Бобруйск. На вручении переходящего знамени Отделу спорта и туризма Бобруйского горисполкома. На переднем плане: председатель спорткомитета Бобруйска Анатолий Петрович Буевский, председатель добровольного спортивного общество «Спартак» Иван Григорьевич Шишкевич, Олимпийский чемпион Виктор Ренейский, тренер Б. Г. Бирюков.
«В начале 90-х годов мы, тренеры, как работали, так и продолжали работать, - рассказывает Борис Григорьевич, - но работа была уже не так поставлена. Прекращается финансирование на уровне министерства спорта СССР. Спортсмены возвращаются на свою родину, чтобы выступать за национальные сборные. Появляются проблемы с учебно-тренировочными сборами, с выездами на соревнования. Подготовка идет к Чемпионату мира идет – но выделят ли средства? На этот вопрос никто не может ответить. Например, соревнования в Италии. Перевозка лодок. Команды, как минимум 20 человек, и обслуги человек 8. Не поездом – самолетом».
Бобруйск, Березина, 1991. Виктор Курляндчик с супругой Натальей, Борис Бирюков, Евгений Гребеневич
Неопределенность очень влияла на спортсменов: «При целенаправленной подготовке к международным соревнования надо работать в поте лица. В данной ситуации спортсмен спрашивает у тренера: а что там с соревнованиями? Мы не могли обманывать, говорили: не знаем. А они включали свои тормоза, начинали тренироваться в поддерживающем режиме.
Когда в последний момент выделяли средства на участие – команда выступала ниже своего уровня.
В таких условиях некоторые спортсмены решались на выезд из страны. Одним из первых был Виктор Ренейский, которому был предложен контракт в Молдавии. Он уехал, и не раз побеждал в чемпионатах Европы и мира, а также завоевал серебряную олимпийскую медаль для Молдавии с напарником Николаем Журавским.
«Пока более-менее стабилизировалась обстановка, несколько циклов международных соревнований мы пробуксовали. А потом наша команда начала достаточно хорошо выступать: и на Пекинской олимпиаде, и на Бразильской олимпиаде» - подводит итог тренер.
2012, Франция
Владимир Ренейский, мастер спорта, чемпион Советского союза, Виктор Ренейский, Борис Бирюков, Владик Ренейский (сын Владимира), Сергей Осецкий, Анатолий Ренейский.
Турция, учебно-тренировочные сборы, 2020. Виктор Ренейский, чемпион Беларуси, серебряный призер молодежного чемпионата мира Виталий Осецкий, Николай Журавский.
Гребля на байдарках и каноэ в годы независимости Беларуси показывала стабильно высокий результат, и вклад бобруйской школы гребли тут нельзя отрицать. Однако международная карьера белорусских гребцов пока на паузе. «В командном зачете Чемпионата мира по гребле на байдарках и каноэ, последнем, до которого была допущена Беларусь в 2021 году, мы заняли второе место, - отмечает собеседник, - Но мы уже два года не выступаем нигде, мы под санкциями. Вроде бы нас и допустили к участию в соревнованиях на 2024, но с определенными условиями. Белорусский спортсмен может выступать под нейтральным флагом и не должен иметь контрактов с силовыми структурами. Но практически все профессиональные спортсмены находятся на службе в спортивном клубе Министерства обороны или ДСО «Динамо».
Беларусскому спорту остается ждать, продолжать растить новое поколение. Какой совет даст тренер родителям, которым хочется, чтобы их ребенок занимался спортом?
«Если вы хотите, чтобы он занимался, вы должны интересоваться его тренировками. А что ты делал? Как ты делал? Что получается, а что не получается? С тренером контакт держите. Надо поощрять своего ребенка вниманием. Например, наступают соревнования - родители приходят на соревнования, болеют за него. Ребенок тогда совершенно по-другому свои занятия воспринимает.
Не всегда у родителей все это получается – занятость, работа.
Вот пример братьев Богдановичей. Их родители постоянно приезжали из Елизово в Бобруйск, всем интересовались, начиная с детских соревнований. А когда пошли международные соревнования, например, в Польше, – они на машине приезжали на соревнования. Братья росли просто на глазах: сборная города, сборная области, сборная республики, международные соревнования. В результате они добились очень многого в спорте и в жизни».
С условиями тренировок для детей и подростков в богатом на олимпийскую славу Бобруйске дела обстоят не лучшим образом. Гребная база байдарочников и каноистов отапливается печкой, в ней нет душа, нет зала ОФП, а туалет на улице. Борис Григорьевич считает, такое отношение города к спортсменам-гребцам в корне неправильным.
По его мнению, отдельную школу гребли – а не отделение при СДЮШОР - нужно было открыть еще в 1988 году. «Я хотел это сделать, когда были еще всесоюзные смотры-конкурсы. По итогам того года наше отделение гребли заняло первое место по количеству очков в Советском Союзе. Я был лучшим тренером, Виктор Ренейский – лучшим спортсменом. Но это отделение, а где же школа? Обращался в горисполком, облисполком, но без результата. Я мог бы бросить тренерскую работу и заняться базой, но не стал оставлять своих спортсменов.
Вопрос снова поднимался после олимпийской победы братьев Богдановичей в 2012 году. Когда я пошел по второму кругу, курирующий спорт Свистунов сказал: будет новая база – сделаем школу. Базы нет, школы нет. Чудо какое-то должно совершиться, чтобы она появилась.
Есть информация, что идет подготовка к постройке новой базы. Но при этом город строит садик, новый корпус больницы. Каждый скажет, что сад и больница - важнее, и я тоже».
В последнее время, кажется, сама Березина не благоволит гребному спорту.
«При строительстве двух новых мостов строители сделали хорошее дело, но не довели его до конца, - говорит Борис Григорьевич, - Русло реки они захламили. Наша река превратилась в ручеек, который можно перейти в районе санатория им. Ленина. Они должны были увозить выбранный песок из ям под сваи, а они выбрасывали его в реку: смоет. Ну его и смыло сюда, на город. Мы уже не можем провести соревнования на должном уровне из-за того, что река обмелела.
Раньше, когда заканчивался паводок и начиналась навигация, работала служба по благоустройству реки. Регулировали русло, углубляли и вывозили песок, где был намыв. Сейчас этой службы нет, река осталась сама по себе, это очень печально».
День рождения у Бориса Григорьевича приходится на 7 ноября. Как ему праздновалось в такую дату в годы советской власти? «Хорошо праздновалось. Праздник шел параллельно. 75 отмечу в кругу семьи. А круглые даты - 50, 60, 70 – я праздновал в компании друзей и воспитанников, которые приезжали со всей Беларуси».
Хотелось бы ему что-то изменить в пройденном пути? «Нет. Все мои родственники направляли меня на военную службу, чтобы я стал офицером Советской армии. А я выбрал другое, и я не сожалею. Это мое любимое дело, оно меня ни в коем случае не тяготит».
Всего комментариев 2
Поделиться: