Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
Новости Бобруйска
8 июля 2023
В рубрике «Я хочу твою работу!» BOBR.by рассказывает о разных профессиях, их плюсах и минусах.
Ирина Васильева, психолог-логопед
О профессии
Логопедия – это большой мир, о котором сложно рассказать в двух словах. На самом деле речь ребенка начинается тогда, когда он еще не говорит. С развития моторных навыков. Важно, как происходит развитие ребенка с первых месяцев жизни: фиксирует ли он взгляд, слышит ли окружающие звуки, вовремя ли он сел, манипулировал ли с предметами, слышал ли правильную речь родного языка и видел ли он в это время лицо говорящего. В норме ребенок усваивает речь по подражанию. Именно поэтому важно не просто слышать речь, но и видеть артикуляцию говорящего в этот момент. Важно понимать: никакой гаджет не научит ребенка говорить правильно. Специалисты этой области работают не просто над запуском или исправлением речи, но и с общим развитием детей: память, внимание, мышление, общая и мелкая моторика, правильное дыхание. Все это взаимосвязано.
Дети не понимают, что речь – это система. Звуки складываются в слова, слова – в фразы, фразы – в предложения, предложения – в текст. Поэтому логопед объясняет на доступном ребенку языке, как это работает, а затем учит правильно дышать и артикулировать, чтобы получился звук. Это длительный процесс, который требует вовлеченности не только ребенка, но и его родителей.
С чего начать?
Когда после школы я выбирала учебное заведение, хорошо знала только одну профессию – воспитатель детского сада. Мне нравилось играть с детьми. Они ко мне тянулись, да и я тоже. Так я определилась, что пойду обучаться этой профессии. На 3 курсе полностью разочаровалась. После первой практики оказалось, что все не так радужно, как представляла. Хотела уйти из университета, но родители убедили остаться.
На выходе из университета мы получали 2 профессии: воспитатель дошкольного образования и практический психолог. Когда на 4 курсе началась психология, я поняла – это мое. Позже дополнительно стала проходить частную групповую терапию. Терапия в группе на втором году подразумевает опыт в роли терапевта (психолога). Мне понравилось, а тренера всегда подчеркивали мой потенциал. Люди, выбирающие меня на роль терапевта, это подтверждали. Так профессия психолога выбрала меня. И я решила, что хочу быть психологом. Но затем больше 10 лет работала психологом в сфере образования. Это было не совсем то, что я хотела. Поэтому я хотела сменить род деятельности.
Находясь в декретном, решила, что хочу полностью сменить профессию. О профессии логопед думала еще за 5 лет до того, как решилась подать документы. Первую свою сессию сдавала, когда дочка по мне еще ползала. Это было тяжело, но у меня получалось и во мне видели потенциал. Мне очень нравиться учиться, думаю, это заметили и преподаватели. Недавно я ушла из области образования. И теперь совмещаю две профессии.
В отличие от психологии, результат в логопедии виден сразу или почти сразу. Есть примерные сроки работы над звуками. Это мотивирует и очень радует. Мне нравится помогать людям.
Как психология помогает логопеду?
Все дети и родители разные и у каждого из них разная мотивация, поэтому важно уметь находить общий язык. Если ребенок сопротивляется, то результат будет низким, либо отсутствовать вообще. Благодаря психологии я знаю, где можно надавить и настоять на своем, когда подбодрить и как мотивировать. Дети чувствительны к неудачам и склонны к зажатости, а опыт работы психологом помогает мягко раскрыть их и установить контакт. Появляются первые успехи, что мотивирует детей продолжать заниматься дальше. Конечно же, я их поощряю и стараюсь поддерживать эмоциональный контакт. Часто такой «коннект» случается, что жалко расставаться с ребенком после исправления нарушений.
Актуальность профессии сегодня
Сейчас большая часть проблем детей связана с тем, что с ними мало общаются дома, а также они практически не находятся в компании других детей. Особенно ситуацию осложняют гаджеты. С сожалением констатирую, что в некоторых семьях телевизор вообще постоянно включен в фоновом режиме. Такие дети могут произносить все звуки, но мало понимают речь и даже простые фразы из повседневной жизни, если они не связаны с тем, что происходит в данный момент. Про скрытый смысл пословиц и поговорок вообще остается только вздыхать.
С чем работает логопед
Сначала специалист определяет причину нарушения. У двух детей может быть одна и та же проблема: не могут произнести один звук. Однако причины ее возникновения разные. Дети учатся, подражая родителям, поэтому у одного ребенка проблема может возникнуть из-за того, что один из родителей произносит этот звук ненормативно. У другого эта проблема может возникнуть в результате органического нарушения. Например, сложные роды или перенесенные заболевания мамы во время беременности, заболевания ребенка в раннем возрасте и т.д.
Где и сколько учиться?
Эту профессию можно получить во многих ВУЗах Беларуси. В МГУ им. Кулешова, БрГУ им. Пушкина, ГГУ им. Купалы, МГПУ им. Шамякина. Я училась в педагогическом университете им. Максима Танка. Там есть кафедра инклюзивного образования, где можно обучиться профессии логопеда, дефектолога и тифлопедагога. Срок обучения был сокращенный на основе первого высшего образования, всего 2 года. Форма обучения очно-заочная. За это время есть практика, где на собственном опыте мы осваивали профессию.
Также не стоит останавливаться только на университете, это только база. Важно постоянно повышать свою квалификацию и узнавать что-то новое. Для этого существуют различные курсы и вебинары. Например, в ближайшее время я планирую пройти курсы логопедического массажа. И это только одно из возможных направлений. Нет предела совершенству.
Направления логопедии
Существует множество областей, которые невозможно охватить одновременно. Каждый специалист работает в определенном направлении. Я работаю в нейроподходе – развитие межполушарного взаимодействия, укрепление нейронных связей, быстрое переключение, тренировка внимания, памяти и т.д. Сейчас это больное место у детей. Часто они не могут сделать простейшие действия, что влияет на успешность обучения.
Одни специализируются на звукопостановке, другие – на работе с детьми с общим недоразвитием речи. В последнем случае недостаточно заниматься только звукопроизношением. Сначала ребенку показывают, что речь – это система, постепенно сужая ее до произношения звуков.
Существует условно отдельная область логопедии, направленная на запуск речи. В последнее время выросло количество детей, которые в 3 года еще не разговаривают. Также существуют специалисты, работающие только с детьми школьного возраста. В этом случае методы работы привязываются к материалу, изучаемому в школе.
Есть логопедия для людей, переживших инфаркт или инсульт. Кровоизлияние в мозг приводит к полной, либо частичной потере речи. Это афазия. В этом случае специалисты проводят реабилитацию и учат снова говорить и понимать речь.
Отдельное и интересное направление – работа с заиканием. Заикологи помогают не только детям, но и взрослым. Они много работают с дыханием и учат человека жить и приспосабливаться к заиканию, как бы преодолевать такую особенность своей речи. Работать со всем и сразу – сложно, а скорее невозможно. Каждый подход требует использования определенного учебного материала, а его очень много. Некоторые направления требуют даже специально организованного пространства. Например, для запуска речи необходимо много сенсорных материалов, работа в присоединении к ребенку, много пространства. А работа заиколога с детьми желательно должна быть организована в групповом формате.
Где работать?
Вариантов много. Определенно это детские сады и школы. Также логопеды требуются в поликлиники, частные центры и могут работать частным образом.
О востребованности профессии
Сейчас эта профессия востребована как никогда. Еще лет 15-20 назад в группе детского сада помощь требовалась одному ребенку, сейчас наоборот – только одному из группы помощь не нужна. Многие специалисты связывают это с гаджетами, которые дают детям чуть ли не с рождения. Это замедляет развитие речи. Мы усваиваем речь, как целостную систему. Дети перестают понимать, что есть отдельные звуки.
Весь сенсорный опыт находится вокруг нас: природа, песочница, жучки и паучки. Это словарь для ребенка. Гаджеты выдают двумерную картинку, в которой нет разнообразия и её нельзя увидеть в объёме, потрогать. Быстро меняющиеся картинки захватывают внимание ребенка и не включают те зоны мозга, которые должны работать при нормотипичном развитии. В результате дети ленятся думать и говорить. А родители меньше общаются с ребенком, что тоже отрицательно сказывается на развитии.
О взрослых пациентах
Взрослые редко обращаются за логопедической помощью, однако такие случаи бывают. На самом деле взрослые могут работать над проблемой самостоятельно. Важно, чтобы была мотивация и сила воли. Однажды ко мне обратился знакомый с просьбой исправить картавость (горловое произношение звука «Р»). Я подсказала направление, в котором нужно работать с этой проблемой. Он начал тренироваться, понял, что не все сразу получается. Спустя время поставил звук «Р» и теперь рычит, как тигр.
Тяжелее ли во взрослом возрасте исправить проблему? И да, и нет. До 25 лет наш мозг пластичен, потому что еще растет. После этого возраста мозг менее подвижен, особенно, если не обучается чему-то новому. Поэтому постановка звуков во взрослом возрасте – более сложный процесс. Кроме того, важно учитывать работу нейронных связей. С возрастом связь автоматизируется до такой степени, что ее работа мало заметна. Например, если постоянно неправильно произносить звук и не акцентировать на этом внимание, нейронная связь закрепляется. Переключиться на правильный звук спустя 20 лет после использования ненормотипичного будет сложно.
В то же время, взрослые люди более осознаны и способны себя контролировать. Ребенку нужен внешний контроль до тех пор, пока нейронная связь не закрепится. В вопросах мотивации и контроля со взрослыми работать проще.
О качествах хорошего логопеда
У хорошего логопеда должна быть любовь к своей профессии и желание помогать людям. Также важно понимать детскую психологию, чтобы найти общий язык с малышами. Логопед должен уметь заинтересовать ребенка и найти тот самый волшебный ключик, чтобы он тянулся за знаниями.
Так как это работа с детьми, все они разные: одни расстраиваются до слез, другие стойко переносят трудности. Поэтому важно иметь внутренний стержень, чтобы выдержать это. И, конечно, специалист должен быть эмоционально вовлечен в процесс. Маленький ребенок не будет контактировать с безэмоциональным человеком. Нужно верить в себя и в ребенка.
О сложностях
Сложно, когда родители не понимают, что с их ребенком, как работает специалист. Родители часто сравнивают результаты своего ребенка с соседскими детьми и удивляются, почему у них не такие быстрые результаты. Еще сложнее, когда родители халатно относятся к занятиям и не участвуют в этом процессе. В таком случае получение результата затягивается. Это сложно и для ребенка, и для специалиста. Важно выполнять домашнее задание и помогать детям.
О плюсах и минусах
Плюсы – видеть прогресс ребенка. Когда у него наконец получается звук, это восторг для меня и для него. Также это контакт с малышами. Они все разные и искренние. Я помогаю людям и становлюсь от этого счастливее. Кроме того, это постоянное развитие и получение новых знаний.
Из минусов – всегда не хватает места в шкафах для обучающих материалов, которых с каждым днем становится больше и больше.
О заработке
Заработок зависит от места работы. Занимаясь частной практикой в Минске заработок будет больше, чем в Могилеве или Бобруйске. Также все зависит от нагрузки, которую специалист готов взять. Потолка для развития нет.
История от героини
Ко мне на занятия приходил мальчик, у которого ничего не получалось. Он был очень тревожный и не пускал в ротик даже ватную палочку, чтобы показать, как правильно ставить язык. Он начинал плакать, не доходя до моего кабинета. Когда я приходила к ним в группу в детском саду, он готов был слиться со стеной, только чтобы я не забирала его на занятия.
Мальчику было очень тяжело из-за дизартрии. Он не чувствовал свой язык, а также у него был повышен рвотный рефлекс, поэтому при выполнении некоторых артикуляционных упражнений были неприятные позывы. Не всегда получалось мотивировать его. Мы оба страдали.
Однажды, когда я привела его с занятия, подбежал мальчик из его группы и сказал: «А вы знаете, что он сказал?». Я спросила: «Что?» Мальчик ответил: «Чтоб ты заболела». (Смеется)
На следующий год мальчик подрос. Появилась мотивация, потому что у него наконец получилось. И он один из первых бежал ко мне на занятия. Мы преодолели все барьеры и вышли на норму. Но его слова я вспоминаю до сих пор.
Если вы хотите узнать или рассказать о какой-либо профессии – напишите нам!
Всего комментариев 0
Поделиться: