Образование
Образование
6 декабря 2022
Современные школьники демонстрируют снижение уровня знаний по основным предметам, в том числе, математике, считает известный белорусский репетитор Евгений Ливянт. При этом он убежден, что желание учиться и все возможности для этого у школьников есть. В чем же проблема? Рассказывает smartpress.by.
На мой взгляд, интеллектуальный уровень нынешних школьников и мотивация учиться меньше не становятся, однако уровень знаний снижается. При этом отметки в школе у большинства учеников завышенные при явных очень серьёзных пробелах в знаниях. По этой причине ни сами школьники, ни их родители не могут адекватно оценить суть и глубину проблемы. Недавно Национальный институт образования Беларуси опубликовал анализ мониторинга уровня математической грамотности учеников 9 класса. Он проводился в прошлом учебном году и показал ужасающие результаты. 68% школьников показали критически низкий уровень знаний и умения их применять на практике. Поясню: в стандартных исследованиях такого рода существует 6 уровней математической грамотности. Так вот, в Беларуси на первом уровне приблизительно 15% школьников, а 69% девятиклассников до этого уровня вообще не дотягивают. Поэтому в последнем исследовании появился новый уровень 1а — уровень ниже первого. Его назвали "пороговым", и этому уровню математической грамотности соответствуют 68% наших школьников. А еще 0,8% ниже и этого уровня.
Вы упомянули, что и оценки часто необъективны и не показывают точной картины знаний…
Именно. Приведу пример: у меня с августа занимается 10-классник, хороший, старательный парень, с которым мы до сих пор устраняем пробелы по программе 5-7 классов, сейчас приблизились к программе 8 класса. В какой-то момент я у него спросил об отметке по математике в школе. И услышал: "10". Как?! "Учителя хвалят, на фоне других я лучше". Я сказал парню, что когда я говорю, что уровень знаний низкий, что надо заниматься ещё больше, он и его родители могут решить, что репетитор набивает себе цену и хочет просто увеличить количество занятий для увеличения доходов. Это рассуждение вполне логично: парень один из лучших в классе, его, вероятно, хвалят на уроках. Откуда он должен знать, что его знания математики находятся на "пороговом уровне", если ему ставят “десятки”?
Вы считаете, что это не единичный случай?
Еще недавно ученикам, получавшим 8 по математике в ведущих гимназиях Минска, требовалось только повторение и шлифовка школьных знаний, а также помощь в изучении материала более высокого уровня. А теперь та же "восьмёрка" у 9-10-классников — это показатель знаний 6-7 класса. Как так? На ум приходит только многочисленные истории с приписками в особо крупных размерах в сельском хозяйстве в советское время, в 1980-е годы. Сейчас мы видим такие "приписки" в системе образования. Но зачем?
Многие родители наверняка помнят, что раньше критерием знаний по математике у школьника старших классов был сборник Сканави. Он был разделен на три уровня сложности. Умения решать задачи первого уровня было достаточно для поступления в вузы почти на любые физико-математические или инженерные специальности, решение заданий второго уровня было необходимо для поступления на специальности с самым высоким конкурсом, решение задач третьего уровня было для избранных, для тех, кто планировал поступить в топ-5 вузов СССР. Так вот, сегодня мы, репетиторы, делаем всё, чтобы в итоге хотя бы приблизить абитуриентов к решению заданий первого уровня Сканави. Это уровень наших притязаний.
И он, увы, снижается. Нынешние 10-классники — последние, кто сдавал экзамены при поступлении в 5-й класс гимназии. У них была мотивация, их нацеливали на то, что надо больше учиться и стараться, существовал определенный отбор более сильных и мотивированных учеников. В следующем году в 10-е классы придут те, кто не сдавал экзамены в гимназии. Я уверен, что нас ждут ещё более слабые абитуриенты.
Есть ли аналогичные проблемы в младшей школе?
В первом и втором классах не ставят оценки, чтобы не обидеть ученика младших классов и ни с кем его не сравнивать. Вообще, теперь считается неприличным и педагогически неверно сравнивать учеников друг с другом, учебные достижения стали делом, по сути, интимным. А как ученик может чего-то добиться, не сравнивая себя с другими? Интересно, в спортивных школах и секциях тоже запрещено сравнивать учеников друг с другом или это, как теперь говорят, другое?
Как-то ваша позиция идет вразрез со многими современными европейскими веяниями в образовании: не сравнивать детей с другими, учитывать их индивидуальные особенности и способности…
Не исключаю, что потом эти европейские ученики будут работать на индусов и китайцев, потому что у тех уровень образования и мотивация работать окажутся намного выше. На пути к знаниям и успеху они вкалывают, не жалея себя, пока другие заботятся о психологическом комфорте школьника, его зоне комфорта и личном пространстве. Кто по итогу станет более успешным? Кстати, о щадящих скандинавских моделях образования, на которые многие ссылаются как на образец. Интересно, а знаменитых финских, шведских и норвежских лыжников и биатлонистов массово готовят к олимпийским победам в щадящем режиме и не сравнивая друг с другом?
Вы сравнивали тесты нашего ЦТ с экзаменами в других странах?
Российские тесты по математике и физике значительно сложнее тех, которые предлагаются белорусским школьникам, и круг тем гораздо шире, и структура теста требует не только ответов, но и демонстрации полного решения. И так по всем предметам.
Недавно был весьма любопытный эксперимент: преподаватели МГУ прорешали экзаменационные тесты разных стран и выложили видео разборов. Так вот, белорусские были самыми легкими. А задания для выпускников школ Южной Кореи или Китая были очень тяжёлыми, многие из них я не представляю как решить. Если же судить по первому этапу репетиционного тестирования этого года, наши тесты стали ещё проще, я бы сказал, примитивнее.
Я считаю, что государственные экзамены предназначены не только для того, чтобы проверить уровень знаний абитуриентов, не только для того, чтобы провести честный конкурс поступления в вузы, но и для того, чтобы задать некую планку, некий стандарт, к достижению которого стоит стремиться. Понижение этой планки самым печальным образом сказывается на всей системе образования — и среднем, и высшем. Думаю, что итогом станет гораздо меньшая конкурентоспособность наших вузов на мировом образовательном рынке.
Ок, все печально. Но какие реальные шаги вы предлагаете, чтобы улучшить уровень знаний наших детей?
В первую очередь, надо знать то, на каком уровне мы действительно находимся, отдавать себе в этом отчет и работать. Много работать. Можно с репетиторами, можно самостоятельно путем выполнения заданий и постижения тем по пособиям и онлайн-урокам. И того, и другого сейчас в достатке, есть очень хорошие сборники. Если нет возможности постоянно заниматься с репетиторами или ходить на курсы, можно иногда с ними консультироваться, а учиться при этом дополнительно по их рекомендациям самостоятельно. Самое главное — работать, а не ныть или наслаждаться призрачной оценкой в дневнике.
Всего комментариев 3
Поделиться: